… Менялись акценты в работе. Теперь поездки на Мирафиори» специалисты осуществляли только при необходимости что-то уточнять на месте. Начались поездки на предприятия Италии, реже Франции, Германии, где можно было ознакомиться с поведением оборудования, которое Фиат рекомендовал как альтернативу им используемого.
Между тем, не терявшие времени в процессе ознакомления с производством наши специалисты, особенно механосборщики, квалифицированно подвергали анализу не только рекомендуемое нам ФИАТом оборудование, но и предложения от других фирм, во множестве присылающих свои предложения, зачастую вполне конкурентоспособные.
... В один вечеров ко мне зашли М.Фаршатов и А.Николаев с предложением от неизвестной нам фирмы «Либхер» о поставке всего парка зубодолбежного оборудования. В предложениях ФИАТа этой фирмы не было и вообще, она была практически неизвестна широким кругам зубообработчиков.
В сравнении с предложениями известных фирм «Либхер» обещал заметный рост производительности, обеспечение всех требований по точности и устанавливал даже значительно меньшую цену, что при росте производительности, гарантированной точности и долговечности вызывало определенные сомнения. Известно, однако, что «молодая» фирма могла сознательно идти на снижение цены, чтобы пробиться на солидный рынок.
Первой моей реакцией на предложение А.Николаева был отказ. Но этот человек, которого я помню еще по Ярославлю в поношенной военной форме и солдатских сапогах, всегда внушал доверие своей обстоятельной неторопливостью. Именно он вел все работы по зубообработке, требующие основательности, хотя спрос к исполнению там и сейчас, применительно к легковому автомобилю, был несопоставим.
Через недолгое время он сообщил что, что связавшись с фирмой, просит разрешения ознакомиться с оборудование на месте, в ФРГ. Вернувшись с фирмы, Николаев и представитель ФИАТа, заинтересованного в предложении «Либхера», в один голос утверждали, что надо приобрести именно эти, оригинальные в ряде своих технических решений, станки. Фиатовец даже прямо заявил, что это лучшее, что имеется на рынке и «Бене старе» – согласие ФИАТа будет обеспечено.
– Ты абсолютно уверен в правильности своего решения? – я все еще колебался. Все-таки это не известные «Пфаутер» или «Вольман» и прочие, а какой-то «Либхер».
– Гарантирую, – был ответ Николаева.
– В таком случае прошу оставить гарантийное письмо.
И Алексей Васильевич под диктовку вывел: «Я, Николаев А.В., находясь в здравом уме и твердой памяти, осмотрев совместно с представителем ФИАТа г-ом N на…заводе оборудование фирмы «Либхер», гарантирую ее соответствие всем техническим требованиям, оговоренным в задании с определенным их превышением. Дата, Турин и подпись».
Гарантийное письмо было демонстративно помещено в сейф, доставлено в Тольятти, но после моего переезда в министерство, к сожалению, утеряно. Впоследствии, непосредственно в деле, оборудование себя зарекомендовало великолепно. За нами эти станки приобрел ФИАТ, и с того момента, с легкой руки Николаева, дела фирмы пошли в гору.
Е.А.Башинджагян, технический директор ВАЗа с 1966 по 1972г.г., первый заместитель автопрома СССР с 1972 по 1986 г.г.
Глава вошла в книгу из серии «История АВТОВАЗа в лицах».