Деятельность Министерства вну-тренних дел в прошедшем году осу-ществлялась в соответствии с ос-новными приоритетами, опреде-ленными Концепцией националь-ной безопасности, установками Президента Российской Федера-ции, решениями Совета безопасно-сти, а также с учетом складываю-щейся в стране криминальной об-становкой.
Количество преступлений в 2005 году возросло почти на че-тверть (+23 процента) и достигло трех с половиной миллионов.
Анализ статистики показал, что в общем приросте преступлений поч-ти 70 процентов составляют деяния небольшой и средней тяжести, ко-торые традиционно являются наи-более латентными. При этом самые высокие темпы прироста были от-мечены по неквалифицированным составам - кражам, грабежам и мо-шенничествам (соответственно +30 процентов, +41 процент и +58 процентов). В 2 раза больше за-регистрировано карманных краж, на 23 процента больше умышлен-ных причинений средней тяжести вреда здоровью. Напротив, показа-тели регистрации наименее латент-ных преступлений, таких, как убий-ство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, практиче-ски оставались на уровне прошлого года (-2,2 процента и +0,9 процента соответственно).
Приведенные данные дают осно-вание утверждать, что рост реги-стрируемой преступности связан в основном с сокращением ее латент-ной составляющей.
Этот результат явился итогом це-ленаправленных мер МВД и Гене-ральной прокуратуры России по укреплению законности в деятель-ности милиции, и прежде всего в сфере учета и регистрации престу-плений. Свои первые результаты начала давать и новая система ве-домственной оценки работы и уход от пресловутого процента раскры-ваемости.
В целом эти показатели характе-ризуют реальное состояние пре-ступности в стране.
Однако из всех элементов кри-минальной обстановки особую оза-боченность в 2005 году вызывала преступность в сфере экономики, террористические и экстремист-ские проявления.
В прошедшем году вскрыт це-лый пласт проблем, связанных с хищениями, системно выстроенны-ми схемами уклонения от уплаты налогов, коррупцией в органах вла-сти, масштабными операциями по легализации и выводу за рубеж крупных финансовых средств. Здесь впервые за многие годы уда-лось дать уголовно-правовую оценку действиям криминальных структур, которые в течение уже длительного времени наносили ко-лоссальный ущерб экономике стра-ны. В первую очередь это так назы-ваемые рейдерские схемы, которые пришли на смену криминальным банкротствам. Наряду с этим также характерны - размывание пакетов акций через дополнительные эмис-сии, манипуляции с реестрами, соз-дание параллельных советов ди-ректоров, незаконная деятельность сервисных структур, обеспечиваю-щих юридическое сопровождение криминального бизнеса.
Не устранены угрозы и на Юге России, связанные с деятельностью международных террористических организаций и бандформирований, сохранением предпосылок к обо-стрению межнациональных и меж-конфессиональных противоречий, с их стремлением перенести напря-женность с Северного Кавказа в другие регионы и распространить экстремистскую идеологию.
В этих условиях Министерством внутренних дел осуществлялся ши-рокий комплекс мер, направленных на системное противодействие пре-ступности, эффективное взаимо-действие с партнерами из зарубеж-ных стран, с опорой на государ-ственные структуры, обществен-ные, конфессиональные и правоза-щитные организации в целях на-дежной защиты граждан, общества и государства от преступных пося-гательств.
В 2005 году в результате прове-денных оперативно-розыскных ме-роприятий предотвращено 450 те-рактов, в том числе 209 - в Чечен-ской Республике. На территории страны совершено на четверть ме-ньше данных преступлений (всего зарегистрировано 203 таких пре-ступления). При этом их раскрыва-емость превысила 60 процентов.
Полученные результаты явились прямым следствием совместных действий ФСБ, МВД, Миноборо-ны и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Из трагических событий в Мос-кве, Каспийске и Беслане были из-влечены самые серьезные уроки.
Так, в кратчайшие сроки были разработаны меры по антитеррори-стической безопасности авиацион-ных перевозок, метрополитенов и железнодорожных сообщений.
После создания в субъектах Юж-ного федерального округа групп оперативного управления (ГрОУ) возрос уровень боеспособности и оперативного реагирования сил правопорядка на вылазки терро-ристов.
Отмечу, что активные упреждаю-щие действия органов внутренних дел и внутренних войск МВД Рос-сии во взаимодействии с другими силовыми структурами обеспечили безопасность выборов в парламент Чеченской Республики, позволили сорвать планы лидеров незаконных вооруженных формирований по проведению так называемой опера-ции "Огненное лето".
Требуется также повысить и ка-чество антитеррористической за-щищенности объектов повышен-ной опасности и проведения важ-нейших социально-политических мероприятий.
В свете подготовки встречи глав государств "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге надо обеспечить постоянный мониторинг крими-нальной обстановки, организовать своевременную проверку поступающей информации о возникно-вении любых террористических и экстремистских проявлений, вклю-чая несанкционированные протестные акции объединений радикаль-ной направленности и антиглоба-листов. При этом необходимо в полной мере использовать опыт обеспечения общественного право-порядка в период празднования 60-летия Победы в Великой Отече-ственной войне, 750-летия Кали-нинграда и 1000-летия Казани.
Особую роль в Южном феде-ральном округе выполняли вну-тренние войска.
От Министерства обороны Рос-сийской Федерации приняты воен-ные комендатуры Итум-Калинского, Шатойского, Ножай-Юртовского и Веденского районов Чечни, оптими-зирован их состав и объем выполняе-мых задач (май-ноябрь 2005 года).
Организационные и практиче-ские меры позволили поддержи-вать внутренние войска в высокой степени боевой готовности и уси-лить их антитеррористическую со-ставляющую в служебно-боевой деятельности.
Для чего обучение личного соста-ва наиболее сложным практиче-ским элементам горной подготовки осуществлялось на базе введенного в прошлом году специального учеб-ного центра.
Выполнены задачи и по комплек-тованию подразделений внутрен-них войск. В 46-й ОБрОН и воен-ных комендатурах внутренних войск в горной части Чеченской Республики все воинские должно-сти сержантов и солдат укомплек-тованы военнослужащими, прохо-дящими службу по контракту.
С избранием парламента в респу-блике завершено формирование полноценной системы органов вла-сти. Укрепились правоохранитель-ные органы. И сегодня МВД Че-ченской Республики способно са-мостоятельно решать задачи борь-бы с преступностью и обеспечения правопорядка.
В текущем году необходимо на-править усилия МВД Республики на искоренение бандитизма, по-хищения людей и разбойных на-падений.
Необходимо повысить актив-ность мероприятий также и по де-криминализации нефтекомплекса республики, защите бюджетных средств, выделяемых на восстано-вление ее экономики и социальной сферы.
При этом мы не должны снижать темпов антитеррористических ме-роприятий и поддержания мирного процесса в Чеченской Республике.
Расследование серии резонан-сных терактов в Дагестане, Ингу-шетии, вооруженного нападения на объекты силовых структур в Наль-чике показало, что основными спонсорами и идейными вдохнови-телями данных акций выступают международные террористические и экстремистские организации...
В текущем году линия противо-действия экстремизму должна лечь в основу оперативно-розыскной и профилактической деятельности, и прежде всего в Южном, Приволж-ском и Уральском федеральных округах.
Необходимо и далее комплексно и последовательно реализовывать стратегию борьбы с этим явлением.
Не менее серьезную угрозу для безопасности страны представляют неформальные молодежные груп-пировки.
Их деятельность приобретает противоправные формы, сопровождаемые насилием в отношении лиц, исповедующих другую религию или имеющих другой цвет кожи.
Это убийства иностранных граж-дан в Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах. Широкий резо-нанс получило недавнее нападение на прихожан и в московской сина-гоге.
Всего в прошлом году зареги-стрировано 152 преступления эк-стремистской направленности. Почти все они раскрыты, на опера-тивно-профилактические учеты поставлено более 5 тысяч лиц. Наи-большее их количество выявлено в Москве, Санкт-Петербурге, Ро-стовской, Самарской и Воронеж-ской областях и Республике Коми. Поэтому в текущем году необхо-димо обеспечить целенаправлен-ную работу по пресечению любых проявлений экстремизма. Присут-ствующие здесь руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов Феде-рации должны во взаимодействии с заинтересованными министер-ствами и ведомствами разработать дополнительные планы по преду-преждению и пресечению экстре-мизма. И координирующую роль в этом должны взять на себя по-дразделения по борьбе с органи-зованной пре-ступностью.
В прошлом го-ду было раскры-то более 28 тысяч преступлений, совершенных в составе организованных групп (рост по отношению к 2004 году соста-вляет +1,6 процента). Доказана их причастность к совершению 93 по-хищений человека, 2,5 тысячи раз-боев и вымогательств.
Однако объективная ситуация в сфере организованной преступно-сти свидетельствовала о том, что потенциальные возможности по-дразделений по борьбе с организо-ванной преступностью использу-ются не в полном объеме, а их уси-лия растрачиваются не там, где это необходимо обществу и государ-ству. С учетом выводов комиссии Контрольного управления Прези-дента Российской Федерации это направление работы было скоррек-тировано.
Мы отказались от обезличенных "валовых" показателей и учитыва-ем только конкретные результаты пресечения деятельности наиболее крупных и устойчивых престу-пных формирований и привлече-ние их лидеров и участников к уго-ловной ответственности.
Это в первую очередь те престу-пные сообщества, которые длитель-ное время практически безнаказан-но совершали тяжкие преступле-ния: легально вторгались в эконо-мическую сферу, отмывали крими-нальные доходы, навязывали свои правила бизнес-сообществу и ре-ально влияли на отдельные сферы социально-экономической жизни регионов.
Примером подобных престу-пных формирований являются "Общак", "Уралмаш", "Тагирья-новские" и недавно ликвидирован-ное сообщество "29-й комплекс". В частности, последним вменяется 56 эпизодов преступной деятель-ности по 8 статьям Уголовного ко-декса. Уголовное дело составляет 235 томов, привлекаются 33 чело-века, по делу проходят 44 потер-певших и 276 свидетелей.
Разработки именно таких престу-пных формирований, проводимые в течение длительного времени и позволяющие раскрывать тяжкие преступления прошлых лет, воз-вращать России похищенные у страны денежные средства из-за рубежа и очищать регионы от кри-минального влияния, являются ос-новной задачей подразделений по борьбе с организованной преступ-ностью.
Что касается преступлений, со-вершенных в составе групп, то их выявление и раскрытие является приоритетной задачей для всех без исключения подразделений МВД: и уголовного розыска, и экономи-ческого департамента, и милиции общественной безопасности.
Поэтому ставлю задачу перед ру-ководителями территориальных подразделений МВД, ГУВД, УВД: в текущем году необходимо обеспе-чить неукоснительное следование указанному принципу борьбы с ор-ганизованной преступностью.
Ожидаем, что результатом из-бранной стратегии будет общее улучшение кри-минальной об-становки в стра-не и снижение наркотизации населения.
Сегодня цен-тральная роль в оздоровлении наркоситуации возложена на Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, которая выявляет зна-чительный объем квалифициро-ванных наркопреступлений.
Вместе с тем борьба с незакон-ным оборотом наркотиков для Ми-нистерства внутренних дел Россий-ской Федерации остается приори-тетной задачей, так как именно нар-копреступления являются произ-водными для сотен тысяч краж, грабежей и разбоев.
В прошлом году милицией было выявлено почти 95 тысяч нарко преступлений, что составляет 54 процента от всего зарегистриро-ванного массива. Наше основное внимание было сосредоточено не только на профилактике уличных преступлений, но и на проведении совместно с зарубежными партне-рами сложных и многоэтапных операций по изобличению членов международных наркокартелей.
Так, совместно с правоохрани-тельными органами ЮАР и Феде-ральной таможенной службой Рос-сии была пресечена деятельность международного преступного сооб-щества, участники которого орга-низовали устойчивый канал кон-трабандных поставок эфедрина из ЮАР в Россию и его сбыт на тер-ритории нашей страны. По делу проводились три контролируемые поставки. И в декабре прошлого го-да в результате оперативного вне-дрения, проведенного на террито-рии двух государств, задержаны 14 активных участников данного сообщества. Изъято 70 килограм-мов эфедрина. Финальная стадия разработки проводилась одновре-менно в Москве, Санкт-Петербур-ге и ЮАР.
Можно привести и ряд других примеров.
В текущем году необходимо про-должить деятельность в направле-нии глубоких оперативных разра-боток. При этом необходимо учи-тывать, что специфика наркопре-ступлений, состоящая в тесной свя-зи с общеуголовными преступле-ниями, требует от органов вну-тренних дел уделять пристальное внимание выявлению этих деяний в ходе каждодневной работы. И это относится ко всем подразделениям Министерства внутренних дел.
