20 апреля 2006
4046

Ефим Рачевский: Ядерные уроки

Издан школьный учебник о чернобыльской трагедии

Накануне 20-летия аварии на Чернобыльской АЭС группа экологов выпустила пособие для учителей школ, в котором описываются последствия взрыва ядерного реактора. Брошюра представляет собой практически готовые лекции, разделенные по предметам: ОБЖ, биология, физика, обществознание. Авторы предлагают преподавателям, используя предоставленные материалы, провести в школах "уроки Чернобыля". Чиновники от образования к пособиям относятся с недоверием: со столичным Департаментом образования текст согласован не был.

Пособие так и называется "Чернобыльские уроки". Его авторы надеются, что учителя школ, получив брошюру, проведут по ней занятия, посвященные страшной трагедии 26 апреля 1986 года. "Идея такой брошюры появилась год назад, когда я работал учителем физики в сельской школе, - рассказал "НИ" эксперт группы "Экозащита!" Андрей Ожаровский. - Услышав про аварию в Чернобыле, дети были так потрясены, что сами предложили провести минуту молчания. Необходимые для пособия материалы у экологических организаций были давно, оставалось их свести и сделать доступными и интересными для школьников".

В результате появился расширенный конспект лекций. Поместив в начале общую информацию о трагедии на атомной станции, авторы педантично раскрывают тему катастрофы в рамках разных предметов. В материалах для курса ОБЖ рассказывается, как себя вести при подобных авариях. В тексте для урока биологии объясняется воздействие радиации на организм. В разделе физики речь идет о ядерных реакциях и использовании ядерной энергии. А для урока "Обществознание" предлагается рассказ о влиянии атомных отходов на окружающую среду. В конце пособия авторы приводят около полусотни вопросов и ответов по теме аварии, из которых желающие могут узнать, что такое "горячие частицы", кто виноват в катастрофе в Чернобыле, был ли кто-нибудь за нее наказан, почему к аварии не были готовы власти, а люди, которые видели горящий 4-й энергоблок, не чувствовали опасности.

"Чернобыльские уроки" рассчитаны на учеников старших классов. Но тем не менее в брошюру включены и советы учителям начальной школы.

Тем временем в столичном Департаменте образования на новое пособие смотрят с осторожностью: литература из неофициальных источников школам не рекомендуется. "Любое учебное пособие должно проходить нашу экспертизу, - сообщил "НИ" пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр Гаврилов. - Пособия по Чернобылю мы еще не видели".

Директора столичных школ также не спешат радоваться новинке. "У нас уже идут занятия, посвященные трагедии Чернобыля, - сообщил "НИ" директор Центра образования "Царицыно" No 548 Ефим Рачевский. - Про взрыв на атомной станции говорят как на уроке истории, так и на уроках ОБЖ, биологии, химии". В других школах необходимости в дополнительных материалах просто не видят. "Я не считаю, что нужно подробнее останавливаться на Чернобыле, - заявил "НИ" директор Столичной гимназии Виктор Фертман. - Это памятник человеческому разгильдяйству. В России, да и во всем мире происходили гораздо более страшные вещи, например, Холокост".

Тем не менее многие директора школ убеждены, что подрастающее поколение должно знать всю правду о Чернобыльской трагедии. По-настоящему страшных фрагментов в "Чернобыльских уроках" хватает. Достаточно почитать воспоминания жертв трагедии. Однако выбор - говорить об этом детям или нет, авторы оставили на усмотрение педагогов.

ПО ТУ СТОРОНУ КАТАСТРОФЫ

Если российские дети, по данным сотрудников организации "Экозащита!", практически ничего не знают о страшной трагедии в Чернобыле, то их белорусские сверстники, напротив, осведомлены о ней слишком хорошо. Вчера в Минске открылась выставка работ маленьких художников из наиболее пострадавших от радиации районов Гомельской, Могилевской и Брестской областей. Дети в возрасте от 7 до 18 лет представили на ней рисунки, плакаты, картины и фотографии на тему "Чернобыль в моей судьбе". Хотя основной задачей выставки, по мнению организаторов, было формирование жизнеутверждающих принципов и уверенности в завтрашнем дне у молодого поколения, работы трудно назвать радужными. Боль, страх и ненависть - такие чувства навевает основная часть экспозиции.


http://www.newizv.ru/news/2006-04-20/44926/

20.04.2006

АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован