30 декабря 2004
349

Е.Строев: Наша цель - укрепление Российской государственности

Заканчивается год, который был ознаменован выборами президента России, подтвердивший приверженность подавляющего большинства россиян линии на дальнейшее укрепление российской государственности. О том, как регионы реализуют поставленную президентом задачу укрепления вертикали власти, о перспективах развития страны рассказал "Интерфаксу" губернатор Орловской области Егор Строев.

Егор Семенович, подведите, пожалуйста, итоги 2004 года по области и что, на ваш взгляд, стало главным событием для страны?

Если говорить о стране в целом, то важнейшей вехой считаю прошедшие в марте президентские выборы. Их итоги подтвердили приверженность подавляющего большинства наших сограждан линии на дальнейшее укрепление российской государственности.

Отрадно, что установилась определенность в обществе, политическая стабильность.

Дан старт целой серии реформ, напрямую затрагивающих интересы миллионов людей.

Вместе с тем, конкретные реформаторские усилия и шаги осуществляются, зачастую, не всегда последовательно, не лишены противоречий, вызывают озабоченность в обществе.

Однако важно, что в уходящем году был продолжен рост экономики по всем отраслям. Страна поднялась с колен и готова использовать предоставленный шанс для прорыва в экономическом и социальном плане.

К сожалению, не обошлось в високосном году и без трагедий - захват школы террористами в Беслане, теракты в самолетах. Все это стало душевной болью для всего нашего народа. Жестокому испытанию подверглась целостность самой России, жизнеспособность ее государственных механизмов и общественных институтов.

В этих непростых условиях Орловщина заканчивает 2004 год в атмосфере политической стабильности, с устойчивыми показателями экономического и социального развития. Растет валовой внутренний продукт, рост зарплаты составил 127%, бюджет области перевыполнен на 133%. Для нас это основные экономические показатели.

В отличие от ряда других регионов в области нет долгов ни по зарплате, ни по пенсиям, ни по детским пособиям.

Все это создает хороший задел для нового этапа развития, и мы намерены 2005 год сделать годом внедрения инновационных программ во все сферы экономии, продолжать развивать малый и средний бизнес. По области ожидается ввод ряда новых крупных предприятий, ну а ставку мы будем делать на серьезных инвесторов. Начинается практический этап реформы по монетизации льгот - самой масштабной социальной реформы в нашей новейшей истории. Этот шаг является важнейшим экзаменом для всей системы государственной власти и управления, призванной обеспечить социальные обязательства перед гражданами.

С нового года вводится в действие новая система формирования исполнительной власти в субъектах. Не видите ли Вы в отмене всенародных выборов глав регионов и праве, предоставленном президенту распускать законодательные собрания, нарушение принципов демократии и конституционных норм?

Нет, не вижу. Я открытый сторонник укрепления системы вертикали власти, которая должна связывать воедино президента, правительство, губернатора и главу местного самоуправления.

Прежде всего, речь идет о новой идеологии модернизации государственного управления, создании более ответственной системы власти. Эта система должна строиться не только на принципах подчиненности и подотчетности, но и на движении мысли снизу вверх, да так, чтобы эта мысль доходила до верхних эшелонов власти, и воля людская отзывалась бы в поступках и поведении любого руководителя наверху.

Укрепляется не просто вертикаль власти - укрепляется единство России.

Надо усвоить: сегодня с новой силой встал вопрос о роли государства в переходный период - не примитивно бюрократической, но и не в роли ночного сторожа.

Нужны интеллектуальное лидерство, государственная воля, инициатива и созидательное начало. Нужна четко поставленная цель, которая поддерживается народом.

Да, мы знаем, что задача удвоения ВВП трудная. А разве менее трудна реформа пенсионного обеспечения, коммунальная реформа, аграрная или жилищная и, конечно, борьба с бедностью? Но здесь, как ни парадоксально, и заключается наша сила - мы видим эти проблемы, определяем пути их решения и идем вперед твердо выбранным курсом.

А что касается нормы роспуска законодательного органа субъекта в случае трехкратного отклонения предложенной главой государства кандидатуры на пост губернатора, то, как человек долгое время серьезно занимавшийся политикой, могу сказать с абсолютной уверенностью, что до этого дело не дойдет, какие бы коллизии не происходили.

