Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
18 июня 2022
397

Долгосрочный прогноз развития современного сценария военно-политической обстановки (ВПО) и будущая национальная стратегия России

Большинство государств погибло скорее от самоистощения в войне, чем в результате действий противника[1]

Б. Гарт

 

После начала специальной военной операции России на Украине произошло много кардинальных, даже радикальных, изменений в ВПО в мире, и в политике России. Одно из них, вызвавшее многочисленные дискуссии в СМИ и на политическом уровне, – о будущем состоянии ВПО в мире и о будущем «образе России» в этом ВПО в контексте «прощания» с глобализацией и Западом, или, второй, нарастающей тенденции политической и экономической автаркии. Любые действия рассматривались с позиций сторонников и противников этих подходов. Так, на Петербургском экономическом форуме (СПЭФ) 16–18 июня 2022 года, эта разница в подходах особенно усилилась, в том числе и потому, что в эти дни совпал визит лидеров Германии, Франции, Италии и Румынии в Киев, которые формально поддержали режим нацистов, а не формально (как считали некоторые в Германии и почему-то многие в России) пытались подтолкнуть Киев к компромиссу[2].

С.В. Лавров охарактеризовал этот первый подход как стремление «Запада, который хочет обеспечить лидерство в США на веки вечные, включая не только Европу, но и Азиатско-Тихоокеанские регионы (создаются AUKUS, QUAD), сдерживать Китай и изолировать Россию»[3].

В любом случае речь шла о том, какая будущая МО-ВПО в мире будет доминировать, в какой архитектуре, и с чьим доминирующим участием. Очевидно, что «прощание России с Западом» означало одновременно и усиление тенденции формирования нового центра силы, возможно, на базе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), члены которой (Китай, Россия, Индия, Бразилия) стали проводить более активную внешнюю политику, дистанцируясь от Запада. К ним захотели примкнуть другие государства, например, изменить свой статус наблюдателя на члена организации, – Беларусь.

Иными словами, Запад и его военно-политическая коалиция по-факту в 2022 году превратились в самый сильный, но уже не единственный центр силы в мире, а его господство в финансах и экономике, как оказалось, не таким значимым по отношению к его зависимости от природных ресурсов.

В этой связи исключительное значение приобретает то представление о будущем состоянии МО и ВПО, которое будет решающим в правящей элите России при формировании СНБ РФ. Оно может быть (как заявил один из участников СПЭФ) «возвращением в глобализацию» (и повторением внешней политики 90-х гг.) или признанием формирования новых реалий ВПО и необходимости самостоятельной стратегии России во всех областях, «не закрывая полностью фортки на Запад». От того, какая оценка будет преобладать, в конечном счете, во многом будет зависеть и стратегия России[4].

Если «возвращение в глобализацию», то неизбежен путь, по которому так или иначе шла Россия до начала 2022 года, – сырьевая экономика, и отток валюты за рубеж, ориентация на интеграцию в западные системы ценности (прежде всего, товары), игнорирование национальных интересов и институтов. На мой взгляд, после начала специальной операции возвращение стало невозможным. В том числе, и, прежде всего, по внутриполитическим причинам. Подъем патриотических настроений в обществе и подлое поведение правящей элиты уже не простят.

Второй вариант стратегии еще только начал прорисовываться, с трудом преодолевая инерцию и сопротивление либералов и компрадоров в правящей элите. Этот вариант СНБ – трудный, но правильный, путь, ориентированный на развитие НЧК и национальных институтов. В нем, естественно, важнейшую роль и играют силовые институты государства и общества, в том числе, военные и правоохранительные, и интеллектуальные, в особенности, ВС и ОПК.

Таким образом, будущее ВС и ОПК (как и во времена «перестройки» Горбачева) и всего стратегического планирования в военно-политической и военно-технической области будет зависеть от вектора избранной стратегии, т.е. в решающей степени будет зависеть от направления движения, выбора общенациональной стратегии. Как известно, в конце 80-х гг. прошлого века правящей элитой СССР был сделан ошибочный выбор. Попробуем рассмотреть ситуацию подробнее.

В целом, развитие современного сценария МО-ВПО после декабря 2021 года пошло по своему наиболее радикальному, хотя и прогнозировавшемуся[5] мною и, наверное, неизбежному варианту. В 2014 году я писал о развитии наиболее вероятного сценария «Глобального военно-силового (вооруженного и не вооруженного) противоборства», который мог развиваться в двух вариантах, а именно:

Вариант № 1 – «Оптимистический»: «Силового вооруженного и  не вооруженного противоборства, использующего военную силу в ограниченных масштабах». Гибридная война в этом случае была неизбежна, но её военные компоненты были достаточно ограничены территориями и масштабами применения. Эта война против России могла быть, например, как война в Афганистане против СССР или на Северном Кавказе, где с помощью финансов и современного оружия создавался очаг напряженности, доставлявший России прямую угрозу, более того, имел перспективу для расширения.

Вариант № 2 – «Пессимистический»: «Силового вооруженного и не вооруженного противоборства в глобальных, не ограниченных масштабах». Этот вариант предполагал, как минимум, два подварианта реализации:

– Первый, – когда глобальное военно-силовое противоборство оставалось глобальным, но преимущественно силовым, но не военным.

– Второй, – когда собственно военно-техническое участие западной коалиции развивалось бы по эскалации, приобретая постепенно форму прямого военного участия, на фоне глобального не военного силового противоборства Запада с Россией.

Другими словами, разница между двумя вариантами заключалась в их масштабах и количестве субъектов ВПО, участвующих в противоборстве, а различие в подвариантах – в степени военно-технического участия и его масштабах.

Зимой-весной 2022 года полностью подтвердился мой прогноз относительно первого варианта: широкая, почти глобальная, западная военно-политическая коалиция развернула масштабную гибридную войну (ГВ) против России. При этом, угроза перехода ко второму варианту сценария в мае-июне этого года стала вполне реальной. Пока что в первом подварианте – нарастающего военно-технического участия, в котором активно задействованы все члены западной военно-политической коалиции, поставляющие на Украину (фактически против России) ВВСТ. Массированные поставки вооружений, прежде всего ВТО большой дальности, фактически означали прямое участие стран Запада в военном конфликте на Украине, прямое, но не формальное прямое участие.

Вместе с тем, переход ко второму подварианту – прямому военному участию западной коалиции против России – всячески отрицался.

Подобное развитие ВПО с января по август 2022 года свидетельствовало о точности оценки его состояния и прогнозе со стороны СНБ РФ и В.В. Путина в декабре 2021 года. Оценка состояния МО-ВПО руководством России была вполне точной (в отличие от целого ряда лет). Более того, в 2022 году В.В. Путин признал, что «нас приперли к стенке и у нас не было других вариантов» («Я хочу, чтобы всем было понятно, и у нас в стране, и за рубежом, нашим партнерам чтобы было понятно: дело даже не в той линии, которую мы не хотим, чтобы кто-то переступал. Дело в том, что нам некуда уже отходить. Они же нас приперли к такой линии, извините за моветон, что нам дальше двигаться некуда!»)[6].

Это, повторюсь,  на мой взгляд, полностью соответствовало не только адекватности оценки состоянию МО-ВПО в декабре 2021 – феврале 2022 года, но и прогнозу его развития. Решение, принятое В.В. Путиными относительно специальной военной операции, было вынужденное, отчасти, даже, на мой взгляд, несколько запоздалое, потому, что, вероятнее всего, прежде к нему Россия просто не была еще готова ни военно-технически, ни политически.

В этой связи, особенно актуальным становится стратегический прогноз развития конкретного варианта сценария МО-ВПО и, как следствие, СО на среднесрочную и долгосрочную перспективу[7]. Такой прогноз должен стать основой не просто для корректировки общей национальной стратегии России в условиях расширяющейся гибридной войны (ГВ) и её вероятного перехода в полномасштабные военные действия на территории европейского ТВД, для полной смены национальной стратегии безопасности и развития России (и, как следствие, СНБ и прочих нормативных документов), учитывая возможность расширения операций на других театрах военных действий.

В этой связи, напомню, что общий подход к значению и последовательности стратегического планирования в стратегии России мною был описан не раз в самых разных работах, в том числе и в самом начале этой работы[8], а также – более подробно – в 1-ой главе этой части.

Если вернуться к этому описанию, повторив очень обще и коротко порядок, то алгоритм разработки стратегии выглядит следующим образом:

– 1-й этап, когда изначально принципиально важна максимально точная оценка и прогноз перспектив развития МО-ВПО, вычленение наиболее вероятного сценария и его вариантов развития[9];

– 2-ой этап, когда происходит конкретизация национальных интересов и их формализация в целях и задачах в новых военно-политических условиях;

– 3-ий этап, когда, наконец, – разработка наиболее эффективных средств и способов противоборства в зависимости от наличия и перспектив развития национальных ресурсов.

Очевидно, что на всех этих этапах возможные самые разные субъективные оценки политиков, военных и ученых, которые порой могут существенно отличаться друг от друга. Прежде всего, потому, что не трудно заметить, что в период 2020–2022 годов во всех этих областях произошли самые радикальные изменения[10]. Но и потому, что разброс субъективных мнений очень широк.

При этом зависимость от субъективного фактора – политической воли и способностей правящей элиты – продолжает оставаться решающим фактором формирования стратегии, не смотря на все имеющиеся и потенциально растущие возможности сбора и обработки информации. Не является исключением и моя точка зрения, которая (если говорить по-порядку) коротко выглядит следующим образом:

1-ый этап – развитие ВПО продолжается по описанному выше сценарию в его «Варианте № 2», когда происходит постепенный переход к прямому не только военно-техническому, но и военному участию западной коалиции в силовом противоборстве с Россией. При этом, США будут стремиться контролировать эскалацию, не допуская перехода военного конфликта с территории Европы на территорию США и применение ЯО.

2-ой этап – в России должен ускоренно завершиться пересмотр национальных интересов и приоритетов в пользу национального и социального вектора развития, как обязательное условие сохранения внутриполитической стабильности и сохранения экономики в неблагоприятных внешних условиях;

3-ий этап[11] – Россия должна ускоренными темпами развивать национальные институты развития – государственные и общественные – в наиболее важных областях, ориентированных на силовое противоборство:

– науке, образовании, технологиях;

– НИР и ОКР, промышленности ОПК:

– ЧК и  институтах НЧК ВС и других силовых органов

 

_______________________________________

[1] Стратегия непрямых действий: (пер. с анг.) / Бэзил Лиддл Гарт. М.: АСТ, 2018, с. 501.

[2] Замглавы МИД России Сергей Рябков 14 июня по этому поводу даже заявил, что  Москва поставит точку в «специальной военной операции» «там, где это нам нужно, а не там, где какие-то стратеги, идеологи и военные планировщики в Вашингтоне или других столицах представляют себе эту ситуацию»// Россия перешла в контрнаступление. Коммерсант, 17 июня 2022 / https://www.kommersant.ru/doc/5413628

[3] Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова телеканалу НТВ, 16 июня 2022 г. / Официальный сайт МИД РФ / https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1818292/

[4] О зависимости стратегии государств от состояния МО-ВПО было написано немало, в том числе и в рамках этой работы в предыдущих разделах. Стратегическое планирование в России несколько десятилетий исходило из системы оценки угроз и данных, формирующихся из ВПО.

[5] См., например: Подберезкин А.И. Вероятный сценарий развития международной обстановки после 2021 года. М.: МГИМО-Университет, 2015, СС.258-259.

[6] Путин заявил, что Россию «приперли» к красным линиям // РБК, 28 декабря 20212 / https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61c864259a794705c39b1fea

[7] В частности, в мае 2022 года меня попросили в ВАГШ подготовить доклад на эту тему для круглого стола, планировавшегося на август того же года в рамках «Армия 2022».

[8] См., например: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018.-1503 с. (См. также Глава № 1 и Глава № 2 Часть I. настоящей работы).

[9] Моя оценка во многом совпадает с оценками экспертов, например, НИИ № 46. См.: Военно-технические и военно-экономические аспекты итогов и уроков Второй мировой войны / кол. авт. под ред. проф. Викулова С.Ф. М.: АПВЭ и Ф, «Канцлер», 2020, сс. 145–147.

[10] Глазьев С. «Такие события, как сейчас, происходят раз в столетие: С. Глазьев о сломе эпох и смене укладов. Глазьев. ру, 28.03.2022 / https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100553-takie-sobytija-kak-seychas-proiskhodjat-raz-v-stoletie-sergey-glaz-ev-o-slome-jepokh-i-smene-ukladov

[11] Очевидно, что даже короткий перечень мер предполагает гораздо больше места. Тем не менее, на мой взгляд, даже в коротком комментарии можно вычленить приоритеты.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован