На прошлой неделе в интервью с заместителем министра - начальником управления фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения области А. М. Коробовым утверждалось, что, несмотря на все известные просчеты руководства Фонда обязательного медицинского страхования, "программа дополнительного льготного обеспечения граждан работает. Больные получали и продолжают получать необходимые препараты". Редакция газеты "Южный Урал", усомнившись в верности этого высказывания, обратилась за разъяснением к депутату ГД от Оренбургской области А. Б. Когану.
На прошлой неделе в интервью с заместителем министра - начальником управления фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения области А. М. Коробовым утверждалось, что, несмотря на все известные просчеты руководства Фонда обязательного медицинского страхования, "программа дополнительного льготного обеспечения граждан работает. Больные получали и продолжают получать необходимые препараты, и закрывать столь значимый социальный проект - значит, совершить огромную ошибку. И это хорошо понимают и в Государственной Думе, и в правительстве страны". Поскольку нам показалось, что это не совсем так, мы обратились за разъяснениями к депутату Государственной Думы, члену фракции "Единая Россия" А. Б. Когану.
- Александр Борисович, федеральный ОМС, похоже, напоминает черную дыру, в которую без счета сваливаются огромные государственные средства, а льготники по-прежнему сидят без лекарств. Инвалиду с третьей группой врач отказывает в бесплатном препарате, если он не относится к жизненно необходимому, потому что в течение месяца может выписать льготных лекарств только, допустим, на пять тысяч рублей. Если на участке двести человек, тогда на каждого придется рублей по 25. Что можно купить на эти деньги? Одна упаковка инсулина стоит тысячу рублей.
21 февраля Государственная Дума одобрила поправки в Закон "О бюджете ФОМС на 2007 год", что позволит тому рассчитаться со своими территориальными подразделениями за счет остатков средств 2006 года (10 миллиардов) и субсидий из федерального бюджета 2007 года в объеме 6 миллиардов рублей.
- Мы действительно несколько раз увеличивали лимиты на 2006 год, но качественных изменений это не принесло. Можно смело утверждать, - сказал Александр Коган, - что этот фонд требует немедленной реорганизации. Он работает очень неэффективно. В декабре, когда в Госдуме решался вопрос об увеличении финансирования, представитель Фонда ответил на мой вопрос, что больше денег не потребуется, так как они на 20 с лишним процентов снизят наценки на лекарства и сократят транспортные издержки и дефицит будет сокращен. Сама постановка вопроса тогда возмутила депутатов. То есть изначально не были использованы резервы снижения стоимости лекарств при выборе поставщиков? Это полностью противоречит правилам конкурсного отбора. Но даже запоздалого снижения издержек не произошло. На заседании Госдумы я вновь задал этот вопрос, все тот же и. о. руководителя ФОМС Дмитрий Рейхарт ответил, что дефицит снова есть. Многие отказались от соцпакета, а врачи выписали им лекарства как бы впрок. Поэтому якобы и нужны дополнительные средства, чтобы продолжить работу с производителями и обеспечить снижение издержек.
Надо сказать, что многие депутаты в ходе заседания сообщали о провале программе ДЛО в своих регионах и высказывали сомнения в том, что 16 миллиардов хватит на покрытие долгов фонда перед фармацевтами. Но не выделить фонду этой суммы мы не могли - люди умирали без лекарств. Честно говоря, у меня рука не поднималась голосовать за это решение. Опять давать огромные суммы чиновникам с сомнительной ответственностью? Что в 2004 году дали 6 миллиардов, что в 2006-м - 60 миллиардов, качество обслуживания осталось на прежнем уровне. Жалобы с мест на отсутствие лекарств продолжали поступать. Мы тогда достаточно быстро отреагировали и подготовили соответствующий депутатский запрос. Проводит свои мероприятия и Генпрокуратура. Проверяются факты как неэффективного, нецелевого расходования чиновниками фонда госсредств, так и получения взяток. Проходит проверку схема, по которой лекарства по рецептам правдами и неправдами списывались или на одного человека, на "мертвые души", выписывались препараты на огромные суммы. Руководящая верхушка фонда села за решетку. Но нас, кстати, это не особенно обрадовало. Да, справедливость должна восторжествовать, виновные - понести наказание. Но ситуацию это не выправило.
- Ведомство Зурабова выпустило, как известно, приказ, лимитирующий сумму средств, выделяемых на одного льготника, 387 рублями, и распоряжение не отпускать лекарства по декабрьским рецептам...
- Если же этих денег не хватает, то есть возможность увеличивать объем финансирования из областных средств, а затем они должны компенсироваться из федерального бюджета, разумеется, в случае обоснованности и строгого учета.
Пожар дополнительными вливаниями нам удастся потушить в ближайшее время, лекарства начнут поступать в регионы. Но это ведь временная мера. Схему поставок, разработанную Зурабовым, надо менять. Порочна сама система реализации ДЛО. Для этого мы создали рабочую группу совместно с правительством РФ, которая должна в течение двух месяцев изучить ситуацию по обеспечению граждан льготными препаратами и представить в Думу предложения по увеличению эффективности работы Фонда ОМС. Подключили Общественную палату, независимых экспертов, ждем результатов следственных выводов Генпрокуратуры. В ближайшее время, я обещаю, ситуацию мы переломим...
- Как вы думаете, не перетекают ли лекарства из льготных аптек в коммерческие? Люди возмущаются, что в последних можно купить все необходимое, а в льготных даже сегодня пустые полки и надо ждать своей очереди. Если представить, что большая часть лекарств идет на программу ДЛО, а малая - "мертвым душам", то есть препараты выписываются на один чей-то паспорт, а потом поступают в коммерческие аптеки, ведь на этом можно заработать неплохие деньги. Притом, вероятно, это делают не врачи в поликлиниках, а врачи или чиновники на складах, которые зачастую и являются владельцами этих коммерческих аптек. Говорят, что эта цепочка уже расследуется Генпрокуратурой?
- Я предполагаю, что такая схема отъема денег от государства есть. Но как государственный человек обвинять кого-то в этом, пока идет следствие, не могу. Если схема подтвердиться, то мы обнародуем ее "героев". Надо устанавливать жесткий контроль правоохранительных органов и общественности за поставкой, качеством и торговлей лекарственных препаратов. Разве трудно милиции проверить происхождение лекарств, их качество, поставщика? Нет, конечно. Но почему-то этого не делается...
Нам же ясно одно: Фонд ОМС хоть является государственной структурой, но вышел из доверия государства и народа. Льготники же почувствовали, каково это - сидеть без лекарств, и готовы уже отказаться от соцпакета (60 процентов оренбуржцев это уже сделали). Но до января будущего года им это не удастся.
Наталья Кожевникова
"Южный Урал"
18.03.2007
http://www.abkogan.ru/news/2007/03/18/384/