30 декабря 2008
4004

Другая сторона экрана

Не секрет, что многое, происходящее в телевизоре, в частности, всевозможные приобретшие популярность реалити-шоу, довольно далеки от реальности. Не секрет и то, что в свое время ивановские операторы косяком покидали родной город ради финансово обильных столичных телепросторов. Им довелось поработать на разных каналах и в разных проектах, включая "Фабрику звезд", "Голод", "Большой брат", "Звонок", "Розыгрыш". Андрей Сысоев и сейчас снимает для Первого канала и НТВ. И видит разные программы совсем не так, как обычный зритель, а через объектив телекамеры.
Магазинная рыба и выпавший мозг
Основным местом работы для Андрея последний год была программа "Наше все" на канале НТВ - утренняя часовая "развлекуха" для мамочек-домохозяек, в которой ведущая с разнокалиберными гостями (детьми и взрослыми) плавно перетекает из гостиной в кухню и детскую в зависимости от того, какие и с кем обсуждаются вопросы.
Ошибочно думать, что дело происходит в реальной квартире: студия (полторы стены) перед записью собирается, потом разбирается. Шестнадцать передач - месячный объем - снимаются в студии за 4 дня. Основные съемки - на выезде.
- Выезды случаются, конечно, разные, - говорит Андрей. - Самые тяжелые - когда участвуют детдомовские дети: в программе есть такая "фишка" - исполнение заветного желания. Ребята, как правило, нездоровы (с ДЦП, болезнью Дауна, нарушениями речи), а желания у них самые разные. Один хотел, например, в цирк попасть, чтобы научиться ездить на моноцикле. Из этой затеи ничего, конечно, не вышло, и выйти не могло за один вечер, а пацан еще и животных испугался. На экране все вроде здорово, и ребенок довольный, а на самом деле он забился в угол и вынуть его оттуда не было никакой возможности.
Другой мечтал о рыбалке, с ним поехал Никита Джигурда (гости программы зачастую известные личности: Лев Лещенко, братья Запашные, Никас Сафронов, Вилли Токарев, Юрий Лоза, Ростислав Хайт и др. Не обязательно, чтобы у самих участников были дети. Хотя Михаил Барщевский, например, удочерил двойняшек Общее у всех - охота к раздаче автографов и своих работ и фотографированию с сотрудниками программы - Е.М.). Ребром встал вопрос о рыбе - пацана ж нельзя разочаровать! В итоге получилось почти как в "Бриллиантовой руке": были закуплены в магазине живые карпы, и их счастливо удили.
Вообще, "продуктовый реквизит" в программе реальный: тот факт, что гости практически не прикасаются ни к чайным чашкам, ни к фруктам, ни к печенью, не означает, что чашки пустые, а яблоки - из папье-маше. Только жевать за разговором не очень удобно, поэтому съемочные запасы по окончании процесса благополучно подъедаются персоналом. И это неплохо, поскольку поесть на съемках удается далеко не всегда, а когда удается - не всегда удачно: в одной элитной школе снимали, к примеру, "понтовую" столовую, директор долго хвасталась, как там прекрасно кормят. А потом съемочная группа, вкусив от школьных щедрот, три дня мучалась изжогой
А вот проблемы детей не всегда настоящие. За время выхода передачи "Наше все" сформировался круг благожелательных мамочек, чьи отпрыски становятся участниками по поводу и без. Их, в принципе, объединяет общая фраза: "А сегодня что снимаем?"
- Дети вообще боятся камер и операторов, - рассказывает Андрей. - Из-за этого обычно много сложностей. Со мной был только один случай, но тяжелый: снимал девчушку лет трех, причем уже во второй раз. В первый раз она изо всех сил веселилась, кокетничала, за штативом пряталась, а тут увидела меня - и в рев. Два часа "убили", пока успокоили. Так вот, в передаче первична проблема: например, ребенок грызет ногти. Или писает в постель. Под это уже "заточены" гости - специалисты. Далеко не всегда тратится время на поиск детей с указанными проблемами: съемки могут проходить вот у такой на все согласной мамочки: ногти так ногти, писает - так писает
А еще в эфире экспромты не настоящие: в ухе ведущей спрятан крошечный наушник, через который редактор постоянно подсказывает ей не только основной текст, но и какие-нибудь шутки по ситуации. Когда эта "горошина" выпадает, девушка шутит: мозг вылетел
Красота - страшная сила
Реалити-шоу "Формула красоты" шло на Первом канале, объединив в рядах участников, страдающих избыточным весом либо просто недовольных своей фигурой и лицом. Среди них как простые граждане, так и известные персонажи, например, актрисы Ольга Машная и Ирина Печерникова.
- Не могу сказать, что участие в шоу и его последствия сильно кого-то изменили внешне, - замечает Андрей. - Зато проблем было больше, чем на других проектах. Один мой коллега, например, упал в обморок на съемках операции по удалению подкожного жира. А мы с Машной разругались: ночью она вышла покурить, и меня по этому случаю разбудили. Она такая вся простецкая, домашняя, некрашеная, я - сонный и с камерой Наорала на меня, что я ее такую снимаю, а я на нее - что из-за нее меня подняли. Хотя страшнее Пугачевой на пятой "Фабрике звезд", где она продюсером была, я не видел. Ее вообще под страхом смертной казни запрещено было показывать крупным планом.
Все "фабрики" (кстати, поклонникам этого шоу можно ждать следующего) снимаются круглые сутки, хотя время в эфире на Первом канале - пара часов раз в неделю. Руководство съемочным процессом осуществляют два режиссера, каждый из которых пишет свою историю. Один поток прямоходом попадает в Интернет, второй идет для телемонтажа.
- На "ФЗ-6", где продюсером был Дробыш, то и дело проскальзывали ляпсусы, включая его собственные: он нередко ходил выпивши и нелестно отзывался про звезд. Тогда поступила команда снимать его только на втором потоке, то есть сильно монтируя... Хотя и без Интернета всякое случается: многие участники ведь несовершеннолетние, а на МТВ шоу тоже показывали, причем более подробно, с деталями жизни ребят. Одну девчушку показали голой, хотя перед началом проекта организаторы клятвенно заверяли родителей, что такого не может быть в принципе. Папенька сильно возмущался
Вообще, "ФЗ" разительно отличается, например, от "Дома-2", тем, что участники там по-настоящему работают, а не балду гоняют сутками, ругаясь между собой. Да и ругаться для создания "эмоционального антуража" никого не заставляют.
- "Фабриканты" постоянно заняты: фитнес, музыкальная студия, актерское мастерство, техника речи Все реал. Фикция в том, что, когда начинают записывать песни, многие участники петь так и не могут: пишется буквально по слову, - вспоминает Андрей. - Хотя все равно, конечно, "хомякам" (так на своем сленге сотрудники называют участников проектов - Е.М.) скучно. На пятой "фабрике" были такие спортивные ребята - прыгали со второго этажа на диваны. Понятно, это по телевизору не показывали.
И еще якобы прямые эфиры с концертов: они снимаются в тот же день, но заранее.
Всю эту махину обслуживает четыре смены режиссеров с 8 утра до 2 ночи, две смены операторов - около 20 человек, четыре инженера, линейные режиссеры, редакторы Плюс ночные бригады. И еще логгеры - такие ответственные люди: они фиксируют происходящее по компьютеру с тайм-кодом, чтобы на монтаже не отсматривать видео; если логгер чего-то не записал - в эфир оно не попадет.
На программе "Фазенда" (воскресный эфир Первого канала, загородный аналог "Квартирного вопроса" на НТВ) требования еще жестче: за смену снимается всего пять минут эфирного времени. Поэтому съемки одной передачи занимают до двух недель. Это в телеэфире "ушли - пришли - все сделано".
- Был у нас случай, - вспоминает Андрей, - по задумке ландшафтного дизайнера надо было сделать елку из поленьев. А их не завезли, пришлось прорабу брать топор - и в соседний лес за "дровишками".
Пожалуй, из всех перечисленных программ "Фазенда" наиболее реальна. Но в последнее время и тут бывает, что два разных выпуска снимают в одном доме. Но это все за кадром!

30.12.2008
Егор Мышкин
www.chastnik.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован