28 августа текущего года исполнилось 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого - выдающегося, уникального представителя русской и мировой литературы, глубокого мыслителя, искреннего и беззаветного патриота России.
Все мероприятия, посвященные юбилею, были скромны и немногочисленны, прошли вяло, особо незаметно и завершились как-то тихо и в прискорбном однообразии: больше говорили о литературном таланте Толстого и очень осторожно обходили многие, глубоко примечательные, сложные в понимании и драматические стороны его биографии и творческой деятельности.
А ведь граф Толстой, был не просто гением, он был супергением, сверхчеловеком, достигшем в своих произведениях вселенских, непостижимых "простым смертным" величин в осмыслении сущности реалий человеческого бытия и связанных с ним сложных моральных и нравственных категорий.
Льву Николаевичу, как писателю и философу, было дано приблизиться к соизмерению и ощущению таких запредельных человеческому разуму явлений, коими представляются пространство и время.
Непостижимым образом, через своих литературных героев, творческий гений Толстого глобально объединял и раскрывал грандиозные пласты целых исторических эпох, значение эпохальных событий, сложные характеры и тайный, чрезвычайно глубокий и загадочный внутренний мир людей определяющих смысл прожитого ими времени.
Гениев в России было немало, наверное, даже много, в том числе, и особенно, в области литературы. Однако, среди всех них, равных Л.Н. Толстому, пожалуй, можно назвать только одного - Александра Сергеевича Пушкина.
Все остальные, будучи несоизмеримо выдающимися творцами, все - же, до такой степени величины, каким исторически предстал Толстой, к сожалению, не поднялись.
Никто, даже Федор Достоевский, со своими философствующими негодяями, Николай Гоголь, с блестяще описанными скуповато-простоватыми литературными персонажами, Антон Чехов, прекрасно написавший про запутанные смысловые лабиринты, в которых извечно блуждает русская интеллигенция, не смогли приблизиться, хотя - бы на относительно отдаленном расстоянии к Толстовским образам и сюжетам, где переплетаются великие дела и главные литературные герои - люди глубоко верующие, порядочные, мыслящие, способные на самопожертвования ради благородных целей и России.
В этой связи немаловажно отметить и то обстоятельство, что личности, масштаба Льва Толстого, в силу своей уникальной исключительности, творили далеко за гранью обыкновенных человеческих возможностей и потенциала.
Толстой, сегодня, по праву воспринимается всем просвещенным человечеством, как равный среди мировых величин уровня Конфуция, Леонардо Давинчи, Рафаэля, Шекспира, Бетховена, Рублева, творения которых, многими авторитетными исследователями, объясняются, в том числе, их "богоизбранностью", дарованной им "небесами" редкой привилегии, быть приближенными к творцу мироздания и черпать от него силы и вдохновения для своих гениальных произведений.
К великому сожалению, в подобных случаях, многие сверхгении неизбежно становились объектом ревности, зависти, подозрений со стороны высокомерных властителей и диктаторов, не допускавших абсолютного никакого постороннего величия и превосходства, кроме, естественно, своего.
Как это не покажется странным, но и священнослужители (руководители аппаратов конфессиональных служб) тоже иногда очень ревностно и настороженно относились к "нарушению своей монополии" и чрезмерному приближению ко Всевышнему "посторонних (как они считали) лиц".
По этому поводу очень характерны и показательны судьбы Джордано Бруно, Коперника, Паганини.
Лев Николаевич Толстой, будучи уже зрелым и оставаясь, до конца своих дней, глубоко верующим в бога человеком, вошел в некоторые разногласия со светской властью и руководством РПЦ по целому ряду вопросов, которые, и в современной интерпретации, и официальных документах того времени, на взгляд автора, носят несколько искаженный, тенденциозный и надуманный характер.
В почтенном возрасте, на склоне своих земных лет Толстой приобрел заслуженный всенародный статус "пророка", к нему, как "святому провидцу", со всей России, в том числе и пешком, шли за советом, помощью и благословением простые люди, видные представители творческой интеллигенции, политики, представители других российских социальных сословий.
Его авторитет в России был настолько силен и велик, что к слову "мастера" вынуждены были прислушиваться и влиятельные государственные мужи, и вершители народных судеб и священнослужители того времени.
Ему были оказаны самые высокие почести и приемы в Германии, Италии, Швейцарии, Франции.
А в основе возникших разногласий находились не частные (мелкие, а парую и не заслуживающие чрезвычайно жестких оценок) примеры, на которые в основном идут ссылки, а боль Толстого - христианина за чистоту православной религии в его понимании, сохранении лучших традиций российского народа воспитанных на многовековой вере в бога, трудолюбии и терпении.
Вся суть религиозной философии Л.Н. Толстого заключалась в том, что основу и государственного строя в России, и устои православного вероисповедания он видел в крестьянской (сельской) России, которая свято хранила уклад, чистоту и традиции своей веры.
Религия, по его представлениям, не должна превращаться в государственный институт, на который опирается официальная власть и через который проводятся и обосновываются различные политические решения, а государство должно быть глубоко религиозным по своей сути и развиваться на принципах морали изложенных в основных религиозных течениях.
В конце XIX, начале XX века, с отменой крепостного права, развитием капитализма, разрушением на деревне общинных устоев жизнедеятельности, началом имущественного расслоения среди крестьян начали зарождаться глобальные, в том числе и политически опасные процессы, которые оказывали существенное влияние и на отношение к вероисповеданию.
Позабыл, к сожалению, автора, но, тем не менее, по памяти, попробую, примерно, воспроизвести его размышления по данному поводу: "...если в старой дворянско-помещичьей и мужицкой - лапотной России, вера в бога была настолько сильна, что останавливала человека перед совершением даже мелкого греха, не говоря уже о крупном, то в России буржуйской, купеческой, мещанской и холуйской свершилось страшное - изменилась ментальность веры: людей уже не останавливает грех, и чем больше они совершают преступлений, тем больше верят в бога, еще страшнее, в общественном сознании стало бытовать расхожие мнение, что от любого свершенного греха можно откупиться деньгами, весь вопрос заключается в их количестве...!?"
Все это Толстой видел, понимал, предчувствовал грядущие беды России и искал ее спасение в православной вере.
Естественно ничего он "не спас", и никого "не уберег".
Вместе с графом Толстым в России завершилась эпоха старой (классической) христианской веры, наступали новые времена, грели суровые исторические перемены: "кровавое воскресенье", первая русская революция, Столыпин, Государственная Дума, первая мировая война, Распутин, отречение Николая II от царского престола, февральская буржуазно-демократическая революция, временное правительство, Ленин "большевики", Октябрьская революция, гражданская война...
Однако вернемся к событиям самого начала XX века, а именно в год 1901, когда Синод РПЦ официально отлучил Толстого от церкви.
Реакция, на это решение, была крайне отрицательной, в том числе, среди значительной части верующих, ряда официальных церковных служителей, видных общественных деятелей и широкой общественности зарубежных стран.
Каково все это пережить и прочувствовать глубоко верующему в бога человеку, каковым был Лев Николаевич, представить фактически невозможно.
Ведь вслед за отлучением неизбежно наступает запрет на поминание, прошение, отпевание (хотя он был нарушен), проведение православных мероприятий на месте захоронения, местах жизни и творческой деятельности величайшего писателя всех времен и народов.
Далее еще страшнее и жестче: отлученному от церкви навсегда закрываются врата в Небесный Рай.
Вот так проявление терпения, милосердия и прощения, которые мы привыкли видеть в христианстве, и к которым всегда призывал верующих Господь Бог.
Время идет, скоро будет два столетия со дня рождения Льва Николаевича Толстого, которого мы опять не сможем по православному помянуть и воздать должное за его гениальные литературные произведения во славу своего Отечества.
Е. Газеев
2008-09-01
www.nasledie.ru
viperson.ru