Острой остается проблема сра-щивания организованного крими-налитета с коррумпированными должностными лицами. Сегодня масштабы и степень влияния кор-рупции на различные стороны жиз-недеятельности государства и об-щества не только угрожают вну-тренней безопасности страны, но и наносят существенный ущерб меж-дународному авторитету России.
В прошлом году было выявлено 34,5 тысячи преступлений против государственной власти и интере-сов государственной службы. Рост по сравнению с прошлым годом со-ставляет почти 13 процентов.
Среди них пресечена и задокумен-тирована попытка дачи взятки в сум-ме 270 тысяч долларов США одному из руководителей федерального ми-нистерства представителем угледо-бывающей компании. В ходе прове-денных мероприятий были установлены престу-пные связи фигу-ранта, в том чи-сле и с участни-ками организо-ванной преступ-ной группы, дей-ствующей в углеводородной сфере.
Данный при-мер наглядно ил-люстрирует то, какие преступле-ния должны выявляться органами внутренних дел.
Однако результаты нашей дея-тельности еще не отражают реаль-ных масштабов коррупции в стране. По-прежнему вне досягаемости ос-таются высокопоставленные кор-рупционеры. Как правило, боль-шинство лиц, выявленных за эти преступления, - мелкие взяточники. Из числа выявленных за получение взятки лиц лишь две трети привле-кается к уголовной ответственно-сти, и только каждый десятый осуждается к лишению свободы.
В данном направлении имеется еще много изъянов. Для их устра-нения требую активизировать борьбу на всех этажах власти. Ис-пользовать полный арсенал имею-щихся сил, средств и методов опе-ративно-розыскной деятельности. От успехов борьбы с коррупцией зависит стабильность многих со-циальных явлений, это позволит реально повлиять на криминаль-ные процессы, и в первую очередь на экономическую преступность.
Итогом решения задач по обеспе-чению экономической безопасно-сти в отчетный период стало выяв-ление 438 тысяч преступлений эко-номической направленности, что почти на 9 процентов больше, чем в прошлом году.
В два раза больше выявлено фак-тов незаконного предприниматель-ства, в три раза фактов легализации денежных средств, полученных преступным путем, почти на че-тверть фиктивных банкротств, на 50 процентов возросло количество преступлений, связанных с нару-шением авторских и смежных прав.
Организация борьбы с экономи-ческими преступлениями стро-илась исходя из задач, поставлен-ных Президентом Российской Фе-дерации и требованиями Генераль-ной прокуратуры. Они были напра-влены на принятие эффективных мер по защите предпринимателей, и в первую очередь малого и сред-него бизнеса, от поборов и вымога-тельств со стороны криминальных элементов и организованных пре-ступных группировок. При этом учитывалось, что бизнес-сообще-ство сегодня беспокоит не только состояние законодательства, но и в первую очередь практика его при-менения: то, по каким правилам действуют контролирующие и пра-воохранительные структуры.
И в этой связи МВД во взаимо-действии с Министерством эконо-мического развития и торговли, профильными комитетами Госу-дарственной Думы Российской Федерации и бизнес-сообществом осуществлялась выработка и со-провождение предложений по устранению противоречий и про-белов действующего законодатель-ства, регулирующего экономиче-скую сферу.
Неотъемлемым направлением данного вида деятельности стала работа по упорядочению проверок хозяйствующих субъектов. В этих целях была разработана и внедрена в деятельность органов внутрен-них дел Инструкция, определяю-щая порядок проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйствен-ной, предпринимательской и торго-вой деятельности. Полагаю, что она позволит значительно сократить количество необоснованных прове-рок и сделать нашу правоохрани-тельную деятельность понятной для малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем, несмотря на дости-жение определенных положитель-ных результатов, хотел бы подчер-кнуть, что на современном этапе необходима реализация и новых подходов к организации противо-действия распространению пре-ступности в ее ключевых отраслях.
В частности, максимально бы-стро должен изучаться и внедрять-ся на местах полученный в минув-шем году оперативно-следствен-ный опыт выявления и пресечения новейших противоправных схем, используемых организованной преступностью в кредитно-финан-совой сфере страны. Здесь и лега-лизация преступных капиталов с использованием зарубежных юрис-дикций, международных трастовых и секретарских компаний, и бирже-вые мошенничества с использова-нием финансовых провайдеров, и фиктивное страхование в ино-странных офшорах, и переводы средств с использованием инфор-мационных технологий, и другие.
Приоритетной линией нашей ра-боты должна являться и защита прав акционеров и собственников.
Значительное внимание необхо-димо уделять декриминализации бюджетообразующих и наиболее пораженных преступностью отра-слей экономики и регионов страны.
Так, в Уральском федеральном округе в 2005 году была продолжена плановая работа по декриминализа-ции топливно-энергетического ком-плекса, в ходе которой пресечено почти 1600 экономических, налого-вых и должностных преступлений. Государству возмещен ущерб на сумму около 68 миллиардов рублей. При этом налоговые платежи за пользование природными ресурса-ми увеличились в округе в 2,7 раза.
Одним из основных направлений нашей деятельности должна оста-ваться защита прав интеллектуаль-ной собственности и борьба с рас-пространением фальсифицирован-ной продукции.
Особое внимание требую уде-лить обеспечению сохранности бю-джетных средств, выделяемых на национальные проекты "Здоровье", "Образование", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса".
При выполнении поставленных задач мы не должны вмешиваться в экономические отношения, в разре-шение хозяйственных споров.
Наша основная задача - обеспе-чение безопасности экономики страны. Успехи на этом направле-нии напрямую способствуют ста-бильному развитию российской экономики и росту ее инвестицион-ной привлекательности.
Не менее важным приоритетом является защита от преступных по-сягательств на жизнь и здоровье граждан - как высшей ценности лю-бого общества.
В 2005 году было раскрыто свы-ше 25 тысяч убийств. При этом хо-чу отметить тенденцию снижения числа регистрируемых убийств бо-лее чем на 2 процента.
Раскрываемость преступлений повысилась на 8 процентов -раскрыто почти 1 миллион 700 ты-сяч преступлений. В их числе более 50 тысяч преступлений - тяжкие и особо тяжкие, раскрываемость ко-торых составила почти 50 процен-тов. А их удельный вес в числе за-регистрированных преступлений по сравнению с прошлым годом снизился на 2 процента.
На 6 процентов больше выявлено лиц, совершивших преступления (1297123).
Раскрыто около 56 тысяч престу-плений прошлых лет, что на четверть больше, чем в прошлом году.
Вместе с тем сложная ситуация сложилась по линии борьбы с кра-жами автотранспорта, рост кото-рых составил более 20 процентов (12718). При этом более 90 процен-тов преступлений этого вида оста-ются нераскрытыми.
Высок уровень преступности и в отношении объектов и сотрудни-ков кредитно-финансовой сферы.
Еще не удалось достичь желае-мых результатов и в разрешении проблем, связанных с розыском без вести пропавших.
Поэтому в текущем году следует принять исчерпывающие меры по повышению эффективности борьбы с преступлениями против личности, всеми видами краж, грабе-жами и разбоями, а также незакон-ным оборотом оружия.
Особое внимание здесь необхо-димо сосредоточить на поиске до-полнительных ресурсов повыше-ния эффективности розыскной деятельности, так как именно ее ре-зультаты определяют конечные по-казатели всех направлений борьбы с преступностью.
Для этого необходимо активизи-ровать работу по розыску лиц, уклонившихся от дознания, след-ствия, суда, без вести пропавших и установлению личности граждан по неопознанным трупам.
Завершающим этапом борьбы с преступностью, по результатам ко-торого нашу деятельность оценива-ют граждане, общество и государ-ство, является расследование пре-ступлений.
Где основными критериями его оценки должны быть качество, пол-нота, объективность, изобличение всех виновных лиц, возмещение в полном объеме нанесенного пре-ступлением ущерба.
В этом направлении в прошед-шем году были достигнуты опреде-ленные результаты. Так, сократи-лось количество уголовных дел, возвращенных для производства дополнительных следственных дей-ствий (-3 процента), снизилось чи-сло фактов необоснованного содер-жания граждан под стражей или оправданных судом (-0,6 процента и -13 процентов), а также уголов-ных дел, по которым нарушены про-цессуальные сроки (-6 процентов).
Однако проблема расследования преступлений продолжает оста-ваться крайне актуальной, на это было справедливо указано и на ито-говой коллегии Генеральной про-куратуры.
Допущен спад раскрываемости и эффективности расследования тяжких и особо тяжких преступных деяний (-17 процентов). И это при снижении их удельного веса в об-щем массиве преступлений.
Объяснение может быть одно: еще ослаблено напряжение в рабо-те, принижен процессуальный кон-троль со стороны руководителей следственных подразделений, не-достаточное внимание уделяется оперативному сопровождению уго-ловных дел.
Практика же борьбы с преступ-ностью наглядно показывает, что неотвратимость наказания достига-ется только при совместной, тща-тельно скоординированной работе оперативных и следственных по-дразделений на всех этапах уголов-ного судопроизводства.
И в этой связи конструктивная критика, прозвучавшая на колле-гии Генеральной прокуратуры, дол-жна послужить катализатором на-шей работы в этом направлении.
По ряду имеющихся проблем ра-бота уже ведется. Подписано распо-ряжение МВД России, определяю-щее порядок и категорию уголов-ных дел, принимаемых к производ-ству непосредственно Следствен-ным комитетом при МВД России.
Руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации необхо-димо разобраться в ситуации и взять эти вопросы под личный кон-троль, должны быть приняты ис-черпывающие меры по наведению порядка и в следственных подраз-делениях.
Принимая системные меры по борьбе с преступностью, необходи-мо исходить из того, что генераль-ной линией на ближайшие годы бу-дет создание и обеспечение функ-ционирования общегосударствен-ной системы профилактики право-нарушений. Мы приступили к пов-семестному внедрению комплекс-ной многоуровневой модели про-филактики, отработанной в Уральском федеральном округе и одоб-ренной на заседании Государствен-ного Совета 26 августа в Казани.
Целью такого решения является использование возможностей госу-дарственных институтов, образова-тельных, социальных и медицин-ских учреждений, бизнес-сообще-ства и общественных организаций для предупреждения преступлений.
Однако это лишь начало. И я тре-бую от каждого руководителя са-мым тщательным образом изучить возможности региона в создании надежной государственной систе-мы профилактики преступности и встать во главе этого важного для российского общества начинания. МВД России подготовлен приказ, в соответствии с которым все без ис-ключения службы обязаны зани-маться предупреждением преступ-ности.
Особая роль в этом принадлежит участковым уполномоченным. Ее сотрудники ближе всех находятся к населению.
В последние годы сделано нема-ло для укрепления этой службы. Только в прошлом году более 30 тысяч участковых уполномочен-ных милиции получили служебные помещения, автотранспорт - свыше 8 тысяч, жилье - 13 тысяч.
Однако каждый третий участко-вый своего жилья по-прежнему не имеет.
Сегодня каждый руководитель должен понимать, что служебное помещение, телефон, жилье на об-служиваемом участке, автомашина для сельского участкового в сочета-нии с жесткой требовательностью и контролем обеспечат гарантиро-ванное снижение преступности, и прежде всего в жилом секторе и в общественных местах.
При этом каждый участковый должен иметь общественный совет и активно взаимодействовать с об-щественными формированиями правоохранительной направленно-сти, которых у нас в стране насчи-тывается уже более 34 тысяч.
Предметом особого внимания ор-ганов внутренних дел является про-филактика правонарушений среди несовершеннолетних. Министер-ство выступило с инициативой соз-дания под председательством МВД России государственной комиссии по делам несовершеннолетних, и эта идея нашла поддержку у Президен-та Российской Федерации.
Ведь сегодня каждый второй по-дросток, доставленный в милицию, - учащийся школы. Именно поэто-му чуть более двух лет назад было принято решение о создании ин-ститута школьных инспекторов ми-лиции. В настоящее время в 29 ре-гионах - в школах и колледжах - в тесном контакте с преподаватель-ским составом занимаются индиви-дуальной профилактикой с детьми свыше 2 тысяч специально подго-товленных сотрудников милиции.
Время подтвердило правиль-ность данного решения, однако не спешат с этим органы внутренних дел Центрального, Северо-Запад-ного, отдельных субъектов При-волжского и Дальневосточного фе-деральных округов.
Успех решения данных задач на-прямую зависит и от эффективного функционирования основного зве-на системы МВД России - город-ских и районных отделов внутрен-них дел. Продолжительное время они в силу самых различных при-чин оставались без должного вни-мания. А ведь именно от них, и только от них, зависит конечный результат и состояние правопоряд-ка в стране.
Ситуация в большинстве район-ных и поселковых подразделений является неудовлетворительной. Это утверждение основано прежде всего на низкой обеспеченности специальной, криминалистической и компьютерной техникой, автомо-тотранспортом, средствами связи, вещевым довольствием.
Значительная часть служебных помещений находится в аварийном состоянии. В минувшем году лично убедился в этом, посетив более 10 райотделов.
При этом руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации годами не бывали в этих подразде-лениях, не говоря уже о глубоком владении ими ситуацией на обслу-живаемой территории. Сегодня эти руководители должны доложить, что ими лично сделано для измене-ния критического положения дел в подчиненных подразделениях.
Понимая, что ключом к решению многих проблем является само-стоятельность в принятии важных решений, руководство министер-ства издало приказ, существенно расширяющий права начальников ГОРОВД в решении организацион-но-штатных, кадровых и управлен-ческих вопросов.
Первостепенное внимание уделе-но техническому перевооружению горрайлинорганов. В этом вопросе мы нашли полную поддержку со стороны Президента и Правитель-ства Российской Федерации. В ок-тябре - декабре 2005 года целевым назначением за счет средств феде-рального бюджета в органы вну-тренних дел поставлены автомаши-ны для сельских участковых и де-журных частей. В текущем году для горрайорганов планируется выде-лить один миллиард рублей на приобретение средств связи, элек-тронной и криминалистической техники.
Комплексного государственного подхода требуют и проблемы обес-печения безопасности дорожного движения.
В связи с крайне острой ситуаци-ей, сложившейся на автодорогах страны, по инициативе МВД сов-местно с Министерством экономи-ческого развития и торговли Рос-сии разработана Федеральная це-левая программа "Повышение бе-зопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". Ее цель - сокра-тить к 2012 году количество погиб-ших в дорожных происшествиях в полтора раза. А это ежегодно более 10 тысяч спасенных человеческих жизней.
Поэтому, помимо выполнения повседневных задач, Госавтоин-спекции необходимо обеспечить координацию и взаимодействие всех исполнителей программы, установить контроль за эффек-тивным использованием выделя-емых средств. Настойчиво и пла-номерно из года в год добиваться цели, поставленной руководством страны.
Требует особого внимания и борьба с незаконной миграцией.
В 2005 году Федеральной мигра-ционной службой во взаимодей-ствии с органами внутренних дел предприняты значительные усилия по контролю за миграционной об-становкой в стране.
Россия одной из первых в миро-вом сообществе приступила к вве-дению паспортов нового поколе-ния, содержащих биометрическую информацию об их владельцах.
Улучшение работы по оформле-нию российского гражданства по-зволило в 2005 году приобрести его 484 тысячам человек.
Постами иммиграционного кон-троля на госгранице Российской Федерации выявлено свыше 10 ты-сяч иностранных граждан с недей-ствительными документами.
За нарушение миграционного законодательства выдворены из России в административном по-рядке свыше 75 тысяч человек. Впервые возбуждено 370 уголов-ных дел за организацию незакон-ной миграции.
Государственной комиссией при-нят в эксплуатацию Центральный банк данных по учету иностранных граждан, что способствует разви-тию системы регистрации ино-странцев, порядку привлечения и использования иностранной рабо-чей силы.
Утверждена и Программа сотруд-ничества государств-участников СНГ в противодействии незакон-ной миграции на 2006 - 2008 годы.
В текущем году необходимо про-должить совершенствование госу-дарственной миграционной поли-тики, теснее увязывая ее с насущ-ными задачами социально-эконо-мического развития Российской Федерации.
Достигнутые результаты в борь-бе с преступностью по ключевым направлениям деятельности явля-ются следствием целенаправленно-го развития и самой системы МВД России.
Выполняя одну из своих важней-ших функций - выработку полити-ки в области внутренних дел - МВД России совершенствовало норма-тивно-правовое регулирование сфе-ры правопорядка, активно участво-вало в разработке и принятии 117 федеральных законов, указов Пре-зидента, постановлений Правитель-ства Российской Федерации и меж-правительственных соглашений.
С учетом положений Концепции административной реформы осу-ществлена корректировка страте-гических целей и тактических за-дач министерства. Заложена основа развития системы МВД России на базе программно-целевого метода бюджетного планирования. Определены ведомственные целевые программы, разработка которых позволяет оптимизировать бю-джетные возможности министер-ства до 2009 года.
Во главу угла сегодня поставлена задача научно-технического перевооружения и модернизации орга-нов внутренних дел и внутренних войск. При этом упор делается на оснащение современными техниче-скими средствами, позволяющими выполнять специальные правоох-ранительные функции.
В истекшем году завершено ор-ганизационно-штатное постро-ение центрального аппарата МВД России.
Завершается этап оргштатной оптимизации второго уровня си-стемы МВД - внесение изменений в структуру и функциональную на-правленность главных управлений министерства по федеральным округам. Освобождая эти подразде-ления от функций контроля и ко-ординации, мы сосредотачиваем их усилия на борьбе с организованной межрегиональной и международной преступностью и терроризмом, противодействии коррупции, де-криминализации важнейших бю-джетообразующих отраслей эконо-мики и крупных хозяйствующих субъектов.
Еще одним направлением, приз-ванным повысить эффективность работы сотрудников милиции, яв-ляется внедрение Единой информа-ционно-телекоммуникационной системы, охватывающей все имею-щиеся и вновь создаваемые инфор-мационные и вычислительные ре-сурсы. Завершение ее строитель-ства в 2008 году позволит сотрудни-кам милиции, вне зависимости от местонахождения, обеспечить до-ступ к многочисленным базам дан-ных общего и специального назна-чения в режиме реального времени.
В конце года с участием министра экономического развития и торго-вли Германа Оскаровича Грефа приняты в эксплуатацию два экспе-риментальных участка системы.
Всего в рамках реализации про-граммы в 39 регионах введены в эк-сплуатацию современные техниче-ские средства передачи, приема и обработки информации по цифро-вым каналам связи. В 51 региональ-ном информационном центре за-вершается ввод в эксплуатацию со-временных типовых программно-технических комплексов сбора и обработки информации.
В региональные экспертно-кри-миналистические центры начали поступать современные баллисти-ческие комплексы по учету и авто-матизированному анализу пуль и гильз, изъятых с мест преступле-ний, а также автоматизированные лаборатории ДНК-анализа.
С введением системы в эксплуа-тацию возможности милиции в ре-шении оперативно-служебных за-дач повысятся многократно.
Министерством внутренних дел в качестве стратегической линии реа-лизовывались мероприятия, напра-вленные на защиту законных прав и интересов граждан и борьбе с пре-ступностью - на придание системе предельно открытого и социально ориентированного характера.
В прошедшем году была улучше-на работа с заявлениями и обраще-ниями граждан.
Сегодня добиваемся того, чтобы каждый визит человека в милицию с его бедой и надеждой на защиту был оправдан.
С сентября прошлого года на официальном сайте МВД России открыта Общественная приемная, на которую уже поступило более 400 жалоб и сообщений, каждое из которых детально проверяется.
В итоге сроки принимаемых ре-шений по результатам рассмотре-ния сообщений о преступлениях стали выдерживаться более жестко, а количество жалоб на нарушения порядка приема и рассмотрения за-явлений о преступлениях умень-шилось на 6 процентов.
В текущем году необходимо продолжить активную деятель-ность всех звеньев системы МВД России в этом направлении, что-бы в обиход вернулось несколько забытое словосочетание "народ-ная милиция".
В Обращении к сотрудникам ОВД и военнослужащим вну-тренних войск МВД указано на необходимость решительного повышения уровня культуры и вежливости в общении с гражда-нами.
И сегодня главенствующей зада-чей является повышение уровня социально-правового обслуживания населения, чтобы действия милиции были прозрачны, по-нятны людям, получали их поддержку и одобрение.
Особо стоит задача приве-дения в соот-ветствие с тре-бованиями за-конодательства условий содержания подозреваемых и обви-няемых в изоляторах временно-го содержания.
Принят и поэтапно реализуется План первоочередных мероприя-тий по строительству и рекон-струкции ИВС, совершенствова-нию их технической укрепленно-сти на 2005 - 2008 годы.
Объем выполненных работ в прошедшем году более чем в три раза превысил суммарные расхо-ды за последние 5 лет и составил 232 миллиона рублей. А на 2006 год для этих целей предус-мотрено выделение еще 250 мил-лионов рублей.
Многие вопросы по улучшению условий содержания задержан-ных и арестованных решались совместно с аппаратом Уполно-моченного по правам человека в Российской Федерации Владими-ром Лукиным. При участии Упол-номоченного Российской Федера-ции по правам человека при Евро-пейском суде Павла Лаптева и глав субъектов Федерации был проведен ряд проверок техниче-ской оснащенности, санитарного состояния и условий содержания в ИВС.
Практика совместных выездов позволила внести коррективы в основные положения Правил вну-треннего распорядка ИВС, отве-чающие требованиям Конвенции, которые значительно расширили права и улучшили условия содер-жания задержанных.
Подготовлен проект ведомствен-ной целевой программы, которая рассчитана на 2007 - 2009 годы и предусматривает создание в стране системы изоляторов временного со-держания, соответствующей требо-ваниям международных стандартов.
Объем и сложность стоящих пе-ред министерством задач требуют решительного улучшения кадровой работы.
Сегодня нужны не только про-фессионалы, но и прежде всего лю-ди с высокими морально-нрав-ственными качествами.
Мы уже прошли нижнюю точку недоверия населения к милиции. Второй год оценочные показате-ли, объемы жалоб и заявлений го-ворят о наметившейся тенденции возврата доверия к органам вну-тренних дел. Отсюда необходимы дальнейшие серьезные корректи-вы системы подготовки и воспи-тания кадров.
Требует нового наполнения и си-стема воспитательной работы в МВД России. И здесь прошу уско-рить завершение работы по подго-товке Профессионально-этическо-го кодекса сотрудников органов внутренних дел.
Больше внимания необходимо уделять вопросам патриотического воспитания, пропаганде традиций и героизма сотрудников и военнослу-жащих министерства. Только в про-шлом году орденами и медалями награждены 4275 сотрудников МВД России. Звания Героя Российской Фе-дерации, к сожа-лению, посмерт-но удостоены 5 наших боевых товарищей (Ома-ров М.Г., Илья-сов А.З., Аскеров А.М., Рыбак А.Л., Чубенко В.Э.). Об их подвиге должно быть известно в каждом отделении милиции, взво-де, роте, батальоне.
В этой связи МВД России прила-гает максимум усилий для решения проблем сотрудников, пострадав-ших при исполнении служебного долга и семей погибших. И этому вопросу будет уделяться самое пристальное внимание.
В истекшем году усилен ведом-ственный и общественный кон-троль за соблюдением законности.
Совместно с Генеральной проку-ратурой и Минюстом России нам удалось выработать единый госу-дарственный подход к учету пре-ступлений. Соответствующее межведомственное положение уже с 1 января вступило в силу.
Приняты дополнительные меры по повышению открытости в работе милиции, налаживанию сотрудни-чества со средствами массовой ин-формации. В частности, в Интерне-те открыт Правоохранительный портал. Прямой доступ к которому дает возможность любому гражда-нину получить информацию об ав-томашине, находящейся в угоне, утраченном паспорте, водительском удостоверении, о найденных детях и престарелых людях, различные све-дения, позволяющие предотвратить мошенничество, торговлю краде-ным, недобросовестные сделки.
К сожалению, в целом ситуация с соблюдением законности в лучшую сторону меняется крайне медленно. Пока еще не искоренено укрытие преступлений и коррупция.
В текущем году деятельность по-дразделений собственной безопас-ности и кадровых аппаратов необходимо ориентировать в пер-вую очередь на совместную профи-лактическую работу, на формиро-вание в подразделениях МВД здо-рового морально-психологического климата и атмосферы нетерпимо-сти к нарушителям дисциплины и законности.
Считаю необходимым разрабо-тать регламент руководителя и командира по организации и лич-ному участию в воспитательной работе.
И еще раз хочу предупредить: ли-ния министерства на всемерное ук-репление дисциплины и законно-сти в деятельности милиции оста-ется неизменной.
Важнейшим фактором укрепле-ния кадрового состава органов вну-тренних дел является повышение уровня социальной защищенности личного состава органов внутрен-них дел и внутренних войск и пен-сионеров министерства.
Благодаря своевременным ме-рам нам в целом удалось сравни-тельно безболезненно реализо-вать требования Федерального закона No 122 в части замены натуральных льгот денежной компенсацией.
Внесены зако-нодательные из-менения, разра-ботанные МВД совместно с Минфином Рос-сии, позволяю-щие органам го-сударственной власти субъек-тов Российской Федерации и органам местного сам-оуправления производить дополни-тельные выплаты сотрудникам ор-ганов внутренних дел сверх устано-вленного размера денежного до-вольствия.
В ближайшие три года денежное содержание сотрудников и военно-служащих будет увеличено почти в 1,7 раза. С 1 января 2006 года оно уже повышено на 15 процентов. Это позволит также увеличить раз-меры военных пенсий, не индекси-ровавшихся с 2003 года.
Особое внимание уделяется фи-нансированию подразделений, ра-ботающих в условиях сложной оперативной обстановки в отдель-ных регионах Южного федераль-ного округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации No 747 2005 года внесены изменения в выплаты сотрудникам и военнослужащим специальных сил при выполнении ими боевых задач в Северо-Кавказ-ском регионе.
С 1 января 2006 года выплата "боевых" отменена. Вместо "бое-вых" в 3 раза увеличены размеры суточных денежных средств, вы-плачиваемых за весь период выпол-нения сотрудниками и военнослу-жащими задач по обеспечению пра-вопорядка и общественной безо-пасности на территории Северо-Кавказского региона.
Одной из наиболее важных со-циальных проблем МВД России является обеспечение личного со-става жильем.
В рамках реализации подпро-граммы "Государственные жи-лищные сертификаты" Мини-стерством внутренних дел в 2005 году выдано 460 сертифика-тов на сумму 343 миллиона ру-блей. Для сравнения: в 2004 году на эти цели было отпущено всего 560 тысяч рублей.
В прошлом году введено в эк-сплуатацию 26 жилых домов в го-родах Черкесске, Нальчике, Росто-ве-на-Дону, Москве, Майкопе, Тю-мени, Владимире, Новосибирске, Пскове, Ярославле и в Подмоско-вье, что составляет 149 тысяч ква-дратных метров.
В текущем году расходы на жи-лищное строительство возрастут почти в 3 раза, что позволит увели-чить объемы вводимых площадей до 230 тысяч квадратных метров. А для решения жилищного вопроса военнослужащих внутренних войск перспективным направлени-ем является их участие в накопи-тельно-ипотечной системе.
В целом же бюджет 2006 года предусматривает финансовые рас-ходы в объеме, позволяющем удо-влетворить основные потребности Министерства внутренних дел для решения задач борьбы с преступно-стью и обеспечения общественного правопорядка.
Заключительное слово Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России
Уважаемые участники заседания коллегии! Товарищи генералы и офицеры!
Хочу подвести некоторые итоги нашей работы. Думаю, выражу общее мнение, если скажу, что заседание прошло продуктивно. Оценка криминальной ситуации и тенденций ее развития позволила предельно конкретно определить направления дальнейшей деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Особо отмечу преемственность стоящих перед нами задач, являющихся логическим продолжением тех стратегических направлений оперативно-служебной деятельности, над реализацией которых мы трудились в 2005 году. Они вытекают из поставленной Президентом Российской Федерации цели - выработать и реализовать на практике принципиально новые подходы к решению проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью.
Для этого нам предстоит осуществить широкий комплекс мероприятий, направленных прежде всего на укрепление правопорядка и общественной безопасности в целом, усиление борьбы с организованными формами криминала, обеспечение надежной защиты прав и интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств.
Остановлюсь на некоторых вопросах, решение которых считаю наиболее важным.
Первое. Одним из наших приоритетов является всемерное укрепление основного звена милицейской системы - городских, районных и линейных органов внутренних дел.
В минувшем году мы после тщательного анализа очертили круг проблем и пути исправления сложившейся ситуации. А их действительно накопилось немало, и все требуют незамедлительного решения - от крайне низкого уровня материально-технического и информационного обеспечения до вопросов комплектования квалифицированными кадрами.
К сожалению, изменения к лучшему происходят пока крайне медленно. И это не в последнюю очередь связано с тем, что многие руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации сами не в полной мере владеют ситуацией "на земле". Подчеркну: практикуемый некоторыми начальниками "кабинетный" стиль руководства должен уйти в прошлое. Вы просто обязаны лично на местах изучать состояние дел, вникать в имеющиеся проблемы, своевременно вырабатывать и применять конкретные меры управленческого реагирования на недостатки в работе низовых звеньев.
Нужно более плотно работать с местными органами власти и управления, которые в последние годы несколько пересмотрели в лучшую сторону свое отношение к проблемам правоохранительных органов. Постепенно приходит понимание того, что состояние преступности в регионе и результаты работы органов внутренних дел во многом зависят от решения материально-технических и социально-бытовых вопросов сотрудников милиции.
Второе. Внедрены и успешно прошли испытания элементы Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел в ряде регионов. На этот год нам выделяются дополнительные 6 миллиардов рублей на развитие системы. В этой связи обращаю внимание на необходимость строгого соблюдения графика ввода в эксплуатацию новых элементов ЕИТКС.
Одновременно необходимо обеспечить подготовку сотрудников, которые будут привлечены к эксплуатации системы. Технические средства должны в первоочередном порядке поступать в те подразделения, где уже имеется подготовленный персонал. В системе профессиональной подготовки личного состава необходимо организовать обучение всех сотрудников навыкам эксплуатации современных технических средств.
Третье. Требует существенной активизации и инновационная работа в министерстве в целом.
Стремительное распространение новейших технологий требует своевременного технического перевооружения органов внутренних дел. Разрыв между реальными потребностями органов внутренних дел, качеством и количеством предлагаемой научно-технической продукции продолжает оставаться весьма значительным.
В этой связи в текущем году требую провести комплекс мероприятий, направленных на разграничение научно-технической и управленческой деятельности, сконцентрировав последнюю на выработке единой технической политики и обеспечении контроля за ее реализацией.
Четвертое. На современном этапе также крайне необходимо исчерпывающим образом реализовать комплекс мер по обеспечению безопасности и укреплению антитеррористической защищенности объектов особой важности и повышенной опасности, инфраструктуры жизнеобеспечения населенных пунктов.
В этих целях надлежит максимально использовать потенциал подразделений вневедомственной охраны и ФГУП "Охрана". В повседневную деятельность подразделений вневедомственной охраны должны и впредь последовательно внедряться новейшие технические разработки, позволяющие добиваться существенного повышения уровня безопасности охраняемых объектов - как стационарных, так и подвижных.
По большому счету, широкое распространение охранных услуг является одной из самых эффективных форм профилактики не только террористических, но и общеуголовных преступлений. Поэтому прошу уделить должное внимание соответствующей информационно-пропагандистской работе.
Пятое. В наступившем году нам предстоит продолжить руководство контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона. Одновременно должна быть оказана необходимая практическая помощь вновь созданным органам внутренних дел Чеченской Республики. Требую от руководителей всех уровней максимально ответственно подходить к профессиональному отбору сотрудников, командируемых в этот регион.
Шестое. Профилактика преступности. Решение этой без преувеличения важнейшей и необоснованно отошедшей на второй план в последние годы социальной задачи только правоохранительными методами невозможно. Требуется деятельное участие всех здоровых сил общества. Поэтому свою профилактическую работу органам внутренних дел следует координировать со службами социальной защиты, здравоохранения и образования, религиозными конфессиями и иными общественными организациями. Думаю, следует продолжить совершенствование института школьных инспекторов.
Прошу обратить особое внимание на разработку и реализацию совместно с органами власти субъектов Российской Федерации комплексных региональных программ профилактики правонарушений.
Необходимо обеспечить действенный профилактический контроль за образом жизни лиц, входящих в группу риска, в том числе отбывающих условное наказание и освободившихся из мест лишения свободы. В ряде регионов эта работа уже ведется. Задача в том, чтобы она велась планово и повсеместно.
Седьмое. Большое значение придается обеспечению безопасности дорожного движения, прежде всего снижению травматизма на дорогах. За год в ДТП погибло более 30 тысяч человек, четверть миллиона получили ранения. Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России колоссальный ущерб, составляющий порядка 2,5 процента ВВП, что сопоставимо с вкладом в него отдельных отраслей национальной экономики.
Поэтому прошу со всей серьезностью подойти к работе по реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". Максимально использовать для этого имеющийся потенциал органов внутренних дел, возможности субъектов Российской Федерации.
Восьмое. Основной стратегической задачей органов внутренних дел на современном этапе является восстановление доверия граждан, последовательная переориентация милиции на социально обслуживающую функцию, установление партнерских отношений с населением.
Следует признать, что в большинстве своем люди пока еще не верят в нашу с вами способность защитить их права и законные интересы. Такое положение дел стало результатом бездушного, черствого и формального отношения некоторых сотрудников к проблемам граждан. Им порой приходится сталкиваться с вопиющими нарушениями законности, бюрократизмом и волокитой при рассмотрении сотрудниками милиции их обращений и заявлений. Подобное недопустимо и будет жестко пресекаться.
В декабре был издан межведомственный приказ "О едином учете преступлений", утверждена инструкция, регламентирующая порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. В текущем и последующих годах необходимо обеспечить их неукоснительное исполнение на всех уровнях системы МВД России.
В этом контексте следует, не снижая усилий, продолжить работу и по укреплению учета и регистрации преступлений. Важно добиться переориентации сознания сотрудников и отдельных руководителей органов внутренних дел, не понимающих, что без помощи населения, без установления доверительных отношений с гражданами повысить эффективность работы органов внутренних дел до социально ожидаемого уровня нам не удастся.
Девятое. Результаты правоохранительной деятельности за последние три года требуют пересмотра принципиальных подходов к защите граждан от преступных посягательств небольшой и средней тяжести. В числе регистрируемых таковых большинство, и только за истекший год их количество возросло еще на одну четверть. Из них окончено производством лишь половина уголовных дел.
Следственному комитету при МВД России, Департаменту охраны общественного порядка, Организационно-инспекторскому департаменту необходимо в кратчайшие сроки определиться с перспективами совершенствования процедуры их предварительного расследования.
Нужно форсировать работу и по внесению в уголовно-процессуальное законодательство изменений, предусматривающих возможность применения сокращенной формы досудебного производства по данным категориям преступлений.
Десятое. Требует ответственного, предельно взвешенного подхода и работа по реализации государственной политики в области миграции.
Так, еще в процессе создания территориальных органов Федеральной миграционной службы необходимо начать формирование четкой стратегии и системы взаимодействия данных подразделений с МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и управлениями внутренних дел на транспорте.
Подчеркну, руководителям ОВД следует выстроить четкий алгоритм совместной работы. Такая координация усилий позволит оперативно и адекватно реагировать на все изменения миграционной обстановки в стране.
Осуществляя правоприменительную практику, активно противодействуя незаконной миграции, необходимо создать и условия для легального привлечения в Россию высококвалифицированных иностранных специалистов. Эта задача должна рассматриваться в качестве стратегического вектора миграционной политики. Ее успешное решение является одним из слагающих поступательного экономического развития страны.
Еще одним заслуживающим упоминания направлением деятельности Федеральной миграционной службы является обеспечение бесперебойного функционирования системы паспортизации населения, поэтапное введение в действие паспортно-визовых документов нового поколения с использованием технологий биометрической идентификации личности.
В этих целях необходимо решить двуединую задачу - выстроить четкую систему своевременной выдачи гражданам паспортов при одновременной и тщательной проверке документируемых лиц по всем учетам.
И последнее. В текущем году Россия председательствует в "большой восьмерке". В июне-июле в Москве и Санкт-Петербурге пройдут ответственные международные мероприятия с участием высших должностных лиц. На органы внутренних дел возлагается задача обеспечения правопорядка и безопасности во время их проведения. В рамках ее решения будут задействованы не только оба ГУВД - прорабатываются варианты привлечения сил и средств и из других регионов России.
Опыт зарубежных стран свидетельствует об активизации в период проведения таких мероприятий представителей антиглобалистских движений, разного рода экстремистов, иных деструктивных организаций и элементов.
В России саммит "восьмерки" проводится впервые. И все мы обязаны принять исчерпывающие меры к тому, чтобы запланированные мероприятия прошли без каких-либо эксцессов.
Уважаемые коллеги!
Еще раз хочу обратить внимание на необходимость приоритетного решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Пути¬ным в ходе заседания коллегии.
Необходимо сконцентрировать усилия на реальном снижении уровня уличной преступности, в связи с чем предстоит внести необходимые коррективы в организацию деятельности данной линии работы.
Также это касается и усиления профилактических мер, направленных на снижение количества совершаемых тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений против собственности.
Миграционные процессы оказывают значительное влияние на внешние и внутриполитические процессы. Значительное число преступлений совершается приезжими, что существенно сказывается на криминальной обстановке в стране и зачастую вызывает недовольство российских граждан. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки навести порядок и в миграционной сфере.
Особые усилия в текущем году потребуются для дальнейшей стабилизации обстановки в Чеченской Республике и недопущения совершения новых вылазок бандформирований и в других регионах России.
Отдельное внимание Президент Российской Федерации уделил необходимости скоординированной работы кадровых аппаратов и подразделений собственной безопасности по формированию в коллективах внутреннего неприятия фактов нарушений служебной дисциплины и законности.
В заключение хочу поблагодарить всех присутствующих, а в вашем лице и весь личный состав органов внутренних дел и внутренних в войск за службу, поздравить с Днем защитника Отечества. Рассчитываю на ваш профессионализм и самоотверженность в выполнении стоящих перед нами задач.
http://www.mvd.rupress/interview/4008/4008/
18.02.2006 г.