В рамках единой стратегии США, НАТО и ЕС намерены объединить усилия всех правительств, армий и разведок под эгидой США в рамках «всеобъемлющей межведомственной, межправительственной и международной стратегии» и максимально эффективно использовать методы «политического, экономического, военного и психологического давления»[1]
О. Кивитиди, член Комитета по обороне и безопасности СВ ФС РФ
Долгосрочный прогноз стратегии Дж. Байдена относится не собственно к президентству, а к тому направлению американской внешней политики, которое в настоящее время олицетворяет Дж. Байден и которое, возможно, в основных чертах сохранится в будущем даже при том, что власть в Вашингтоне перейдет к республиканцам.
Для того чтобы точнее сформулировать собственную Стратегию России необходимо ясно определиться не только с текущим состоянием МО и ВПО, которые оказывают непосредственное влияние на политику страны, но и их значением в стратегии главного оппонента – США. Так, по моему убеждению и оценкам, стратегия США, реализованная и реализуемая в стране последние годы, – общая стратегия американского истэблишмента в мире «Б. Обамы–Д. Трампа и Дж. Байдена», которая отличается лишь в некоторых, тактических деталях[2].
Эта общая стратегия основана на двух долгосрочных принципах – военно-технологического превосходства и лидерства в военно-политических коалициях, которые отличаются некоторыми деталями. Так, лидерство США «по-Трампу» базируется на двусторонних соглашениях, откровенном доминировании США, когда союзы и блоки носят подчиненный характер.
«По-Байдену» то же самое лидерство США маскируется «коалиционным единством», хотя все стороны прекрасно понимают, что в этой коалиции доминирование США безусловно. Принуждение «по-Байдену» других стран происходит не менее жестко, но не так публично и демонстративно, чем в стратегии Д. Трампа.
Главный вопрос стратегии – какие средства и какие конкретные способы применяются. Забегая вперед, сформулирую сразу же вывод раздела. Стратегия Дж. Байдена исходит из следующих основных положений[3]:
1. Современное силовое противоборство происходит во всех областях взаимодействия субъекта ВПО с другими субъектами, акторами и факторами. Военно-силовое противоборство выступает только частью, набором собственно военных средств и способов из всего более широкого спектра противоборства между различными субъектами и акторами ВПО.
2. Наиболее эффективными внешнеполитическими инструментами силового противоборства (наименее дорогими, менее рискованными и результативными) стали не военные инструменты силовой политики. Военные действия на Украине, где нет военнослужащих из стран НАТО, подтверждают этот вывод. Поставки ВВСТ на Украину, финансово-экономическая помощь (которая ставит Украину в долгосрочную зависимость от Запада), политика санкций и сдерживание развития России – вот набор основных силовых средств, используемых западной военно-политической коалицией.
________________________________________
[1] Цит. по: Небренчин С.М. Информационное измерение «мягкой силы». М.: АНО ЦСОиП, 2017. 228 с., с. 7.
[2] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019, сс. 189–196.
[3] После публикации на сайте Центра ЦВПИ (см.: А.И. Подберезкин . Стратегия национальной безопасности Дж. Байдена в мире / Сайт ЦВПИ, 3.06.20221 / http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/strategiya-nacionalnoy-1 Эти выводы широко обсуждались (более 200 откликов в день).