Депутат Московской городской Думы, председатель бюджетно-финансовой комиссии столичного парламента Игорь АНТОНОВ - о проблеме коррупции в России.
- Некоторые предприниматели привыкли, что коррупция - необходимая движущая прослойка между чиновничеством и бизнесом. И если ее якобы не станет, то бизнес не будет крутиться. Ситуацию, на ваш взгляд, можно изменить?
- Дело в том, что бизнес во многом сам провоцирует коррупцию. Понятно, что предпринимателю хотелось бы получать необходимые документы быстро. Поэтому он дает взятку. Что касается борьбы, то вы ведь знаете, что история коррупции и борьбы с ней такая же древняя, как сама человеческая цивилизация. Коррупция существовала и существует во все времена и во всех странах. На Руси существовал так называемый институт кормления, когда князь направлял своих представителей - воевод и наместников - в провинцию без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население волости будет кормить наместника. Кормление было официально отменено в 1556 году, но традиция жить и богатеть за счет подданных сохранилась надолго. Мздоимство начинает упоминаться в русских летописях с 13 века. Первое ограничение коррупционных действий законом принадлежит Ивану III. Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за взятки. При Петре Великом, который яростно боролся с коррупцией, она тоже не исчезла. А из 19 века до нас дошел анекдотец: "Я дам Вашему Превосходительству три тысячи, и никто об этом не узнает". - "Дайте мне пять и говорите об этом кому угодно". Феномен фаворитизма также неотделим от феномена коррупции. И здесь уместно вспомнить взаимоотношения семьи последнего русского царя и Распутина. Советская власть боролась с коррупцией беспощадно, но в большей степени - с дисциплинарной, бытовой. В этом была своя логика, основанная на идеологии построения государства с дисциплинированными, честными гражданами, для которых вопросы развития страны, общества, в котором они живут, были приоритетны. Однако и злоупотребления служебным положением, взяточничество и прочие коррупционные составляющие все равно процветали. Видимо, потому что одними общественными и идеологическими интересами сыт не будешь.
Против законов природы бороться бессмысленно. И коррупция нередко начала выступать как единственно возможное средство внедрения рыночных отношений в плановую экономику. А потом наступила новая эпоха: вместо Советского союза появилась Россия, старая идеология рухнула, ей на смену пришла новая, очень простая - личного обогащения. Прибавьте к этому нестабильность, низкие зарплаты, отсутствие правовой культуры. Россия пережила тяжелейший переломный период, а переломы государственного строя и экономической системы во всех странах характеризуются усилением коррупции.
- То, что представители властных структур и их родственники владеют своим бизнесом, ни для кого не секрет. Однако о масштабах предпринимательской деятельности госчиновников и о ее характере почти ничего не известно общественности. Не считаете ли вы, что придание общественной огласки этих тенденций, показательная декларация доходов ближайшего окружения чиновников могли бы ограничить масштабы коррупции?
- Понятно, что в настоящее время многие должностные лица рассматривают свою службу как возможность для развития бизнеса семьи или своего собственного. Но я не думаю, что после придания общественной огласки нескольких примеров такого рода, индекс коррупции в России упадет. Ведь в стране пока еще существует некий двойной стандарт морали, что ли. В обществе считается, и медиа этот тезис поддерживают, так же, как и власть, которая эксплуатирует тему антикоррупционного процесса, что коррупция в чиновничьих структурах неприемлема. И одновременно бытовая, низовая коррупция считается в обществе как бы нормой жизни: все мы чуть ли не ежедневно совершаем коррупционные поступки - откупаемся от ГАИ, например. Громкие заявления и разоблачения, конечно, мощные механизмы. Но более действенными орудиями будут экономические и социальные преобразования в стране, которые дадут человеку возможность жить достойно, не прибегая к коррупционным действиям. А еще более эффективным - изменение сознания каждого россиянина в сторону правовой и общественной культуры, когда человек будет четко осознавать себя как гражданина своей страны и ясно понимать, что коррупция опасна для него самого, его семьи, дела, и, в конечном счете, страны, в которой он живет. Последнее, мне кажется, произойдет не сразу и только эволюционным путем.
- Информационная прозрачность считается одним из способов борьбы с коррупцией. Некоторые депутаты МГД высказывались о необходимости публикации бюджетов префектуры - в окружных СМИ, районов - в районных СМИ, а также отчетов об их исполнении. Каково ваше мнение на этот счет?
- Я думаю, это было бы полезно. Если префектура или управа считает нужным публиковать свои бюджеты в своих СМИ - окружных или районных, это только большой плюс. Я не понимаю, зачем им это скрывать. Тем более, что сметы расходов не являются закрытой информацией. Целевые бюджетные фонды префектур включены в бюджет города. И потом, у меня нет сведений о том, что кто-то обратился в управу с просьбой показать смету расходов, а ему отказали. Давно прошли те времена, когда выделенные бюджетные деньги расходовались нецелевым путем, когда вместо ремонта школы ремонтировалось что-то другое или вообще ничего. Это уголовка. Сейчас на подобные действия никто не идет. Другое дело, насколько прозрачно работает система государственного заказа. Сделать по этому направлению предстоит еще много, и городские власти работают над обеспечением гласности и прозрачности, предотвращением злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Александр Волин
Московский Предприниматель, 23 марта 2006 г.