27 марта 2007
2032

Дружить будем по-новому?

О реформировании Содружества Независимых Государств и мерах, предпринимаемых Правительством по поиску оптимальных моделей взаимодействия со странами на постсоветском пространстве, будет идти речь на "правительственном часе" - сегодня на Охотном Ряду ждут министра иностранных дел Сергея Лаврова. Накануне о проблемах реформирования Содружества мы попросили рассказать председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея КОКОШИНА.
О реформировании Содружества Независимых Государств и мерах, предпринимаемых Правительством по поиску оптимальных моделей взаимодействия со странами на постсоветском пространстве, будет идти речь на "правительственном часе" - сегодня на Охотном Ряду ждут министра иностранных дел Сергея Лаврова. Накануне о проблемах реформирования Содружества мы попросили рассказать председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея КОКОШИНА. - Андрей Афанасьевич, как вы расцениваете динамику основных изменений в странах СНГ за последние десять лет? - Могу сказать, что провозглашение главой нашего государства несколько лет назад особой приоритетности СНГ для интересов России, в том числе для интересов нашей национальной безопасности, принесло свои плоды, и позиции России здесь усилились, что, безусловно, отвечает интересам других стран СНГ и международного сообщества в целом. Усиление российских позиций здесь вынуждены признавать и на Западе - разумеется, без восторга по этому поводу. Так, недавно руководство американского "разведывательного сообщества" было вынуждено констатировать, что среди стран СНГ лишь Грузия однозначно "сохраняет приверженность евро-атлантической интеграции". Но мы должны понимать, что конкурентная борьба в этом исключительно важном сегменте современной мирополитической системы продолжается, и у нас здесь очень и очень серьезные соперники. Они не прекращают усилий, чтобы, например, перевести в свою сферу влияния Украину, стремятся максимизировать свою роль в освоении углеводородных ресурсов Каспийского региона, ослабить влияние России в Закавказье - на Южном Кавказе. - Почему вы считаете, что назрела необходимость реформировать СНГ? - Я бы сказал, что прежде всего назрела необходимость придания нового импульса деятельности этой организации. В рамках всего СНГ есть целый ряд сфер, где сотрудничество в целом развивается успешно, - это и деятельность Совета по сотрудничеству в области здравоохранения, совместная борьба с организованной преступностью, борьба с терроризмом, обеспечение безопасности воздушного движения, электроэнергетика, железнодорожный транспорт. Огромное значение имеет сотрудничество в гуманитарной сфере - в области культуры, образования, науки. - Какую именно модель вы считаете оптимальной для взаимодействия со странами СНГ? - У нас уже сложилась многомерная модель взаимодействия - путем создания на постсоветском пространстве наряду с СНГ таких организаций, как ЕврАзЭС и ОДКБ, формирования Союзного государства Россия - Беларусь. Если учесть еще и наличие Шанхайской организации сотрудничества, в которую наряду с Россией входят и несколько других стран - членов СНГ, то это довольно сложная модель, требующая высокого уровня координации наших усилий как политических, так и экономических. Эта модель требует в том числе значительного аппаратного ресурса в Правительстве России. В этом плане можно только приветствовать появление в Правительстве М. Фрадкова, специального вице-премьера, ведающего экономическими вопросами российской политики в СНГ. Поставленный на этот пост Сергей Евгеньевич Нарышкин пользуется репутацией серьезного, высокоэффективного государственного деятеля. Все это позволяет надеяться, что конкурентные позиции России в странах СНГ будут и дальше усиливаться, несмотря на сопротивление этому "третьих сил". - Что должны делать законодатели для укрепления отношений в политическом, экономическом, социальном плане со странами Содружества? - У парламентариев весьма обширное поле деятельности. Помимо прямых межпарламентских связей - это и вопросы мониторинга за соблюдением действующих многосторонних и двусторонних соглашений, работа с организациями соотечественников в ближнем зарубежье, оказание содействия в реализации различных конкретных проектов сотрудничества между Россией и другими странами СНГ. Это, безусловно, и обширная работа по гармонизации соответствующих компонентов законодательства в различных странах СНГ, разработка различных модельных законов. МНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ Владимир НИКИТИН заместитель председателЯ Комитета Госдумы по делам СНГ и свЯзЯм с соотеЧественниками, КП РФ Хорошо, что руководство страны решило искать оптимальные модели взаимодействия со странами СНГ на постсоветском пространстве. Потому что коренной вопрос - выживание России в современной эпохе. Тут все зависит от нашей позиции. Если бы Россия хотела иметь больше союзников, то она бы своевременно ратифицировала соглашения по СНГ. Белоруссия и Таджикистан ратифицировали соглашений больше всех - Россия только 50 процентов. Если бы Россия хотела, чтобы у нее были союзники, она ратифицировала бы и соглашение по созданию сил коллективной безопасности. А так на прошлый год из восьми соглашений она не ратифицировала ни одного. Было такое впечатление, что руководство страны сознательно отталкивает всех. Сергей АНТУФЬЕВ заместитель председателЯ Комитета Госдумы по делам СНГ и свЯзЯм с соотеЧественниками, "ЕдинаЯ РоссиЯ" Мы задаем вопрос: какую модель можно взять для подражания? Евросоюз, сообщество, где действуют наднациональные органы, такие, как Еврокомиссия, Европарламент, и их решения обязательны для исполнения странами - членами Евросоюза. Поэтому, если мы хотим, чтобы СНГ не было клубом государств-соседей, а было действительно содружеством независимых государств, которое решало бы все насущные экономические, социальные, гуманитарные проблемы, проблемы безопасности, укрепления границ, безусловно, нужно в первую очередь реформировать исполнительные органы СНГ и создавать по-настоящему работоспособные институты, решения которых будут обязательны для исполнения. В рамках контактов нашего комитета с депутатами национальных собраний Армении, Молдовы, Азербайджана, Киргизии высказывались мнения, что практически не просматривается согласованных действий при обсуждении внешнеполитических действий, выработки единой позиции по многим актуальным вопросам. В лучшем случае реакция СНГ выражается в виде заявления исполнительного секретаря Владимира Рушайло. А мои коллеги говорят: было бы гораздо эффективнее, если бы такое заявление делали главы государств, главы правительств, главы МИДов Содружества. Точек приложения усилий по реформированию СНГ множество. Есть еще вопросы экономики, безопасности и так далее. Но не стоит забывать, что сегодня в СНГ состоят 11 стран и 12-я - Туркмения как ассоциированный член Содружества. Но вместе с тем в рамках СНГ существует несколько образований: ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Это говорит о том, что, действительно, Содружество Независимых Государств нуждается в реформировании. Владимир ЧУРОВ заместитель председателЯ Комитета Госдумы по делам СНГ и свЯзЯм с соотеЧественниками, ЛДПР К концу лета 1991 года Советский Союз имел три варианта реформирования. Первый вариант предполагался в форме нового союзного договора, превращавшего Союз в нечто среднее между федеративным и конфедеративным государством, но в виде единого государства, в которое не входили республики Прибалтики. Второй вариант ориентировался на создание общего транспортного, банковского, тарифного, таможенного пространства и был как раз ближе к модели позднего Европейского союза. Он включал в себя и республики Прибалтики. Третья модель, которая явно вызревала заранее и была реализована в Беловежской Пуще - модель СНГ. Группа Ельцина предполагала, что это будет тот же СССР, только во главе с Ельциным, она в меньшей степени заботилась о юридическом оформлении так называемого развода. А все партнеры России относились к Содружеству как к той или иной форме экономического союза, с тем чтобы наиболее выгодным для себя образом выйти из Советского Союза. И это роковое непонимание различий интересов участвующих сторон привело к тому, что изначальные декларации при создании СНГ почти сразу перестали выполняться. К реформированию Содружества необходимо относиться очень осторожно. В конце концов, мы должны признать, что темпы экономического роста СНГ значительно превышают темпы экономического роста Евросоюза.


40(2108)
21 Марта 2007
Ольга ЗЕНЬКОВИЧ
http://www.pnp.ru/chapters/parlament/parliament_1948.html


viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован