О фильме "72 метра"p>
Серьезная раскрутка. Звездный кастинг. Всемирно известный композитор. Станет ли фильм "72 метра" Владимира Хотиненко хитом? Скорее да, чем нет. Но важно другое: такие картины ненароком ставят существенный вопрос о статусе национального кинематографа в современной российской реальности. Именно массовое кино здесь и сейчас является самым сложным, трудным из искусств, более того - авангардом в прямом смысле этого слова, задачи и особенно сверхзадачи которого вряд ли сопоставимы с достижениями кино авторского.
[...] Такая реабилитация реальности (ВМФ, "Курска") рядом с самой реальностью, смотреть на которую больно и страшно, действенной не кажется. "72 метра" Александра Покровского были написаны до "Курска". Интересно, каким был бы фильм, будь и он снят до трагедии? Может быть, не столь болезненная, как сейчас, оглядка на реальность наладила бы его ритм, прояснила жанр? Ясно только то, что от навязанной кем-то необходимости "закрыть глаза" или хотя бы "смотреть сквозь пальцы" страдают все - и зрители, и режиссеры.
Лучше всего пафос "72 метров" выражает, на мой взгляд, призыв недавней рекламной заставки Первого канала, заказчика ленты: "Думай о хорошем". Казалось бы, что может быть проще и безнадежнее? Этот почти отчаянный призыв ничего уже не обещает и не гарантирует. Скорее, подразумевает: уверенности в том, что все будет хорошо, больше нет. Потому и поручиться за "хорошее" некому. "Хорошее" гуляет само по себе. Оттого и взять на себя ответственность за "хорошее" никто не берется. Так что если кто не спрятался - то есть подорвался на мине, затонул или еще чего, - никто не виноват. А если же подорвался, затонул и при этом остался жив - значит, не зря думал о хорошем! Ведь бывает и хуже. А если на глубине семьдесят два метра еще и апельсинов навалом, и от смеха помереть можно, ну разве это не удача?!
И все-таки: что такого должно произойти, чтобы не только думать, но и действовать? Или мысли о хорошем обладают такой силой, что действий не предполагают и можно расслабиться? Судя по "72 метрам", вроде так оно и есть. Зачем топили лодку, если это событие не в силах изменить состояние героев, смазать "карту будня"?
Если допустить, что такого рода критический идеализм тянет на идеологию, то она явно противоречит элементарным законам самого массового из искусств. [...]
ГУСЯТИНСКИЙ Е. Думать о хорошем // ИК. 2004. N 3.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1009