Основными итогами согласованной восьмилетней работы Президента Удмуртской Республики, Правительства, депутатов Государственного Совета, территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей всех уровней стали политическая стабильность в обществе и динамичный рост экономики республики.
Решение Государственного Совета Удмуртской Республики о наделении полномочиями Президента Удмуртской Республики Александра Александровича Волкова, по представлению Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, лучше всяких слов говорит о верно расставленных приоритетах и повышении значимости региона на федеральном уровне.
Почти пять лет назад, в этом зале, являясь кандидатом на пост Председателя Правительства, мной были изложены перспективы нашей совместной работы.
Разрешите кратко проинформировать Вас об ее итогах и обозначить свое видение задач, стоящих перед Правительством, в развитие доклада Президента Удмуртской Республики Государственному Совету "О положении в республике", озвученного 24 февраля текущего года.
В целом, на протяжении пяти последних лет, в докризисный период, экономика Удмуртии сохраняла высокие темпы роста.
Во многом этому способствовала реализация второй Президентской Программы "Развитие Удмуртии на 2005-2009 годы".
За последние пять лет в два с половиной раза увеличен объем валового регионального продукта (в действующих ценах).
В результате эффективной работы бизнеса и власти в экономику республики привлечено более 171 миллиарда рублей инвестиций.
Промышленные предприятия обеспечили ежегодный более чем десятипроцентный рост объемов производства. В целом, выпуск промышленной продукции в денежном выражении вырос в 3,2 раза.
Продолжалась активная работа предприятий республики по выполнению государственного оборонного заказа, а также по производству продукции для акционерного общества "Российские железные дороги".
Нефтяники Удмуртии не только сохранили уровень добычи нефти, но и перевыполнили запланированные Программой показатели. Всего за пять последних лет из недр республики извлечено более 50 миллионов тонн нефти.
Весомая государственная поддержка агропромышленного комплекса позволила увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 2,2 раза в действующих ценах (в сопоставимых ценах на 10 %).
На протяжении последних лет Удмуртия стабильно сохраняет лидирующие позиции в России по производству продукции животноводства.
Как уже отмечалось не раз, действующая Программа развития, как и предыдущая, носит ярко выраженный социальный характер. Развитие человеческого капитала - это необходимое условие для роста конкурентоспособности экономики.
На решение этой задачи была направлена и реализация приоритетных национальных проектов, в рамках которых освоено 10 миллиардов 300 миллионов рублей, в том числе 3,5 миллиарда рублей из федерального бюджета.
Содержанием нашей совместной деятельности, на протяжении последних трех лет, стала большая работа по подготовке к 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства.
За это время из всех уровней бюджетов освоена рекордная сумма капитальных вложений - более 20 миллиардов рублей, в том числе 5 миллиардов 700 миллионов - федеральных средств. Это позволило значительно улучшить материальную базу социальной сферы, инженерную инфраструктуру и, в целом, изменить облик нашей республики.
По инициативе Президента Удмуртской Республики разработаны и реализованы муниципальные программы оптимизации бюджетных расходов на содержание объектов социальной сферы.
В сельской местности "под одну крышу" из старых, ветхих зданий в добротные переводились несколько бюджетных организаций.
В результате реконструировано почти 400 объектов социальной сферы (397), в том числе 257 объектов образования, 18 объектов здравоохранения, 58 объектов культуры. Всего на эти цели направлено более 620 миллионов рублей.
Расчётная экономия бюджетных средств составила более 782 миллионов рублей.
Справочно: высвобождено 515 зданий, содержание и обслуживание которых ложилось на республиканский и местные бюджеты.
Самое важное - удалось существенно улучшить качество предоставляемых сельскому населению социальных услуг, а наш опыт получил распространение в других регионах России.
За пять лет среднемесячная заработная плата выросла почти в 3 раза, а доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, сократилась с 30 до 17 процентов.
