23 сентября 2003
1898

Егор Гайдар: Восстанавливать Ирак должны иракцы

Как известно, 19-21 сентября в Ираке проходила международная конференция по проблемам восстановления экономики и социальной сферы Ирака. Россию на этой конференции представлял сопредседатель ФПС СПС Егор Гайдар.

По приезде домой он провел пресс-конференцию. Наиболее важные его высказывания можно прочитать здесь:

"Много недоразумений связано с этой моей поездкой в Багдад, как и с поездками моих коллег. Почти везде было сказано, что нас пригласили руководить восстановлением Ирака, что не соответствует действительности.

Я убежден, что руководить восстановлением Ирака должны иракцы. И разрабатывать экономическую политику должны иракцы. И, кстати, в ходе встречи мы встретились с большим количеством, как я и предполагал, классифицированных специалистов, которые понимают, что происходит, что они вполне способны сами вырабатывать экономическую политику. У них просто нет опыта решения многих проблем, которые перед ними сегодня встали, как собственно не было почти ни у кого в 1989 году.

Кстати, сама стилистика обсуждения, содержания вопросов, которые ставились, аргументация - всё это поразительно напоминало обсуждение перспектив экономической политики Восточной Европы, да и в Советском Союзе в конце 80-х - самом начале 90-х годов.

Содержание этого мероприятия: это скорее была не конференция и не совещание. Потому что на ней не обсуждались общие проблемы и научные достижения. А обсуждались совершенно конкретные вещи, связанные с тем, что надо решать вопрос о том, что делать с системой акционирования, после того как истекает срок действия программы "Нефть в обмен на продовольствие", нужно ли демонтировать, заменяя денежными выплатами, и сохранять; что делать с заниженными ценами на бензин, которые приводят к дефициту; что делать с денежной политикой, после того как будет проведена в октябре денежная реформа; что предлагать донорской конференции в Мадриде, которая пройдет в октябре, - самые острые и очевидные проблемы, с которыми на сегодня сталкивается и временная администрация, и иракские власти. Ну и параллельно нужно думать о перспективных направлениях экономической политики - что делать с налоговой системой, например.

Состоялся продуктивный обмен мнениями. И я, и мои коллеги неоднократно сталкивались с ситуацией, когда к вам приезжает иностранный эксперт, который ничего не знает о вашей стране, и начинает вам объяснять, что надо делать. И все мы были в этом положении.

Мы ничему иракцев не учили. Мы просто рассказывали, как мы видим этот набор проблем - какие проблемы, на наш взгляд, перед ними встанут, какие есть альтернативы, к чему обычно приводит выбор той или иной альтернативы. Ну а дальше всегда говорили: ну а дальше, что с этим делать - это ваше решение, ваша ответственность, ваш выбор. Мы готовы посоветовать.

Мы договорились, когда будет нужда в следующем обсуждении, мы готовы прилететь в Багдад и сделать эту работу достаточно последовательно. Но еще раз подчеркиваю, что выработка реализации экономической политики - это, в первую голову, дело самих иракских властей.

Что касается нашей позиции по отношению к ситуации в Ираке, то я в данном случае подхожу к этой ситуации, как В.В. Путин, - он не поддерживал войну в Ираке, и я ее не поддерживаю.

Вместе с тем сейчас есть сложившаяся реальность. В этих реальностях надо жить и надо думать, как жить. Если я чем-то могу помочь в восстановлении стабильности, экономической стабилизации в Ираке, я, разумеется, обязательно сделаю все, чтобы помочь. Вот моя позиция.

Второе. Есть очевидные черты сходства современного Ирака и России в начале 90-х годов. Тоталитарный режим вместе с тем является и государственным. И когда начинает, по разным причинам - внутренней революции, как в России, или вследствие военной операции, - рушится тоталитарный режим, вместе с тем рушится и государство. Оно перестает функционировать. Перестает обеспечивать законность и порядок на улицах, не может предотвратить грабежи, не может обеспечить функционирование систем рационирования, которые раньше существовали. Здесь крах тоталитарного режима, крах государства и всего, что с ним связано.

Для того чтобы восстановить, на новой основе наладить функционирование государства, всегда необходимо время. Этот период, когда старое государство уже рухнуло, а новое еще не начало функционировать, - он специфический и очень тяжелый. И это период неизбежно слабой власти.

Люди могут быть очень сильными, но за ними не стоят функционирующие институты. Это создает специфические формы реализации экономической политики. На них накладываются ограничения. Это было в России 91 года, это сейчас очевидно совершенно.

Что касается перспектив развития Ирака.

Первое. Легализация цен. Ситуация с ценами в Ираке чуть-чуть другая, чем она была в России в 91 году. В Ираке сосуществуют в сфере продовольствия два сектора. Это сектор рационирования, где выдается на одного человека некий фиксированный набор продуктов. По цене, которая в несколько десятков раз ниже рыночной. И параллельно сосуществует более или менее свободный розничный рынок продовольствия. На самом деле, кто получает продовольствие по этой программе, значительную часть его перепродают, покупают другие продукты.

Второе. Есть фиксированные цены. На ряд важных видов продукций: бензин один из них. Система менее жесткая в некотором смысле, чем та, которая существовала в России. Обеспечить ее функционирование легче, потому что она вся завязана на программе "Нефть на продовольствие", нефтяные доходы. Тебе не нужно мобилизовывать это продовольствие и потом его перераспределять. Тем не менее она включает массу элементов неэффективности, очевидно. Ясно, что отменять ее можно только, предусмотрев денежные компенсации.

Я убежден, что это неизбежно придется делать. Вот такая система рационирования, она живет, как показывает опыт, либо в условиях войны, либо в условиях тоталитарного режима. В других условиях они живет очень плохо или не живет вовсе, поэтому начнет разваливаться сама собой.

На мой взгляд, чем быстрее ее демонтировать, тем будет лучше. Но еще раз подчеркиваю, это решение иракской власти.

Что касается приватизации. Здесь ситуация тоже несколько иная, чем она была в России и постсоветских странах. Дело в том, что в Ираке, конечно, основная часть экономики - это нефть, и она, конечно, в руках государства, тоталитарного режима. И что с ней делать, мы даже не обсуждаем. Мы просто считаем, что это настолько деликатный вопрос, что здесь со своими советами лучше не лезть. Что иракцы решат делать со своей нефтью: решат ее приватизировать - приватизировать, не приватизировать - не приватизировать. Я считаю, иностранцам давать советы по этому поводу бестактно.

Если мы возьмем экономику вне нефтяного сектора, то там существует частный сектор: розничная торговля, мелкое производство, сельское хозяйство. И существует государственный сектор. Это оборонные заводы, это некоторые заводы, закупленные Саддамом Хусейном, комплектные, по производству минеральных удобрений и так далее. Конечно, этот вопрос подробно обсуждался. И был предметом самых оживленных дебатов на конференции.

У нас была специальная секция, посвященная проблемам приватизации. Здесь все согласны, и иракская сторона согласна, что надо идти по пути приватизации. Вопрос о формах и сроках приватизации. И здесь есть одно правовое обстоятельство, которое тоже нельзя упускать из вида. Есть Гаагская конвенция, которая определяет права властей, эти права вполне понятны и четко описаны в том, что касается снабжения продовольствием, обеспечения порядка.

А вот то, что касается приватизации. Пока в Ираке нет общепризнанного легитимного режима, любые решения подобного рода могут быть оспорены потом, признаны не легитимными - это вопрос такой деликатный, сложный. А я убежден, что любая неясность в начале приватизации потенциально потом закладывает бомбу в сложившиеся отношения с собственностью.

Я сторонник того, чтобы в данном случае готовиться, понимать, что это необходимо, но не слишком спешить.

Как быстро будет восстановлена экономика Ирака? У нас в Восточной Европе экономический рост начинался где-то на 4 году после краха тоталитарного режима. На постсоветском пространстве - где-то на 5-7 год. Когда он начнется в Ираке - это вопрос сложный. Думаю, что быстрее, если там удастся обеспечить наведение элементарного порядка, все-таки иракская экономика в очень большой степени нефтяная экономика. Конечно, нефтяной комплекс очень изношен, оборудование изношено, требуется время на его восстановление, но возможность того, что добыча нефти в Ираке начнет увеличиваться заметно уже со следующего года, по-моему, очевидна".




Интерфакс
23.09.2003
http://www.gaidar.org/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован