15 марта 2005
320

Е.Строев: Готова ли власть употребить власть?

Егор Строев: если струсит одно правительство, другому будет еще тяжелее

От первого лица

Евгений Арсюхин

Вертикаль власти переживает непростые времена, и, можно сказать, пробует на прочность саму себя. Кто-то подвергает сомнению итоги административной реформы. Уволенный президентом губернатор Корякского округа говорит, что пострадал облыжно. Иные хотят в обязательном порядке наказывать всех губернаторов, расставшихся с постами по указу президента, за их старые грешки. А теперь помножьте все это на несколько одновременно идущих реформ. Мы встретились с патриархом российской политики, человеком, который, будучи спикером Совета Федерации, сам выступал за выстраивание жесткой вертикали власти. Что думает Егор Строев, "рядовой" губернатор Орловской области, теперь?

"Российская газета". Егор Семенович, как вы относитесь к идее одного из ваших коллег-губернаторов: реформы, мол, не должны идти одновременно, их надо "разнести во времени", не делать все и сразу? Кажется, реакция президента была довольно прохладной...

Строев. Его реакция мне понятна: реформы назрели. Альтернативы нет: если струсит одно правительство, другому будет еще тяжелее.

Теперь о проколах. Я - сторонник эволюционного подхода. Взять "монетизацию льгот". Авторы этой реформы уже и сами поняли, что в чем-то просчитались. Пенсионеры не собирались выступать против власти, да еще в год 60-летия победы, когда только ветераны получили солидную прибавку к пенсии. Но - выступили. Накануне реформы губернаторы Центрального округа собрались вместе с полпредом президента г-ном Полтавченко, и увидели, что из 8,5 миллионов пенсионеров округа компенсацию льгот по "федеральной линии" получат всего около 3 миллионов человек. И мы спросили у федеральных чиновников, как быть с остальными 5-ю миллионами? Они нам ответили: сами как-нибудь разберитесь. Тогда мы сказали: один губернатор может дать сто рублей, другой вообще ничего не может, а Лужков дает 400, сохраняет социальные льготы, да еще и шумит. Но страна-то одна, закон один. Именно после этого появилась общая рекомендация: люди должны получить по 250 рублей вне зависимости от места жительства.

Мы в Орловской области эти деньги людям дали, сверх этого ввели социальный проездной билет, и задолго до реформы решили сохранить бесплатное питание школьников, льготы для летнего отдыха молодежи. В Орловской области "монетизация" прошла в целом спокойно, потому что мы готовились. Другой вопрос, что кто-то готовился так, что вместо десятков миллиардов рублей на дотации в масштабах страны им пришлось в пожарном порядке вбухать сотни. Так что останавливать надо не реформы, а иных реформаторов. Если же остановиться вообще, ничего не делать, то ведь долго на перекрестке стоять не будешь - собьют.

РГ. Говорят, что вы "демонстративно" отказались досрочно сложить с себя полномочия и довериться президенту. Почему?

Строев. А кто сказал, что "демонстративно"? Еще до реформы я просил президента: Владимир Владимирович, примите закон о назначениях губернаторов. Говорил президенту, потому, что я, наверное, последний человек во власти, который до тонкостей помнит картину развала СССР. Тогда перед лицом надвигающегося кризиса высший орган государственной власти СССР дал Горбачеву чрезвычайные полномочия, чтобы он смог быстро принимать решения и спасти страну. За это голосовали даже такие радикалы, как Ландсбергис и молдаване. Но Горбачев растерялся, и в результате мы потеряли страну, экономику, и едва не потеряли народ. Поэтому я просил Владимира Владимировича действовать решительно. Убеждал президента и собственным опытом: уже 10 лет, по закону Орловской области, мэры и главы районов избираются по представлению губернатора.

Но, когда закон приняли, почему-то некоторые решили, что все губернаторы должны на утро после его публикации встать, и уйти. Глупость и кампанейщина. И президент говорил - "не суетитесь", пусть каждый губернатор сам решает, когда наступает "час икс". Я знаю, что президенту обвальный уход губернаторов не нужен. Это не укрепляет страну, а лишь демонстрирует чью-то нервозность.

РГ. Прокомментируйте, пожалуйста, отставку президентом губернатора Корякского округа.

Строев. Сначала о таком явлении, как "отставка", Еще будучи спикером верхней палаты, я вносил предложение, что у президента есть право принимать экстренные меры в чрезвычайных ситуациях. Мы укрепляем Россию, рассуждал я тогда, проводим реформы, идя на обострение ситуации. Мы порой нарушаем традиции, а они в России сильнее закона, более того, лишь тот закон исполняется, который есть следствие традиции. Но готова ли власть употребить власть, если налицо - неуправляемость, неспособность того или иного человека справиться самому? Ответ был мне очевиден.