Уровень безработицы сохранился на уровне 2 процентов, и мы прилагаем все усилия, чтобы не допустить его роста.
По индексу развития человеческого потенциала Удмуртия в 2007 году занимала 24 место по России и 6 - среди субъектов Приволжского федерального округа.
Уверен, что в сложившихся условиях нам необходимо придерживаться заданных ориентиров и планов действий, скорректировав их, и дополнив антикризисными мерами.
Важным документом, определяющим наши долгосрочные перспективы, станет Стратегия социально-экономического развития Удмуртии до 2025 года.
Правительству предстоит разработка новой Программы развития республики на следующий пятилетний период.
Основной ее целью будет сохранение высокого уровня и конкурентоспособности человеческого потенциала, улучшение качества жизни населения республики на основе повышения эффективности инновационно-инвестиционной экономики.
Нам необходимо приложить максимум усилий для стабильного роста доходов, обеспечения равной возможности получения качественного образования, медицинской и социальной помощи, доступа к культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка.
Важно не только поддержать приоритетные и высокотехнологичные сектора экономики, но эффективно проводить модернизацию базовых промышленных производств, сельского хозяйства и строительства.
Важнейшими задачами остаются формирование благоприятной среды для развития бизнеса, устранение инфраструктурных ограничений, поддержка продвижения продукции наших предприятий на мировом и российском рынках.
Значительным фактором успеха в решении этих задач является совершенствование системы государственного и муниципального управления, где основной акцент будет сделан на конечный результат и эффективность исполнения функций органами исполнительной власти Удмуртской Республики.
Одновременно следует усилить борьбу с коррупцией и бюрократизмом. Эта работа будет осуществляться в рамках Программы противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2009-2010 годы, утвержденной Указом Президента Удмуртской Республики.
Хочу отметить, что последние годы все кадровые решения в Правительстве республики принимаются с учетом мнения силовых структур, в частности МВД, ФСБ, Прокуратуры и Следственного комитета республики.
2009 год объявлен в России Годом Молодежи. В Удмуртии, по инициативе Президента Удмуртской Республики Александра Александровича Волкова, текущий год станет также и Годом Ребенка, что является логическим продолжением предыдущего Года Семьи.
Считаю, что школа должна стать центром не только обязательного, но и дополнительного образования для того, чтобы каждый ребенок имел возможность для развития творческих способностей и спортивных достижений.
Для повышения эффективности образовательной системы республики необходимо повышение доступности образовательных услуг, инновационного потенциала и конкурентоспособности отрасли, а также обеспечение безопасности школьного образования.
Важно сбалансировать профессиональную подготовку по различным специальностям с учетом реального спроса на рынке труда.
Следует ускорить работу по внедрению нормативно-подушевых механизмов оплаты труда образовательных услуг, переводу образовательных учреждений в форму автономных.
Укрепление здоровья, создание условий для роста численности населения, увеличение продолжительности активной жизни - остаются нашими приоритетными задачами.
Правительству предстоит реализовать комплекс мероприятий по профилактике заболеваний, созданию условий для ведения здорового образа жизни, развитию массовой физкультуры и спорта. Важно обеспечить государственные гарантии бесплатной, доступной медицинской помощи всему населению республики.
Продолжится реализация мер по укреплению здоровья детей и матерей, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Одной из важнейших задач является подготовка высококвалифицированных кадров. Правительство будет способствовать решению вопросов специализации наших специалистов в ведущих клиниках страны и зарубежья.
Мы должны отработать полученные федеральные квоты по кардиохирургии на самом высоком уровне и добиться новых квот по онкогематологии.
С целью сохранения жизни трудоспособного населения необходимо отработать систему оказания помощи при инсультах и травмах.
Активная государственная политика будет, по-прежнему, направлена на повышение престижа и укрепление института семьи, реализацию прав и законных интересов детского населения.
Считаю, что необходимо расширять финансово-хозяйственную самостоятельность организаций здравоохранения, осуществляя поэтапной перевод на одноканальную систему финансирования.
В области социальной поддержки населения продолжится развитие адресной помощи различным категориям граждан. Будет реализован комплекс мероприятий по созданию условий для полноценной жизни людей с ограниченными возможностями.
В области культуры необходимо сохранить и приумножить созданный за последние годы потенциал, продолжить модернизацию и укрепление материально-технической базы отрасли.
Возрождение памятников истории и культуры, поддержка национальных традиций и культур народов, сохранение и развитие системы художественного образования, по-прежнему, будут способствовать формированию патриотического и духовного развития, творческих и социально активных людей.
Правительство республики будет поддерживать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против личности и имущества граждан, пресечению незаконного оборота наркотиков и экономическими преступлениями.
Планируется создание единого механизма управления в кризисных ситуациях, через объединение возможностей дорожно-патрульной службы, МЧС и скорой медицинской помощи.
Уважаемые депутаты!
Структурная диверсификация экономики будет обеспечиваться инновационно-промышленной политикой Правительства.
Необходимо поддерживать и развивать достигнутый уровень конкурентоспособности базовых секторов экономики, в том числе через реализацию федеральных и республиканских целевых программ.
В ближайшее время должны быть проработаны вопросы по созданию следующих кластеров: оружейного, транспортно-логистического, лесопромышленного, автомобилестроения и автокомпонентов.
Следует продолжить работу по созданию в республике особой экономической зоны технико-внедренческого типа по стрелковому оружию.
Правительству предстоит утвердить новую целевую программу инновационного развития на период до 2014 года и продолжить развитие инновационной инфраструктуры республики.
Важной задачей является развитие частно-государственного партнерства, через формирование и продвижение совместно с бизнесом "прорывных" инвестиционных проектов.
Ключевыми направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать совершенствование механизмов государственного регулирования их деятельности, особенно в части снижения административных барьеров, а также дальнейшее развитие механизмов финансовой и инфраструктурной поддержки.
В целях сохранения достигнутого уровня добычи нефти необходимо внедрение новых технологий по увеличению нефтеотдачи пластов, повышение инновационной составляющей добычи и снижение затрат.
Нужно повысить эффективность государственных инструментов стимулирования геологоразведки и развития нефтедобывающего комплекса. На федеральном уровне следует инициировать вопросы по предоставлению налоговых льгот для компаний, осуществляющих добычу трудноизвлекаемой нефти.
Правительству, уже в ближайшее время, предстоит разработать и утвердить целевую программу "Энергоэффективность в Удмуртской Республике", реализация которой позволит снизить энергоемкость региональной валовой продукции.
Дальнейшее развитие конкурентоспособности агропромышленного комплекса будет осуществляться, прежде всего, за счет внедрения новых технологий, углубления специализации, повышения производительности труда и уровня жизни селян.
Как и в прежние годы, продолжится государственная поддержка сельского хозяйства из бюджета республики.
Нельзя забывать о поддержке личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. В настоящее время они являются существенным резервом для роста производства сельхозпродукции, и, что особенно важно, обеспечивают дополнительную занятость и доходы сельскому населению.
Об этом говорит тот факт, что только в прошлом году потребкооперацией закуплено у населения сельхозпродукции и сырья на сумму 600 миллионов рублей.
Получат дальнейшее развитие малые формы хозяйствования, а также межхозяйственная кооперация и вертикальная интеграция. Продолжится оснащение хозяйств сельхозтехникой, в том числе через систему лизинга.
Правительству необходимо приложить максимум усилий для привлечения уже в ближайшее время федеральных средств для реализации программ по развитию молочного скотоводства и свиноводства.
В строительной отрасли, по-прежнему, главными остаются задачи по развитию социальной сферы республики и обеспечению населения доступным жильем.
Сегодня крайне важно разработать новые механизмы государственной поддержки населения для приобретения и строительства недорогого и качественного жилья. Эти вопросы должны быть инициированы и на федеральный уровень.
Также необходимо продолжить развитие инженерной инфраструктуры застраиваемых территорий, малоэтажное жилищное строительство, внедрение энергосберегающих и экологически чистых технологий.
Следует совершенствовать процедуры предоставления земельных участков для строительства, обеспечить скорейшую подготовку и принятие документов территориального планирования.
Продолжится развитие единой республиканской автодорожной сети с твердым покрытием, а также сельских автомобильных дорог в рамках новой целевой программы. Особое внимание будет уделено капитальному ремонту дорог.
Необходимо также проработать вопрос по проектированию и началу строительства восточного обхода вокруг города Ижевска на подъездной автодороге к г.Перми. Приложить усилия по реализации инвестиционного проекта строительства моста через реку Кама, который станет составной частью Панъевропейского транспортного коридора.
Важнейшей задачей Правительства остается повышение уровня газификации республики. В текущем году нам предстоит разработать новую целевую программу. Уверен, что даже в сложных условиях важно сохранить уровень ввода газовых сетей, особенно на селе.
С целью повышения качества жилищно-коммунального обслуживания необходима модернизация коммунальной инфраструктуры и развитие конкурентной среды в отрасли.
С максимальной отдачей мы должны использовать привлеченные средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, чтобы население республики почувствовало эффект от нашей работы по сносу ветхого жилья и капитальному ремонту жилого фонда.
Уважаемые депутаты!
Обеспечение высоких темпов экономического роста и качества жизни населения невозможно без продуманной бюджетной политики.
Получат дальнейшее развитие преобразования в сфере государственных финансов, в том числе через внедрение новых методов бюджетного планирования, ориентированных на результат.
Продолжится реализация республиканской целевой программы "Реформирование региональных и муниципальных финансов", которая получила высокую оценку на федеральном уровне.
В настоящее время для повышения качества бюджетного управления необходимо оптимизировать бюджетные расходы и усилить контроль за их исполнением.
Вместе с тем, речь идет не о сокращении расходов, а их переориентации на приоритетные направления. Это означает повышение эффективности бюджетных расходов для обеспечения гарантированных государством мер социальной поддержки населения и своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.
И эту корректировку нужно проводить взвешенно, разумно выделив главные и второстепенные направления расходов.
Важным направлением нашей деятельности остается реализация административной реформы, в рамках которой продолжится оптимизация функций и регламентация государственных услуг органов государственной власти.
Выполнение обозначенных в докладе Президента Удмуртской Республики Александра Александровича Волкова Государственному Совету Удмуртской Республики задач, станет содержанием деятельности Правительства на ближайшую перспективу.
Вместе с тем, на их реализацию, безусловно, повлияют негативные тенденции мирового экономического кризиса.
Считаю, что сложившаяся ситуация - это испытание страны и республики на прочность, и нам необходимо не только выйти из него с минимальными издержками, но и с новыми силами для динамичного роста.
На решение этих задач направлена реализация федерального и республиканского Планов по преодолению негативных последствий кризиса.
В рамках их реализации наши усилия направлены на поддержку реального сектора экономики, системообразующих предприятий, строительства, обратив особое внимание на строительство жилья, развитие предпринимательства, содействие занятости населения, стабилизацию рынка труда.
Свой вклад в решение этих задач внесет и реализация целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда республики. На ее выполнение планируется получить 610 миллионов рублей федеральных средств.
Уверен, только сообща мы справимся с поставленными перед нами задачами.
Это подтверждает многолетний опыт эффективного, тесного взаимодействия Президента Удмуртской Республики, Правительства, депутатов Государственного Совета, территориальных федеральных органов исполнительной власти, руководителей муниципальных образований, предприятий и организаций Удмуртской Республики.
www.udmurt.ru/ru/speech/news_detail.php?ID=12114