Выступая с докладом "Российская политическая традиция и современность" директор Института информации по общественным наукам Российской академии наук, академик РАН Юрий Пивоваров попытался ответить на вопрос, в чем заключается русская политическая традиция, определить характер русской политической культуры, которая последовательно воспроизводится, несмотря на неоднократный развал политической системы (дважды только в XX веке). По словам академика Пивоварова, "несмотря на все фундаментальные изменения, которые произошли в конце 20-го и в начале 21 -го века, Россия сохранила свои основные черты, сохранила свою социально-культурную идентичность".
Если говорить о политическом измерении русской культуры, то она как была, так и осталась самодержавной, властецентричной. "Власть стала моносубъектом русской истории", который "на протяжении всех последних веков преимущественно носит насильственный характер, а не договорный", как в странах Западной Европы. При этом сохранился и преимущественный тип социальности - передельный, корни которого стоит искать в русской общине. "Этот тип социальности сохранился и по сей день, несмотря на гибель самой общины, а потому, я думаю, тема коррупции - это, прежде всего, тема передельности русского социума". Кроме этого, власть и собственность в России остались по-прежнему не разделены.
Властецентричный характер российской политической культуры воспроизводился во всех Основных законах страны, начиная с Конституции 1 906 года и заканчивая "ельцинской" Конституцией 1993 года. Причем на рубеже 20-го и 21 -го веков Россия сумела совместить президентскую власть с традициями наследничества или преемничества. Сохранилась также так называемая двойная структура управления страной, неинституциональный характер русской политической культуры (огромную роль в управлении по-прежнему играют органы, которые либо вообще не прописаны в законах, либо лишь упоминаются в основных законах: государев двор, собственная императорская канцелярия, ЦК КПСС и теперь администрация президента). В России, как в начале, так и в конце 20-го века, не произошло становления нормальной по западноевропейским меркам партийной системы, зато возникло два прямо противоположных партийных проекта - проект ленинской партии и то, что сейчас принято называть "партией власти", у которой есть собственные исторические аналоги.
Подводя итог своего выступления, Юрий Пивоваров обратил внимание на то, что "традиционная Россия существует, хотя внешне изменения громадные", однако вопрос о том, насколько российская политическая традиция будет способствовать дальнейшему развитию, остается открытым.
Институт современного развития
октябрь 2008 г.