Но совсем другое дело с ситуацией в Корякском округе. А что, федеральные чиновники, отвечающие за доставку горючего, не знали, что горючего там нет? Они что, не знали, что федеральные деньги, полностью подконтрольные Казначейству, уходят непонятным структурам? Ведь система движения этих денег полностью подчинена федеральным чиновникам, и совершенно не подконтрольна региональному руководителю. Как же могло Казначейство отдать эти деньги какой-то "мафии"? Но сегодня все умывают руки. Делают вид, будто не знали, что за все лето в Магадан не пришел танкер с горючим (а Магадану и нужен-то всего один танкер). Нет, ответить должны все, вдоль по властной вертикали. Уж если ответил всенародно избранный губернатор, пусть ответит и тот, кто реально рулит этой строчкой в бюджете. Уж если укреплять вертикаль, то - укреплять.

А сколько еще будет отставок? Я думаю, их не будет вообще. Любой, кому приходилось на своем веку руководить даже небольшим коллективом, прекрасно знает: там, где начинается кадровая чехарда, заканчивается власть. Для примера надо было сделать то, что сделали с корякским губернатором. Но увлекаться этим крайним оружием нельзя. Это был прецедент, а не система, которая должна войти в норму. Власть должна знать, что у нее в руках обоюдоострый меч. Размахивание этим мечом провоцирует соответствующую реакцию. Да, в ходе выборов к власти пришли иные губернаторы, которые раньше и близко не стояли к экономике и с трудом понимают, куда они попали. Я думаю, они или сами догадаются, как быть дальше, или им подскажут. Спокойно, не доводя до истерик, методом своевременного написания заявлений, обстановку можно разрядить. Из любой ситуации надо выходить с достойным лицом.

РГ. Едва губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков ушел в отставку, как заговорили, что нужно проверить все его дела. И привлечь к ответственности. Ваша оценка?

Строев. Саратовская область - одна из самых крепких в России, это центр, а не задворки. И потенциалом, и традициями. И кадрами - от Столыпина до Аяцкова, который старался Столыпину подражать, а уж как успешно, вопрос второй. Идея пощипать отставного начальника свойственна нашему характеру. Но если ввести это в систему, можно зайти слишком далеко. Тогда надо начинать с верховной власти. Отменять гарантии Ельцину, и смотреть, кому он раздал жирные куски. Отлично, разденем всю Россию догола, а кто-то придет, и Россию тепленькой возьмет. Это - самый тупой, разнузданный и несуразный путь, на который можно толкнуть Россию. Да, толпа поддержит, особенно на волне трудностей жизни в реформируемом обществе. Но - избави нас от таких судей. Надо помнить: критика не должна переходить грань, за которой начинается деструкция и глупость. Критика не должна приводить общество в состояние шока. Иначе все коллективно утонем в безумии. Аяцков спокойно принял отставку, и этим он сохранил свое лицо.

РГ. Похоже, административная реформа потерпела первое серьезное поражение - ликвидация системы хлебных инспекций признана ошибкой. Сколько еще таких ошибок?

Строев. Реформа системы власти только начинается. По-моему, в своем послании президент четко поставил вопрос: страна должна разобраться с бюрократическим аппаратом, который вдвое больше, чем в СССР, и найти такую форму управления, которая позволила бы и сократить аппарат, и повысить его эффективность. Когда писали программу реформирования власти, мыслили, мне кажется, в правильном направлении: придать министрам функцию интеллектуального центра по осмыслению проблем управления государством в условиях рыночной экономики. Будем честными: многие руководители все еще воображают, будто они работают в командно-плановой системе. Сверху сказал - и донизу докатилось. А рыночная-то экономика строится снизу, а не сверху. И путаница в головах вот откуда: вместо того, чтобы позволить экономике расти снизу, а сверху помогать ей идеями, стали искусственно, и что под руку попадет, рубить на куски. И, как щепки, полетели функции - лови, кому что достанется.

В частности, хлебная инспекция, которая стоит на защите здоровья человека, вдруг оказалась зарублена и разрублена. Мы каждое утро едим хлеб или печенье. Мы забыли, что от болезней хлеба и муки вымирали целые деревни. Мы забыли, что есть такие болезни, как, например, фузариоз ржи. Подумать только, зерно крепкое, налитое, но - едва заметно, что кончик розоватый, размолол, хлеб испек - мгновенная смерть. При царе, при коммунистах рядом с крестьянином стояла зерновая и хлебная инспекция, как бы она ни называлась. И вдруг к ней приходят, хлопают по плечу, и говорят - ваше место теперь не здесь, а во-он там. И так теперь будет всегда. Будет. До первых массовых смертей. Логика меня просто потрясает - "пусть бизнес заботится о качестве сам". Да, он будет заботиться, потому что это - его репутация. Но как может государство передоверить хоть кому-то здоровье людей? Не понимаю.

Гордеев абсолютно прав. Зачем Минсельхоз, если техники у него нет, денег ему не дали, контрольную функцию отобрали Зачем министр, шапку носить? Угробим село, люди оттуда разбегутся - и страна сожмется, как шагреневая кожа, а мы тихо и незаметно потеряем завтрашний день. Россия обречена быть зерновой державой. У нас - три четверти чернозема планеты, только мы, Центром страны, можем накормить Россию и всю Европу и молоком, и мясом, и хлебом. Что надо? Вытащить всех аграриев на уровень урожайности в 35-40 центнеров с га. А для этого необходимы - деньги, техника, наука, и поддержка власти. Почему не дают денег на интервенции? Интервенция сейчас, в эти дни, нужна позарез. В позапрошлом году я к Путину пробился, денег дали, рынок очнулся. Сегодня ребята сидят на зерне, ждут, когда цена "созреет", их бы подтолкнуть - нет, не можем. Ну закупить сейчас, в пустующий госрезерв, хоть пару миллионов тонн зерна, перед севом, чтобы у крестьянина появились деньги на технику и солярку. Осенью продадим зерно, купим удобрения и горючее, зарплату заплатим, проведем весенний сев. Первый указ, который подписал Буш, придя к власти - дал фермерам 170 миллиардов долларов дотаций. Тимошенко с Ющенко первым указом скостили крестьянам на 30 процентов цену на горючее и удобрения, при том, что у них горючее не свое, покупное, им втройне тяжело. Ну а в России хотят добить систему управления АПК до конца. Добьем, и потом будем долго вертеть головой, спрашивать, а что это за мрак и темнота, в которой мы очутились?

РГ. На днях перед вашей резиденцией в Орле группа предпринимателей с Центрального рынка устроила пикет. Говорят, что вы лишаете их рабочих (точнее, торговых) мест. Вы - сторонник только крупного капитала?

Строев. Я - сторонник многоукладной экономики, защитник частной собственности, в том числе на землю, и малого бизнеса. 11 лет назад мы создали у себя те самые "инкубаторы" по "разведению" малого бизнеса, и фонд его поддержки о которых сейчас еще только говорит Герман Греф. Сегодня у нас работают 30 тысяч индивидуальных предпринимателей. Возникло 1,5 тысячи фермеров, которые трудятся эффективнее коллективных хозяйств. У нас больше 6 тысяч малых предприятий. Всего в малом бизнесе работает более 80 тысяч человек "Малыши" дают области 25 процентов бюджета. Откуда такой рост? Наш фонд поддержки только за прошлый год дал им кредитов на 135 миллионов рублей. Столько по России нет. Мы создали первую и единственную в стране сельскую кредитную кооперацию. Ипотечное кредитование? Есть, и проценты не такие, как по постановлению правительства, 18-20 процентов, а - 10. Причем молодежи 30 процентов затрат на покупку жилья покрывает область, за рождение ребенка - еще 30 процентов затрат долой, а оставшееся - в рассрочку на 15 лет без процентов.

Тогда откуда же взялся скандал? Пошел вторичный передел собственности. Нашлась группа людей, которая захотела завладеть центральным рынком, принадлежащим системе потребительской кооперации. Началась свара. Союз предпринимателей области зачинщиков публично осудил. А я поставил задачу, поскольку указанная группа людей говорит, что им не хватает торговых точек, мы до конца марта их число увеличиваем вдвое, во всей области, а до конца года построим еще два крупных торговых комплекса, где малые предприниматели смогут арендовать места на льготных условиях. Мы не дадим возможности кому-то спекулировать на трудностях людей.

Но поддержкой торговли, конечно, дело не ограничится. Не дело, когда бывший инженер торгует на рынке. Мы создаем рабочие места на нормальном производстве. За прошлый год, при областном бюджете в 7 миллиардов рублей, мы привлекли прямых инвестиций в производство на 6,9 миллиардов, а косвенных - 15,6. Ежегодно у нас - ярмарки инвестиций, на которых торгуют не колбасой, а идеями. Запускаем завод пенобетона на 100 тысяч кубов. Немцы вкладывают миллиард рублей в завод по производству подвесных потолков. С поляками строим первое в России предприятие по производству человеческого инсулина. 140 миллионов долларов вложили американцы в завод по производству кафельной плитки, это будет самое крупное предприятие в Европе. А уж о комбайновом заводе, я не говорю.

У нас около 2 процентов безработных. Это много? Если ты без работы, то да, но в целом - другим бы регионам так. Критикуют? Так на то и демократия. Так она устроена, что всегда найдутся экстремисты, и их всегда поддержат люди, которым - ну, так сложилось у них в судьбе - сегодня тяжело. Но то экстремисты, а мое кредо - стабильность и созидание. И президенту я не раз советовал беречь стабильность, как зеницу ока. Не будет ее - не будет ни удвоения ВВП, ни рабочих мест.

"Российская газета", 15 марта 2005 года N50

http://www.adm.orel.ru/index.php?head=6&part=7&unit=2&in=51
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован