Нижней палате придется платить по счетам послушания
Пятая Государственная Дума отработала свой первый год. Председатель нижней палаты Борис Грызлов оказался доволен итогами. Депутаты в очередной раз продемонстрировали большую эффективность и высокую оперативность своего законотворчества. Что оказалось особенно ценным во время кризиса. Но окончательное превращение ГД в периферийное устройство исполнительной власти - своего рода голосовательный терминал - спикер никак не прокомментировал.
В принципе ничего зазорного здесь нет - и единороссы в качестве примера всегда кивали на европейские государства с богатыми традициями парламентаризма. И действительно, в парламентских республиках это обычное дело: политическая верхушка партии формирует кабинет министров, а партийные депутаты штампуют все, что оттуда будет предложено. Правительство, вместе со всей своей партией, при этом, естественно, несет полную ответственность за содеянное на очередных выборах. Но в нашей стране принцип ответственного правительства был, как всегда, внедрен со специфическими особенностями.
Нынешняя российская исполнительная власть устроила всю систему так, чтобы в случае чего отвечать за провалы пришлось не ей. Поэтому законодательная деятельность последних месяцев на Охотном Ряду выглядит весьма своеобразной. Ключевые законопроекты представляют исключительно депутаты, а исполнительная власть почему-то поразительно быстро с ними соглашается.
Раньше, во времена президентства Владимира Путина, "подмётные" законопроекты, то есть написанные в строго определенном месте, но вносимые под депутатским прикрытием, практиковала в основном кремлевская администрация. Теперь по вполне понятным причинам этим занялось и правительство. Причем чем острее затрагиваемая законопроектом тема, тем меньше шансов, что под бумагой будет стоять подпись премьера. А вот представить в нижнюю палату проект закона о неуклонном повышении уровня благосостояния граждан - это всегда пожалуйста. Несмотря на то что все предлагаемые в нем повышения, индексации и компенсации уже и так предусмотрены законом о бюджете. Но если речь идет о спорных антикризисных мерах типа раздачи фонда материального благосостояния закредитовавшимся на зарубежных рынках голубым фишкам и госбанкам, то этот документ идет уже за подписью депутатов. Именно таким образом, кстати, все антикризисные проекты и были оформлены.
Дело дошло до того, что даже некоторые единороссы поняли: ситуация очень неприятная - как бы не превратиться в козлов отпущения. И начались хитрости. Например, в ходе второго чтения закона о направлении комиссаров ЦБ в банки, получившие госпомощь, глава финансового комитета ГД Владислав Резник демонстративно отказался комментировать подготовленные поправки. И только кивал на правительственную ложу - мол, пусть оттуда дают им оценку и рекомендации - принимать их или не принимать. Представителю правительства эта ситуация сильно не понравилась, и говорил он поэтому совсем лаконично.
Как оказалось, "подмётные" законопроекты - не последнее ноу-хау кабинета министров. Не меньшей популярность на Охотном Ряду пользуется своего рода законотворческий подлог. Это когда берется принятый в первом чтении законопроект о поправках, к примеру в Лесной кодекс. Первоначально чисто технический - о корректировке какого-то термина. Но к чтению второму там появляются самые удивительные нормы.
30.12.2008
www.ng.ru