Доктор политических наук Алексей Гусев в интервью Дмитрию Сикорскому корреспонденту федерального бизнес-агентства «Экономика сегодня» Кишинев, Республика Молдова, 08.02.2017 года, эфир в 15:33 мск.: заместитель руководителя Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы, доктор политических наук Алексей Гусев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что, несмотря на все процессы последних лет, Молдавия до сих пор тесно экономически связана с Россией.
Додон взял курс на Евразийский союз
Поэтому, как считает Алексей Александрович, последнее заявление нового молдавского президента Игоря Додона о том, что Кишинев уже в апреле планирует подписать меморандум о сотрудничестве с ЕАЭС, т.е. с Евразийским союзом – экономической интеграционной платформой Москвы на постсоветском пространстве.
Примечательно, что это событие произойдет в рамках большой евразийской конференции, которая весной должна будет пройти в молдавской столице.
Таким образом, Додон «подтвердил» свои недавние слова о том, что соглашение по евроассоциации ничего не дало республике Молдова, является ошибочным, а само решение об этом было принято по политическим причинам.
Молдавия тесно «привязана» к России
«Доходная часть государственного бюджета республики Молдова составляет порядка 12,5 млрд долларов в год. Понятно, что по сравнению с российскими масштабами – это не очень много, но, вместе с тем, третья часть этой суммы является следствием поступлений из Российской Федерации денежных переводов от тех рабочих, которые в настоящее время трудятся в нашей стране», - заключает Гусев.
Эксперт отмечает, что мы этих людей обычно называемым гастарбайтерами, что, наверное, не очень правильно по отношению к лицам, которые родились в Советском Союзе, но именно они и являются едва ли не главным источником валюты для современной молдавской экономики.
«Что касается торгово-экономических отношений России и Молдавии, то их уровень в последние пять лет значительно снизился. Произошло это по политическим причинам – прежние руководители этой Республики наметили тренд в сторону Запада и Европейского союза, а также подписали экономическую часть соглашения об евроассоциации. Все это привело к тому, что Москва ввела в отношении Кишинева пусть и ограниченные, но запретительные меры, которые сказались, как на молдавской экономике, так и на уровне нашего товарного обмена», - констатирует Гусев.
Евроассоциация дорого стоила Молдавии
В результате этого, молдавская торговая продукция в виде фруктов и овощей стала невостребованной, а торгово-экономический оборот России и Молдавии упал где-то на 80 процентов от своего изначального уровня.
«Это серьезные потери для молдавской экономики. Кроме того, это сразу привело к росту числа граждан Молдавии, которые поехали на заработки в Россию. Если в 2013 года их было где-то 800 тысяч человек, то в 2016 году уже 1200, что значительно для такой небольшой страны, как Молдавия», - резюмирует Гусев.
Все это нам показывает, что бывшим постсоветским странам евроинтеграция не очень выгодна и приводит к тому, что там закрываются целые отрасли традиционной экономики, а граждане этих государств лишаются там работы.
Это видно даже по якобы благополучным странам Прибалтики, где согласно некоторым подсчетам чуть ли не половина трудоспособного населения сегодня работает в других странах Европейского союза.
«Поэтому связь с Россией молдаване никогда не утрачивали, но на уровне политического руководства этой страны был тренд в другую сторону. Возможно, все это уже ушло в прошлое, поскольку Додон первый свой официальный визит сделал в Москву, где встретился с российским президентом Владимиром Путиным», - заключает Гусев.
Молдавия может вступить в Евразийский союз
Скорее всего, новое молдавское руководство здесь пойдет еще дальше и за меморандумом о сотрудничестве последует полноценное вступление Кишинева в ЕАЭС.
«Страны Евразийского союза уже озвучили предложение Молдавии вступить в это объединение, но сразу это произойти не может, поскольку здесь очень много существенных тонкостей. Этот процесс вхождения имеет достаточно трудоемкий характер и на это потребуется немало времени в пределах двух лет», - констатирует Гусев.
Для примера здесь можно вспомнить Киргизию, которая вступила в Евразийский союз, но до сих пор так и не смогла полностью имплементировать нормы этого соглашения в свое национальное законодательство.
«Так что, если Республика Молдова вслед за подписанием меморандума с ЕАЭС, будет готовить себя к вступлению в эту международную экономическую структуру, то она должна понимать, что этот процесс носит длительный характер, а согласование всех вопросов на практике занимает целые годы», - резюмирует Гусев.
Соответственно, вопрос о вступлении Молдавии в Евразийский союз – это уже проблема где-то 2019 года.
У Додона есть серьезная оппозиция
«Додон сейчас будет лавировать между Россией и Евросоюзом, поскольку в Республике есть достаточно много людей, которые ориентированы на Европу или даже Румынию. Впрочем, Бухаресту сейчас не до Молдавии, поскольку внутри этой страны происходят серьезные события в виде народных протестов», - заключает Гусев.
Напомним, Румыния считает Молдавию частью своей «исторической» территории и претендует на то, чтобы Кишинев вошел в нее на правах провинции.
Это, кстати говоря, и стало одной из причин вооруженного конфликта в Приднестровье времен распада СССР.
«В принципе Европа здесь не является серьезным фактором, поскольку Молдавия – это бедное государство, которое не представляет для Брюсселя большого интереса. Разводить у себя бедноту европейские лидеры не собираются, поэтому Кишинев был им интересен только в том плане, чтобы оторвать эту страну от России», - констатирует Гусев.
Для Москвы здесь ситуация понятна и прозрачна, а единственной проблемой является статус Приднесторовья, но и здесь, как уверен Гусев, можно найти компромисс.
Доктор политических наук Алексей Гусев в интервью Дмитрию Сикорскому корреспонденту федерального бизнес-агентства «Экономика сегодня» http://rueconomics.ru/ Кишинев, Республика Молдова, 08.02.2017 года, эфир в 15:33 мск.