Умные политики всегда договорятся. Ведь понятие компромисса существует не только в науке, но и как естественная норма в демократическом мире. Роспуск - это крайняя мера, которая может быть применена в исключительных случаях, когда где-то разыграются амбиции преступного мира или ярко выраженные националистические настроения. В таких ситуациях узел надо не просто развязывать, а рубить не задумываясь.

Критики Кремля усматривают в действиях президента опасность превращения России из федеративного в унитарное государство.

Возможно у кого-то и есть в сознании желание пойти по этому пути, но надо понимать, что такой путь тупиковый и за примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить наше недавнее прошлое.

Но я вижу опасность иного рода - это разобщенность власти. Я открыто сказал об этом на Госсовете. Надо покончить с дублированием государственных функций, иначе сонмище чиновников раздавит саму власть. Пора посмотреть на эти процессы с позиции регионов.

Закон предусматривает для избранных глав регионов право обратиться к президенту страны с постановкой вопроса о доверии, и, соответственно, досрочном сложении полномочий. Не намерены ли Вы, Егор Семенович, в этой связи обратиться к главе государства?

Я намерен доработать на посту губернатора, как и полагается по закону, до истечения срока своих полномочий, которые заканчиваются в октябре 2006 года. За других говорить не буду. Президент высказался по этому поводу и предложил не суетиться.

Вместе с тем, если кто-то чувствует, что его подпирает, и все идет не так гладко, то лучше обратиться к президенту сразу на предмет доверия, чтобы внести ясность. Но устраивать гонки, чтобы заручиться доверием, думаю, что это прежде всего не выгодно будет самому президенту.

Вы долгое время совмещали работу губернатора с деятельностью главы Совета Федерации. Не так давно президент заявил о необходимости возвращения в верхнюю палату глав регионов. Многие из них в этой связи заявляют о том, что тогда у глав субъектов должно быть право голоса. Каким на Ваш взгляд должен быть в этом случае их статус? Каково Ваше мнение о нынешнем составе палаты?

На днях прочитал в одной из газет интервью Сергея Миронова, где он говорит о том, что рейтинг Совета Федерации составлял три года назад всего 6%, а сегодня взлетел аж до 33%. Ну что тут сказать: любит наш народ этот орган, любит и все тут.

О возвращении губернаторов в Совет Федерации речь уже вести не надо.

Насколько я могу судить, у глав субъектов нет никакого желания туда вернуться, поскольку делать нам там уже нечего.

Логичнее было бы направить туда своих заместителей и депутатов областного совета, чтобы они жестко отстаивали интересы своих регионов, и этот порядок может существовать до того момента, когда верхняя палата не станет избираемой. То, что рано или поздно мы к этому придем - в этом я не сомневаюсь.

Вы являетесь сопредседателем постоянно действующего Совещания глав регионов России и Украины "Содружество регионов". Какой осадок остался у вас после прошедших выборов президента Украины?

Осадок остался у самих жителей Украины. Страсти поутихнут и люди поймут, что они приобрели. Противостояние между восточной и западной частями Украины в ходе выборов поставило страну на грань раскола. Думаю, что пророссийские настроения в восточной части Украины будут только усиливаться.

Вместе с тем, независимо от того, кто стал новым президентом Украины - пусть бы это был даже сын Буша, экономические и культурные связи с Россией порвать невозможно, где бы и как бы, кому бы этого не хотелось. Надеюсь, что националистические лозунги, которые украинская оппозиция активно эксплуатировала, пойдут на спад и русские на Украине получат право не только говорить на своем родном языке, но и на то, что русский станет вторым государственным языком. Если это не произойдет, то не исключаю, что Украина может стать не единым, а федеративным государством.

Ваше отношение к идее укрупнения регионов?

Отношусь отрицательно. На этапе, когда и так слишком торопимся с реформами, нельзя еще торопиться с этим, нельзя трогать сложившиеся экономические и социальные связи. Вопросы территориального переустройства утопили не одного лидера страны. Достаточно вспомнить Хрущева или Горбачева, поэтому в третий раз испытывать судьбу не стоит.

Сейчас власть и общество должны сосредоточиться на поиске реальных ресурсов экономического подъема. Без инноваций, взрывных технологий, без поддержки государства на ключевых участках нам не обойтись! Уверен, у России появился шанс реального рывка вперед, шанс для того, чтобы стать великой демократической и рыночной страной.

Интервью подготовила корреспондент "Интерфакса" Гульнара Хасанова


http://www.adm.orel.ru/index.php?head=6&part=7&unit=2&in=50
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован