01 декабря 2008
4239

Эдуард Багиров о понтах, любви и литературном даре

Эдуард Багиров, автор "Гастарбайтера", популярного романа о непростой жизни, написал новую книгу "Любовники", о настоящей любви. Ольга Гриневская поговорила с Эдуардом Багировым об эволюции на писательском поприще (или ее отсутствии).

- Уже чувствуешь себя настоящим писателем?

- Писатель - это многолетний труд над собой, а не одна-две книжки. Я просто пишу. Надо быть, а не чувствовать себя писателем. Некоторые пишут брошюрки и чувствуют себя настоящими писателями.

- Что изменилось с момента выхода "Гастарбайтера"?

- Совершенно ничего не изменилось; и тенденций никаких не предвидится к изменению. Я писал только о том, что вижу, что знаю сам; а выдумывать, высасывать из пальца - я как не умел раньше, так и сейчас не умею. Я реалист; на что я могу повлиять, я влияю в своей маленькой нише. Мою книгу прочитало огромное количество людей, после "Гастарбайтера" я осознал большую ответственность за то, что пишу. Когда ты пишешь первую книгу, ты не понимаешь, что будет потом. Если ее прочитает пять человек, она так и будет валяться на книжных полках в магазине, но когда ее прочитало нереальное количество людей, понимаешь, что ответственность должна быть. Когда я писал "Гастарбайтера", я вообще ни о чем не думал, просто писал; во второй книге уже думал. Не могу сказать, что это сильно повлияло на то, о чем и как я пишу, но сложно было избавиться от мысли, что это тоже прочтут много людей.

- Что думаешь о понтах?

- Понты разные бывают: есть правильные, а есть неправильные. У нас такая страна, с пограничным менталитетом, еще не отмершей совковостью, когда вроде бы здравый, взрослый мужик, бабла заработал хорошо, а метафизический красный пиджак из него так и прет. Понты уместны тогда, когда ты умеешь правильно ими пользоваться; если не умеешь - тогда и не стоит, смешно будешь выглядеть. У меня, во-первых, они крайне редки, во-вторых, уместны, и, в-третьих, их никто не замечает - это самое главное.

- Откуда взялся твой герой?

- Мой герой приехал из глухой дыры, без ничего, и пытается выжить в Москве. И у него получается, он как раз зарабатывает на чужих понтах. Появляется любовь - и все заглушает. Он знакомится с девушкой.

- В книге была не одна.

- Таких девушек может быть сколько угодно, а любовь - это любовь. Он может пять, десять лет встречаться с одной девушкой и думать, что у него все хорошо, пока наконец ему не повезет и он не влюбится; тогда все девушки сами собой уходят на второй план. Так вот он знакомится с этой девушкой в интернете, долго не решается с ней увидеться, а когда встречается вживую, понимает, что все, засада: потому что он, по большому счету, никто, а она из очень влиятельной семьи, да и сама не ровное место. И вот у него внутри такой диссонанс: мучения, метания, неуверенность в себе.

- Почему они знакомятся именно в интернете?

- Я сам в интернете живу уже 10 лет. Интернет - это едва ли не самая главная составляющая моей жизни; я сам состоялся - то, что у меня есть, появилось благодаря нему. Как я могу писать о роде деятельности, которым я не занимался, подробно и убедительно его описывать - такого не может быть; это должен быть действительно настоящий писатель, чтобы писать, например, о Лондоне, ни разу в нем не побывав, так, чтобы люди, ездившие туда, не увидели никакой разницы.

- Как сам относишься к современным писателям?

- Я их не очень люблю, мне больше нравится классическая литература - она на то и классическая. Очень здорово пишет, точнее - писал, Гоголь; само собой, Достоевский. Это люди, очень хорошо владевшие языком. Вроде бы эти душевные метания и психология потерпевшего у Достоевского мне, мягко говоря, не близки, но язык, конечно, колоссально поражает. В первом романе, который я прочитал у Достоевского, в "Идиоте", я встретил поразившее меня предложение: оно состояло из четырех слов, там была запятая, две точки с запятой и в конце точка - это меня прибило, потому что это было уместно, а не просто понатыканы знаки препинания; такой уровень владения языком. Да и многие еще писатели, здесь двумя не отделаешься. А вот кого не люблю, так это Толстого. Это издевательство над людьми, которые его читают; поэтому я его не переношу.

- Что в книгах, прежде всего, не любишь?

- Фальши не люблю, как и в жизни. Я читаю практически с трех с половиной лет. Когда я был маленький, моя мать работала на книжной базе; в советское время, когда был тотальный дефицит всего, в том числе и книг, у меня в доме их всегда было несчитанное количество - вот я и читал. Специально сбегал с уроков, чтобы почитать. Я, в общем, разбираюсь в литературе, точно знаю, что мне не нравится, и никогда не буду тратить свое время на плохую книгу. Поэтому современных литераторов читаю крайне избирательно.

- Кого бы выбрал как пример для подражания?

- Я бы хотел писать как Мельников-Печерский, но я так не смогу никогда. Потому что он аутентичен; он писал тем языком, который слышал вокруг себя, при этом мастерски владея академическим русским языком и совмещая их так, как надо. Если взять того же Достоевского - у него очень хрестоматийный язык, а у Мельникова-Печорского - живой, но на том же уровне. Это очень круто.

- Значит, нужно развиваться в этом направлении.

- Развиваться-то развиваться, но для этого придется не вылезать из гор образовательной литературы, а мне вовсе не улыбается такая перспектива. Я живу в свое удовольствие и не собираюсь ничего менять; я знаю, что я никогда не стану Достоевским, никогда не стану Мельниковым-Печерским, это совершенно точно, потому что к этому нет ни единой предпосылки. У нас разные образовательные уровни, воспитание, мы из разных песочниц. Ремарком я стать могу лет так через 30, может быть, если я буду писать и писать. Хотя опять же, разница между ним и мной большая - Ремарк был пронзительным интеллигентом, даже о самом законченном говне он писал так, как он писал; я так не смогу. Видимо, придется мне развивать свою собственную нишу, что я и собираюсь делать.

Ольга Гриневская

OZON.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован