ВЕДУЩИЙ: Сегодня у нас в гостях директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар. Доброе утро, Егор. Давайте, наверное, подхватим заявленную прессой тему, тем более, вчера был День согласия и примирения, по-другому - это годовщина революции. Так вот, та первая революция, отмечают наши многие пишущие коллеги, привела сначала к НЭПу, к расцвету экономики определенному, а потом это все было на корню загублено Сталиным. Возможно ли думать, что если ленинский НЭП тогда закончился известным результатом, то и путинский НЭП, или госкапитализм, тоже приведет к тому же?
Егор ГАЙДАР: Мне показались такие параллели спорными. НЭП 20-х годов, действительно, имеет очевидные параллели с тем, что происходило в России последние лет пять. И теперь, и тогда шел восстановительный рост. Дальше возникают сходные проблемы. Важнейшей проблемой ленинского НЭПа было отсутствие стимула частным капиталовложениям. Главная задача последних четырех лет политики В. Путина стояла в том, чтобы создать стимул вложения частных денег, в первую очередь отечественных, в отечественную экономику, в частную экономику. По существу, все, что вытекало из программы Грефа, все, что делалось в последние три с половиной года, имело одну фундаментальную задачу - улучшение инвестиционного климата России. И то, что произошло на протяжении последних нескольких месяцев, перечеркнуло сделанное.
ВЕДУЩИЙ: Получается так, что сейчас государство, власти, бюрократия увидели ситуацию, когда нефть приносит приличные доходы, и тут на этом фоне появились люди, которые реанимировали нефтяную экономику и которые кладут себе в карман миллиарды и дают немножко миллиардов в бюджет.
Егор ГАЙДАР: Я бы не сказал, что немного. Много миллиардов долларов.
ВЕДУЩИЙ: Ну, решили все забрать. Подумали, что опять вот так это эффективно.
Егор ГАЙДАР: Да. Сегодня у нас золотовалютные резервы составляют 64,8 миллиарда долларов. Не так уж очень много, но нормально. В том числе потому, что у нас пятый год растет производство на 40 миллионов в год, растет добыча нефти. Растет экспорт в других отраслях, не связанных с природными ресурсами. Мы намного больше вывозим продукции машиностроения за деньги, чем Советский Союз. Вы думаете, что коммунисты отдали бы власть в 91-м году, если бы у них было 64,8 млрд долларов валютных резервов, а не несколько сот миллионов, как было тогда? Когда все налажено, когда работают хорошо организованные компании, когда у них хорошо организованная финансовая политика, когда они имеют огромные финансовые резервы, когда их не мучают неплатежи, когда у них быстро растет добыча нефти, и главная проблема сегодня - это как не рассориться с ОПЕК из-за того, что бурно растет наша доля на нефтяном рынке (мы сегодня обогнали Саудовскую Аравию), тогда возникает соблазн взять все поделить.
ВЕДУЩИЙ: Ваш прогноз, будет ли действительно радикально меняться экономическая политика?
Егор ГАЙДАР: Многие не помнят, вокруг чего собственно заварилась каша во время английской революции XVII века, с которой начинается современная история. Знаете, с чего? Там уже в течение трех веков к этому времени было довольно хорошо отлаженное налоговое законодательство, и король не имел права принимать решение по налоговым вопросам без собрания парламента, но у него было еще одно право - право королевского ареста. И он имел обыкновение богатых людей сажать в тюрьму, а потом объяснять им, что они не выйдут оттуда, если они не предоставят бессрочный и безвозвратный заем государю. Собственно, вокруг этого развернулись все события в Англии в середине XVII века, вокруг этого развернулось то, что привело к тому, что Карлу I отрубили голову. Надо понять, что гарантии собственности и гарантии частных капиталовложений без надежной гарантии прав личности, не бывает.
Ведущий Андрей Егоршев
Телеканал "НТВ", "ОБОЗРЕВАТЕЛЬ"
08.11.2003
http://www.gaidar.org/index.htm