Об этом спикер Госдумы Борис Грызлов заявил в эксклюзивном интервью специальному корреспонденту ИТАР-ТАСС Тимуру Прокопенко, подводя итоги осенней парламентской сессии палаты
ВОПРОС: Борис Вячеславович, как Вы оцениваете прошедший год работы Думы IV созыва, в которой впервые сформировано парламентское большинство? С какими итогами финишировал высший законодательный орган страны в первую годовщину своей деятельности ?
ОТВЕТ: Этот год я бы назвал ключевым в современной истории России, потому что именно он фактически дал старт реформе управления страной. И парламенту в этой ситуации отводится одна из главных ролей. Именно от решений Думы сегодня зависит восприятие обществом государственной политики. В целом, первый год работы парламента последнего созыва прошел плодотворно. Нижняя палата доказала, что может работать качественно и оперативно, в соответствии с поставленными задачами и стратегией современного политического курса развития страны.
В уходящем 2004 году Дума рассмотрела 829 законопроектов, и эта цифра превосходит показатели "любого предыдущего года работы депутатов". 228 законов были приняты, 180 из них подписаны президентом РФ и уже вступили в силу.
Многие законодательные решения, в первую очередь, направлены на рост благосостояния общества и его безопасность. Одобрен пакет законопроектов по формированию рынка доступного жилья, удешевлению жилищных кредитов и ипотеки, развитию жилищного строительства; внесены изменения в Уголовный кодекс, смягчающие ответственность за нетяжкие преступления, и ужесточающие ответственность за терроризм. Принят ряд законов, которые должны оздоровить образ жизни россиян, они касаются ограничения потребления пива и курения.
ВОПРОС: В ходе осенней парламентской сессии депутаты рассмотрели и приняли законопроект, направленный на изменение порядка избрания губернаторов. Насколько новый механизм меняет ответственность глав регионов перед их жителями. Усиливает ли он вертикаль исполнительной власти в целом?
ОТВЕТ: Президентская инициатива - принципиально важный и необходимый шаг к оптимизации управления страной и я, как управленец, понимаю это. Сегодня идет много разговоров о вертикали власти и, особенно из уст тех, кто не представляет ее действие на практике. Необходимо реально смотреть на вещи - сегодняшняя политическая система не идеальна, она нуждается в последовательном совершенствовании и корректировке. Каково управлять наполненным людьми автобусом на летней резине в условиях гололеда? Вот и эту реформу нам диктует жизнь, необходимость бороться с терроризмом.
Кстати, изъяны действующей системы ощущались давно, иначе как объясняется присутствие в регионах федеральных чиновников, отчасти дублирующих функции исполнительной власти субъекта федерации. Например, главных федеральных инспекторов. Не исключаю, что при новой схеме избрания надобность в них отпадет. Поставив задачу повышения управляемости, президент берет на себя дополнительную ответственность. Ведь если жители будут недовольны работой губернатора, это способно сказаться на популярности главы государства и Владимир Путин, понимая это, тем не менее идет на такой шаг.
За последние годы ряд действительно талантливых губернаторов заслужили известность и уважение всей страны. К сожалению, слишком высоко оказалось количество губернаторов - политиканов, дискредитирующих власть. В ряде регионов процветает чиновничий произвол, неприкрытое воровство, самодурство, крышевание теневого бизнеса. В данных обстоятельствах право главы государства отстранять губернатора от должности лишь полумера. Необходимо устранять причины, а не последствия.
При новой схеме повышается ответственность и у депутатов законодательных собраний, которые утверждали нового регионального лидера. Поэтому, изменение схемы избрания глав регионов мера не только вынужденная, но и профессионально-менеджерская, направленная на повышение эффективности государства.
ВОПРОС: В России проводится административная реформа. Насколько новая политика государственного строительства влияет на управляемость страной?
ОТВЕТ: Административные преобразования направлены на изменения структуры федеральных органов власти по схеме: министерство-служба-агентство. Здесь необходимо признать, что ожидаемые результаты реформы пока не достигнуты. Создается впечатление, что запланированные шаги в сфере оптимизации деятельности и расходов на госаппарат умышленно тормозятся. Неразбериха и отсутствие планомерной деятельности целого ряда ведомств представляют серьезную опасность и страна уже столкнулась с недофинансированием целого ряда бюджетополучателей. Возникли трудности при распределении полномочий между уровнями власти - чиновники не желают расставаться со своими избыточными функциями, которые являются своего рода гарантией раздутых штатов и соответствующего финансирования.
В результате, весь государственный аппарат пробуксовывает, не имеет возможности полноценно работать, эффективно выполнять свои задачи. А ведь сокращение расходов на государственное управление, из которых львиная доля приходится на зарплаты чиновников, создаст условия для снижения налогового бремени. Давайте, наконец, начнем относиться с должным уважением к тем, кто реально производит товары и услуги. Интересы чиновника, который осуществляет контролирующие функции, но ничего не производит, должны быть вторичны. Именно из этого посыла должна исходить административная реформа.
Однако, сокращение числа федеральных министров не повлекло за собой, казалось бы, логичного сокращения общего числа госчиновников. Более того, есть данные, что абсолютная цифра, наоборот, увеличивается. В этих условиях Госдума обязана активизировать свою деятельность и добиваться практического решения всех недоработанных механизмов.
ВОПРОС: Во многих странах мира главная роль в формировании кабинета министров отводится парламентскому большинству. В России депутаты нередко критикуют правительство. В нашей стране такие идеи уже звучали в свете реформы избирательной системы? Насколько реально в России введение правительства парламентского большинства, избрание президента по этой же схеме?
ОТВЕТ: То, о чем Вы говорите, подразумевает изменения в конституции, а такие меры, на мой взгляд, могут применяться только в кризисных ситуациях. Россия - особенная, уникальная страна с богатым историческим прошлым. Реформы и преобразования в нашей стране ведутся, но с учетом того положительного и отрицательного опыта, который был накоплен в государстве за последние несколько лет. Они касаются и изменения выборной системы. Например, некоторое время назад парламент принял закон, направленный на изменение порядка избрания губернаторов. Это свидетельствует о том, что сегодняшняя политическая ситуация соответствует необходимости введения этой нормы и опережать здесь события нельзя.
Да, сегодня Госдума критикует правительство за инертность, но в целом наши отношения носят совершенно рабочий, конструктивный характер. В Правительстве присутствуют такие представители нашей партии, как Алексей Гордеев, Александр Жуков, Сергей Шойгу, но это не значит, что мы рассматриваем действующий кабинет как партийное Правительство.
ВОПРОС: В предпоследнем послании президента России Федеральному собранию ставились задачи удвоения до 2010 года ВВП, борьбы с бедностью и модернизации армии. Реально ли их выполнить за указанный период и как Вы оцениваете развитие российской экономики?
ОТВЕТ: Запущенные реформы и масштабные преобразования в стране как раз направлены на выполнение поставленных президентом задач. За последние 15 лет Россия сделала решительные шаги по обеспечению демократических свобод, открытого общества, политического плюрализма, многопартийной системы, рыночной экономики. Удвоение ВВП, борьба с бедностью и модернизация армии - следующие направления российской политики. И это уже реальные задачи, выполнение которых идет полным ходом.
За последние годы значительно выросла покупательная способность населения, объемы банковских кредитов увеличиваются на 30 проц. в год. Повышается престиж профессии военного. Об этом свидетельствуют конкурсы на места при поступлении в военно-учебные заведения России, пользующиеся популярностью и за рубежом. Реформа оборонного ведомства, коснувшаяся всех видов войск значительно повысила боеспособность государства в целом.
В стране есть все необходимое для реализации экономического прорыва. При этом важнейшими составляющими этого ресурса являются не только сырьевые богатства, но и интеллект нации. И мы видим в себе силы для того, чтобы обеспечить единство и безопасность страны, для того чтобы строить сильную и жизнеспособную демократию.
Напомню Вам, что законе о бюджете на 2005 год на оснащение Вооруженных сил предусмотрено выделение более 186,9 миллиардов рублей. Из них 62,8 миллиардов рублей направляется на проведение исследовательских работ по созданию перспективных вооружений, порядка 112,3 миллиардов рублей на закупку новых образцов военной техники, 11,8 миллиардов рублей на проведение ремонта вооружений и военной техники . Эти цифры красноречиво свидетельствуют, что задача модернизации армии выполняется.
ВОПРОС: С первого января начнется реализация закона о монетизации льгот. Если процедура выплат даст сбой и вследствии усилится социальная напряженность, готовы ли Вы к такому повороту событий, разработаны ли дополнительные механизмы решения проблемы?
ОТВЕТ: Сегодня ни для кого не секрет, что социальная сфера в нашей стране находится в состоянии глубокого кризиса: зарплаты и пенсии большинства россиян остаются низкими, средства, выделяемые на помощь нуждающимися группам населения недостаточны, а их расходование неэффективно. Безадресными льготами порой пользовались не самые нуждающиеся люди. Часть льгот не финансировалась государством или финансировалась в недостаточной степени.
Это приводило к тому, что предприятия, обязанные предоставлять льготы либо завышали тарифы на предоставляемые услуги, раскручивая маховик инфляции, которая била в перовую очередь как раз по самым незащищенным слоям населения, либо всеми правдами и неправдами уходили от того, чтобы предоставлять льготникам качественные услуги.
Стремясь красиво выглядеть перед избирателями предыдущие составы Государственной Думы умножали число этих льгот до размеров, превосходящих возможности консолидированного бюджета страны. Подобная социальная политика была по сути дела наглым циничным обманом людей, когда одной рукой депутаты голосовали за все новые и новые льготы и социальные программы, а другой принимали бюджет, в котором не закладывали средств на их реализацию. В результате люди были обмануты, государство оказалось в положении морального банкрота, а при недостатке средств чиновники по своему решали на какие именно программы тратить бюджетные деньги, а какие отложить в долгий ящик.
Уже сегодня очевидно, что мы сделали шаги в правильном направлении. В 2005 году миллионы жителей сел и малых городов, для которых их льготы оставались только на бумаге, получат живые реальные деньги в качестве прибавки к пенсии. Средства, закладываемые на льготников в федеральном и региональных бюджетах на будущий год в несколько раз превышают показатели этого года. Количество лекарственных средств, которые будут бесплатно предоставляться льготникам, должно вырасти до 1000 наименований, расходы федерального бюджета на финансирование программы лекарственного обеспечения вырастут более чем в два с половиной раза. Бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение получит более миллиона человек против 234 тысяч в этом году. По таким важнейшим льготам как лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд в пригородном транспорте уже в 2006 году людям будет предоставлено реальное право выбора: льготы или деньги.
Не менее важно, то, что реформа наведет порядок в социальной сфере, создаст там нормальный учет, сделает прозрачными денежные потоки. Впервые в России будет составлен полный реестр льготников, что позволит в дальнейшем усилить адресность оказываемой им помощи. Разумеется, такой большой и сложный закон, затрагивающий интересы миллионов людей, нуждается в тщательном контроле его исполнения.
ВОПРОС: Как Вы оцениваете международную деятельность Госдумы в этом году, в том числе в рамках взаимодействия с парламентами СНГ?
ОТВЕТ: Контакты с парламентами зарубежных стран - основное направление международных связей Госдумы. Главными их формами, кроме обмена визитами, как официальными, так и по линии профильных комитетов, я бы назвал работу депутатов в постоянно действующих межпалатных парламентских комиссиях, а также участие в работе международных парламентских организаций, в первую очередь государств-участников СНГ.
С начала работы Думы последнего созыва во главе парламентской делегации я посетил с рабочим визитом Белоруссию, Азербайджан, Украину, Финляндию и Италию. Кроме того, российские парламентарии приняли участие в сессиях Парламентской ассамблеи Совета Европы, 110-ой Ассамблее Межпарламентского союза, в 1-м заседании подготовительного комитета Второй всемирной конференции председателей парламентов, а также в заседаниях и конференциях, проводимых по линии Азиатско-тихоокеанского парламентского форума, Парламентской конференции Балтийского моря, МПС, ПА ОБСЕ, ПА НАТО, ПАЧЭС, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС и других региональных парламентских организаций.
В целом могу сказать, что международная деятельность Госдумы развивается плодотворно и мы надеемся продолжать контакты с другими парламентами в конструктивной манере.
ВОПРОС: Сборная Госдумы по футболу в этом году нередко своим примером сглаживала серию поражений национальной сборной страны. Какие меры принимают парламентарии для возвращения России репутации сильной спортивной державы?
ОТВЕТ: Да, к сожалению, в этом году российские футболисты не порадовали своих болельщиков успехами на ключевых чемпионатах: Европы, отборочный тур к чемпионату мира и другие. Будучи министром внутренних дел я, как и в парламенте, возглавлял сборную ведомства по футболу и наша команда не проиграла ни одного матча. Более того, на всемирных играх полицейских и пожарных в Америке российские представители всегда были и остаются в числе лидеров по количеству завоеванного золота.
Сборная по футболу Госдумы достаточно сильная команда, которая может достойно бороться на своем уровне с любым желающим. Кстати, проигрыш нашей футбольной сборной в игре с португальцам 7:1 мы отчасти восполнили через неделю аналогичной по счету победой над футболистами финского парламента. Это был наш ответ Евросоюзу. В нелегкой борьбе одержали победу и с итальянскими законодателями, а португальским парламентариям мы давно доказали, что не намерены быть вторыми.
Кстати наши успехи заметил и президент Владимир Путин, который входе визита в Бразилию предложил руководству страны провести матч между парламентскими сборными. В целом, я считаю, что в стране необходима единая государственная программа по развитию спорта, именно такие меры должны вернуть России престиж сильной спортивной державы и законодатели уже занимаются этим.
ВОПРОС: Не за горами самый любимый в стране праздник - Новый год. Как Вы планируете его встречать и что пожелаете россиянам?
ОТВЕТ: Как и большинство жителей нашей страны бой кремлевских курантов я предпочитаю слышать за праздничным столом в кругу своей семьи. Всем россиянам в наступающем году я бы хотел пожелать здоровья, благополучия, исполнения всех надежд и желаний.
http://gryzlov.ru/index.php?page=smi&id=173
ИТАР-ТАСС
2004-12-29