26 июня 2008
1470

Дороги застелят деньгами и пробки в Москве рассосутся за пару лет

Масштабные дорожные проекты Московского региона, такие как расширение Ярославского шоссе, строительство дублера Кутузовского проспекта, единого логистического центра и новых взлетно-посадочных полос в Домодедово и Шереметьево, будут реализованы в ближайшем будущем. На прошедшем вчера заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения первый вице-премьер Игорь Шувалов попросил ускорить реализацию программы московского транспортного узла на 2010-2015 годы и в кратчайшие сроки найти недостающие 1,4 трлн рублей.

Как стало известно "Газете", причиной активизации чиновников стало поручение президента Дмитрия Медведева премьеру Владимиру Путину в ближайшие два-три года превратить Москву в один из финансовых центров мира. Понятно, что без развитой транспортной инфраструктуры финансовые воротилы в российскую столицу просто не доедут - буквально застряв в пробке по дороге из аэропорта.

Программа развития московского транспортного узла до 2015 года предусматривает строительство 600 км платных автомобильных дорог и реконструкцию 800 км уже существующих трасс. Также планируется построить и реконструировать 300 км железнодорожного полотна, 130 км новых линий метрополитена, две взлетно-посадочные полосы в аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево" и многое другое. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, программа предусматривает расходы в размере 4,9 трлн рублей, из которых 2,3 трлн лягут на плечи федерального бюджета, 1,7 трлн - бюджета Москвы, 141 млрд - области и 1,3 трлн рублей - внебюджетные инвестиции. Однако есть дефицит, который сейчас составляет 1,3-1,4 трлн рублей. Именно о том, кто его покроет, видимо, и рассуждали вчера столичные, областные и федеральные власти на закрытом заседании правительственной комиссии.

Пока сторонам договориться не удалось. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что никаких проблем в развитии транспортного узла московского региона, кроме недостаточного финансирования, нет, и попросил помочь в этом вопросе федеральный центр. Поддержали столичного градоначальника и областные власти. Их логика понятна: с тех пор, как у регионов забрали дорожные фонды, они не устают повторять, что на транспортную инфраструктуру у них сил не хватает. Для Москвы есть и еще один специфический аргумент: как федеральный центр она несет и издержки в виде внушительного трафика высокопоставленных чиновников, посещений высоких гостей и тому подобного.

"Мы в настоящий момент пока с таким подходом согласиться не можем", - возразил Игорь Шувалов. По его мнению, как раз богатой Москве грех просить денег. Поэтому он посоветовал задействовать такие резервы, как дополнительная продажа имущества, а также использовать столичных бизнесменов, возможности которых больше, чем у предпринимателей других регионов. Если вспомнить, что столичные власти неохотно расстаются с добротным имуществом, а крупный бизнес вряд ли будет сильно прислушиваться к просьбам столичных чиновников, можно заранее представить, чем обернется совет Шувалова для среднего и даже малого бизнеса.

Впрочем, возможно московским бизнесменам удастся избежать дорожного оброка - если изменится позиция Минфина. Напомним, в конце мая замглавы ведомства Антон Сулианов заявил, что московскому транспортному узлу не хватает не средств, а грамотного территориального планирования. "Вопрос увязки выделения средств на строительство транспортных путей с территориальным планированием является наиболее важным для решения комплексной задачи обеспечения транспортной доступности", - сказал тогда Антон Сулианов. В переводе с бюрократического на русский это означает, что Москве дали совет в духе кота Матроскина: не средства искать, а мозги включать. Теперь, если Минфину дорога идея Москвы как финансового центра, он может помочь не только советом, но и материально.

Скорее всего, решение о том, кто доплатит недостающие 1,4 трлн рублей, будет принято в сентябре на выездном заседании коллегии Минтранса. А до этого времени не исключено, что договаривающимися сторонами будут испробованы все методы - от настойчивых просьб к столичному бизнесу посодействовать до громких апокалиптических заявлений столичных и областных чиновников.

Андрей Бирюков, Галина Ляшенко
Газета, 26 июня 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован