Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
29 мая 2023
811

Долгосрочные последствия стратегии Дж. Байдена для СНБ России

Раз существенной целью государства является его самозащита от внешних врагов, то такая
самозащита должна быть реальной, а не правомерной только: реальную же самозащиту
нельзя мыслить без наступления или без активных мероприятий[1]

А. Снесарев, военный теоретик

 

Совершенно очевидно, что стратегия важнейшего оппонента России в мире и лидера западной военно-политической коалиции США объективно влияет на стратегию развития и безопасности (СНБ) России. Причем как прямо, когда политическое и военное искусство США, их ресурсы влияют на стратегию нашей страны, так и опосредовано, когда стратегия США влияет, во-первых, непосредственно на формирование МО и ВПО в мире, а, во-вторых, когда она влияет на национальные ресурсы и правящую элиту нашей страны. Кроме того, если что-то и применимо чужое, например, знание, на практике для политической и военной стратегии нашей страны, то это исторический опыт и опыт других государств, который иллюстрирует теорию и методологию[2].

В этом смысле опыт формирования СНБ США при Дж. Байдене[3] представляется, на мой взгляд, безусловный интерес, как минимум, игнорировать который нельзя. При всей относительной ценности и полезности политической и военной науки, в особенности теории и методологии, нельзя отрицать, что более широкий кругозор помогает политическому и военному искусству в принятии уникальных решений[4].

Кроме того, в реальности военно-политической обстановке конкретная ситуация выглядит следующим образом: чем лучше государство подготовилось к военному противоборству заранее, тем больше у него шансов победить в таком противоборстве даже в условиях, когда приходится корректировать планы, подготовленные заранее. Коррективы, вносимые в ходе военных действий и силового противоборства при отсутствии тщательно проработанных планов, всегда обладают повышенными издержками и пониженной эффективностью. Так, после начала войны Германии с СССР, приказы, отдаваемые ГКО, в отсутствии генерального плана ведения стратегического отступления, часто не соответствовали реальностям и, как правило, первое время были ошибочны.

Работа германского Генштаба до войны, наоборот,  оказалась более эффективной: традиционная немецкая военная школа тщательно подходила к планированию, что проявилось, например, в операциях против Бельгии и Польши, но и она допустила крупные ошибки, которые привели к провалу «блицкрига» в силу того, что не смогли учитывать важные факторы (мобилизационные возможности, способность руководства страны организовать оборону и эвакуацию, количество и качество ВВСТ и т. д.).

 

Последствия  области социально-экономического развития
и не военных силовых институтов безопасности России

Выбор наиболее эффективных средств и способов, целей и задач конкретной военной стратегии, остаётся за правящей элитой государства даже в условиях начавшегося конфликта. Проблема, однако, в том, что какие-то решения в ходе начавшегося конфликта уже нельзя полностью или даже частично реализовать. Прежде всего речь идет о фундаментальных разработках и НИОКР, результаты которых сказываются только в среднесрочной и долгосрочной перспективе, о крупном военном строительстве, требующем годы (например, военных судов), создании инфраструктуры и военно-промышленных мощностей, которые в условиях войны делать крайне трудно, и т. д. Из этого следует, что для такого государственного и военного планирования необходим достаточно точный стратегический прогноз развития ВПО и возможностей потенциального(ых) противника(ов), из которых можно успеть сделать своевременные выводы[5].

Акцент, который был сделан Дж. Байденом в варианте СНБ от марта 2021 года, на двух аспектах – значения военной силы среди других силовых инструментов политики и роли технологий и человеческого капитала – представляет, на мой взгляд, исключительно важное значение, которое я не обнаружил у тех в России, кто комментировал этот документ.

Исключительно важное значение в этой связи приобретает своевременная разработка силовых средств политики, которые не ограничиваются только военными средствами, а также способов (стратегии) их использования. При этом такие средства и способы не должны носить «зеркального» характера, а (как уже говорилось выше) должны быть ориентированы на повышение эффективности управления (противоборства) с противником в самых разных областях – от культурно-образовательной и научной до прямого применения ОМУ[6].

Кроме того, в СНБ США недвусмысленно произошла переориентация активности в глобальном масштабе в пользу двух регионов Индо-Тихоокеанского» и «Европы»[7]. Именно поэтому нужен точный прогноз развития не только ВПО, но и СО, причём на разных ТВД, а также разных форм силовых конфликтов: средства и способы противодействия должны разрабатываться, как минимум, одновременно, а лучше с опережением уже на стадии НИОКР, но выбор за их использованием и производством остаётся за политически и военным руководством страны. Общий подход к этой проблеме можно отобразить на следующей схеме, иллюстрирующей принцип создания широкой системы средств и способов силового – военного и не военного – противоборства[8].

При одной принципиальной и очень существенной оговорке – правящая элита России приняла бескомпромиссное решение активного сопротивления, которое в нашей схеме получило название «Вариант № 4. Готовность к активным оборонительным и наступательным действиям». Этот вариант предполагает, в свою очередь, выбор конкретной стратегии таких активных действий (сценария «Активного стратегического сдерживания») и общенациональной мобилизации – мероприятий во внутренней и внешней политике. В настоящее время, на мой взгляд, можно говорить о том, что правящая российская элита в основном приняла «Вариант № 4», более того, в своём большинстве понимает его безальтернативность, но находится в состоянии (процессе) как выбора конкретного варианта стратегии, так и непоследовательно проводит политику консолидации национальных ресурсов[9].

Решения В.В. Путина[10] и планы приоритетных проектов Правительства РФ, принятые в 2018–2019 годах, говорят в пользу выбора стратегии опережающего («прорывного») научно-технического и социально-экономического развития, которое одновременно рассматривалось и главным инструментом обеспечения безопасности. В 2020 году новое правительство России и пандемия сделали эти планы устаревшими. К сожалению, как и предыдущие планы и стратегии. Осталась самая общая идея и СНБ РФ, утвержденная в конце 2015 года[11].

Акцент Дж. Байдена на технологическом превосходстве США отражал общую направленность идей последних лет В.В. Путина о технологической независимости и импортозамещении и общее понимание в мире законов экономического развития даже среди самых упертых либералов. В этом смысле стратегия В.В. Путина не отличалась от стратегии Д. Трампа, который рассматривал в качестве важнейшего приоритета сохранение технологического и промышленного лидерства США[12] (одновременно, как считают эксперты РЭНД, видят в этом наиболее эффективный инструмент внешнеполитического влияния)[13]. Проблема, однако, состоит в реализации этих планов: России, долгое время отстающей от лидеров мирового развития, необходим прирост ВВП и промышленного производства не 1–1,5%, а, как минимум, в последние десятилетия в Китае и Индии – 6,5–7%. Прежде всего потому, что огромные по сравнению с российской, экономики США и стран ЕС, обеспечивая рост ВВП в 2–3,5%, стремительно увеличивают разницу в военной мощи западной ЛЧЦ и коалиции с российской ЛЧЦ. Эти и другие особенности говорят о том, что современная Россия и ВПО находятся в состоянии «переходного периода» резкого обострения МО и перехода к военно-силовому сценарию развития ВПО в одном из его наихудших вариантов[14].

Поэтому России следует исходить из реалий ограниченности национальных ресурсов, что, в свою очередь, накладывает очень серьёзные ограничения на выбор стратегии активного противоборства, который затягивается. Элементы этой стратегии отчасти просматриваются в решении В. Путина об усилении ВКС (прежде всего, численности СУ-50 и другой авиации), модернизации РВСН и ПЛАРБ, а также обновлении ВВСТ и укреплении ВС, но не только: с опозданием, но в России поняли исключительно важное значение информационных технологий, ИИ и средств связи, развитие которых предполагается стимулировать с помощью государства[15].

Поняли в целом в российской элите и то, что эффективное противодействие возможно только с помощью системы средств и мер очень широкого спектра, включающей как укрепление инструментов «мягкой силы», так и военной мощи[16]. В целом модель такого системного противодействия можно изобразить следующим образом, как это показано на рисунке.

Как видно из этой модели[17], эффективное продвижение политики «силового принуждения» зависит от того, насколько системно, комплексно используются все силовые (военные и не военные) силовые инструменты. Последний и яркий пример – политика Дж. Байдена, декларируемая в «Руководстве СНБ»[18] и реализуемая США в отношении Ирана, сочетающая угрозы применения военной силы с экономическими санкциями и «посулами» содействия в экономическом развитии. Санкции + авианосная группировка, нависающая на Ираном, представляются в стратегии США наилучшим сочетанием. Причём если прежде Д. Трамп дважды в течение одного дня давал утечки в отношении своих намерений по нанесению воздушного удара по Ирану: «отдан приказ», «приостановлен», «отменён» на время и т. п., то Дж. Байден с самого начала сделал это доктринальной установкой политики США, заявив о «системе» мер принуждения[19].

Примечательно, что ровно такая же политика была у США и во время войны во Вьетнаме, где они, как минимум, 13 раз пытались «проинформировать» правительство Вьетнама о своей готовности использовать ядерное оружие[20].  Ради шантажа бывший президент США даже придумал «теорию безумца», которая «намекала» вьетнамцам, что он «дошел до точки», основанной на лекции Г. Киссинджера «использование безумия в политических целях»[21].

Надо признать, что политико-психологические методы в военном деле и дипломатии использовались всегда. Нередко они оказываются очень эффективными, причём далеко не всегда в качестве шантажа или принуждения, а в целях предостережения. Так, в Средиземноморье, в ходе конфликта вокруг Сирии, не раз использовались пуски российских КР МБ для того, чтобы вынудить США и союзников ограничить масштабы своего участия в военном конфликте[22].

 

___________________________________________

[1]Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Финансовый контроль, 2003, с. 188.

[2] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019, сс. 189–196.

[3] Основы СНБ были озвучены в марте 2021 года. См.: Biden J.R. Interim National Security Guidance. Wash. March 2021, p. 15.

[4] Военно-технические и военно-экономические аспекты итогов и уроков Второй мировой войны / кол. авт. под ред. проф. Викулова С.Ф. М.: АПВЭ и Ф, «Канцлер», 2020, сс. 145–147.

[5] Этой теме посвящено несколько работ, из которых наиболее актуальной является: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в ХХI веке. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. 1596 с.

[6] Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017, сс. 42–46.

[7] Biden J.R. Interim National Security Guidance. Wash. March 2021, p. 15.

[8] Мир в ХХI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография / А.И. Подберёзкин, М.В. Александров, О.Е. Родионов и др. М.: МГИМО-Университет, 2018. 768 с.

[9] См. подробнее: Боброва О., Подберёзкин А. Политико-правовые вопросы противодействия проявлениям, направленным на подрыв основ государственности Российской Федерации / Эл. ресурс: сайт ЦВПИ «Евразийская оборона», 30.08.2021 / http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/politikopravovye-voprosy

[10] Путин В.В. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 7 мая 2018 г.

[11] Примерно в то же время была утверждена и новая СНБ и военная стратегия США. См.: National Military Strategy of the United States of America 2015. Wash.: White House 2015, June, 17 p.

[12] Nelson R.M. U.S. Sanctions and Russian Economy. Congressional Research Service. February 17, 2017.

[13] Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. Влияние санкций Запада на политический курс и экономику России. Часть II. Научно-аналитический журнал «Обозреватель», 2018, № 12, сс. 7–9.

[14] См. подробнее: Подберёзкин А.И. «Переходный период» развития военно-силовой парадигмы (2019–2025 гг.). Часть I и Часть II. Научно-аналитический журнал «Обозреватель», 2019, №№ 4, 5, сс. 5–28 и сс. 5–31.

[15] В частности, такая концепция предлагалась мною в серии работ, основной из которых стала: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. 1596 с.

[16] См. подробнее специальную работу, посвященную этой проблеме: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в ХХI веке. М.: Издательский дом «международные отношения», 2018. 1596 с.

[17] Подберёзкин А.И., Жуков А.В. Оборона России и стратегическое сдерживание средств и способов стратегического нападения вероятного противника // Вестник МГИМО-Университет, 2018, № 6, сс. 141–168.

[18] Biden J.R. Interim National Security Guidance. Wash. March 2021, p. 15

[19] Biden J.R. Interim National Security Guidance. Wash. March 2021, p. 15.

[20] Эллсберг Д. Машина Судного дня: откровения разработчика плана ядерной войны. М.: Альпина Паблишер, 2018. 414 с.

[21] Там же.

[22] Подберёзкин А.И. «Переходный период» развития военно-силовой парадигмы (2019–2025 гг.). Часть I и Часть II. Научно-аналитический журнал «Обозреватель», 2019, №№ 4, 5, сс. 5–28 и сс. 5–31, а также: Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. «Переходный период»: главная особенность – милитаризация политики. Часть III. Научно-аналитический журнал «Обозреватель», 2019, № 6, сс. 57–72.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован