ВЕДУЩИЙ: Егор Гайдар всегда говорил, что он исторический оптимист. В начале 90-х он возглавил правительство России, когда полки в магазинах были пустыми, а запасы продовольствия на государственных складах угрожающе таяли. Гайдаровские реформы и сегодня вызывают споры. Самого же Гайдара больше заботит будущее.
ВЕДУЩИЙ: В каком состоянии сейчас находится экономика России?
Егор ГАЙДАР: Она находится в стадии восстановительного роста. Мы прошли наиболее тяжелый период резкого падения производства, связанного с крахом предшествующей социально-экономической системы. С 1999 года экономика России, как и подавляющего большинства других государств СНГ, начала расти. Этот рост продолжается, и сегодня ситуация в нашей экономике лучше, чем она была год назад, а год назад - лучше, чем два года назад.
ВЕДУЩИЙ: Однако этот восстановительный рост везде имеет затухающую тенденцию. Мы испытываем ее?
Егор ГАЙДАР: Да. Восстановительный рост носит по природе своей затухающий характер, это отчетливо выявилось еще в 20-е годы, когда Россия столкнулась с этим феноменом впервые. Он был подробно проанализирован в ту пору в работах Громана и Базарова, и тогда же было отмечено, что основные источники восстановительного роста, к сожалению, исчерпаемы - в первую очередь потому, что этот тип роста обеспечивается использованием ранее созданных мощностей, ранее подготовленной квалифицированной рабочей силы. Перспектива российской экономики зависит от того, в какой степени мы сумеем подкрепить ресурсы восстановительного роста ресурсами роста на новой основе.
ВЕДУЩИЙ: Ваш Институт экономики переходного периода, очевидно, разработал рекомендации для экономики России. К чему они сводятся?
Егор ГАЙДАР: К тому, что сейчас надо продолжать работу по проведению структурных реформ. С 2000-го года в России был проведен ряд важных и полезных структурных реформ, которые дают надежду на то, что восстановительный рост будет дополнен устойчивым ростом на собственной основе. Но, к сожалению, здесь есть проблема. Чтобы люди начали вкладывать в российскую экономику деньги в крупных масштабах и надолго, необходим комплекс взаимосвязанных условий. Вы можете провести гениальную налоговую реформу, ввести замечательное законодательство о собственности на землю, сделать еще много полезного, но если при этом у вас плохо работает судебная система, если при этом собственность у вас могут отобрать по ложному заявлению о банкротстве, шансы на устойчивый рост капитальных вложений снижаются.
ВЕДУЩИЙ: В какой степени рекомендации вашего института можно считать идеологизированными, партийными?
Егор ГАЙДАР: Они отнюдь не идеологизированы, носят профессиональный характер. Сами по себе эти рекомендации вытекают не из наших партийных пристрастий, а из понимания тех задач, которые мы должны решать в России, и тех способов, которыми можно их решение обеспечить.
ВЕДУЩИЙ: Хочу вам предложить смесь шахматного блица с игрой на ассоциации. Кратко. Армия.
Егор ГАЙДАР: Армия нуждается в радикальной реформе. Реформирование необходимо вести по многим направлениям, одно из которых - это реформа системы комплектования. Призывная армия, которая начала создаваться в Европе с конца XVIII века, могла существовать в странах, где женщины рожают по 5-7 детей. Когда призывную армию вводили в России (это было в 1873 году), одна российская женщина рожала 7,1 детей. Сейчас - 1,2, как и в Италии. В Испании и Японии - примерно 1,2 - 1,3. В Российской империи в конце XIX века единственный ребенок в семье призыву не подлежал. Подавляющее большинство отсрочек и освобождений от службы в армии приходилось на семьи, где был единственный сын-кормилец. Если ввести ту же нормативную базу в России сегодняшней, призыва не будет: где вы найдете семьи с тремя-четырьмя-пятью детьми?
ВЕДУЩИЙ: 76-я дивизия проводит эксперимент по комплектации на новых принципах. Получается?
Егор ГАЙДАР: Сначала не получалось по понятным причинам: контрактникам не хотели платить нормальные деньги. Когда мы начали работать над планами военной реформы, первым делом провели социологические исследования, и поняли: комплектовать армию добровольцами можно будет, если платить им примерно 1,2 средней заработной платы по стране. А пытались платить - 0,7. Да, обычно в мире контрактники получают 0,7 средней заработной платы по стране. Скажем в Штатах. Но мы же не в Штатах, мы с вами в России. И здесь за такую зарплату вы армию контрактниками не укомплектуете. Когда сейчас стали платить хотя бы что-то похожее на 1,0, выяснилось, что с комплектацией дело продвигается. А если всерьез хотим комплектовать, - надо платить 1,2.
ВЕДУЩИЙ: Продолжаем блиц и ассоциации. Эмиграция.
Егор ГАЙДАР: Это один из факторов, определяющих жизнь во всех постиндустриальных и высокоиндустриальных странах. Если говорить конкретно о России - есть объективная потребность в том, чтобы заполнить рабочие места, которые отказывается занимать местное население. Иными словами, есть спрос на рабочую силу. И есть ее предложение, потому что в странах-соседях заработная плата ниже, чем у нас. Надо ли сомневаться в том, что этот спрос обязательно будет удовлетворен? Однако его удовлетворение может пойти по одному из двух стратегических направлений. Первое - вы понимаете, что мигранты все равно проникнут в страну, но беретесь регулировать этот процесс с тем, чтобы минимизировать все его отрицательные последствия и обеспечить наибольший эффект от положительных. Иными словами, вы легализуете иммиграцию. Второе - вы всячески иммигрантов притесняете, вымогаете у них деньги, высылаете, скажем, в Душанбе, а они из Душанбе снова прилетают в Россию. Идя этим путем, вы готовите почву для того, чтобы на ней развернулся огромный сектор нелегальной деятельности, который неизбежно криминализуется, оказывается связанным этнической солидарностью, через который протянутся нити, соединяющие преступность в России и преступность в странах происхождения мигрантов. Таким образом, вы получаете весь букет самых неприятных явлений, с которыми столкнулись многие страны, включая ту же Америку.
ВЕДУЩИЙ: Рубль.
Егор ГАЙДАР: С рублем сейчас все нормально. У нас квалифицированное руководство Центрального банка, оно ведет последовательную, разумную, консервативную политику. Не провозглашенная, но явно осознанная задача - постепенная отвязка рубля от доллара и постепенная привязка рубля к корзине валют, состоящей из доллара и евро.
ВЕДУЩИЙ: Медицина.
Егор ГАЙДАР: Важнейшая проблема всех высокоиндустриальных и постиндустриальных обществ. У нас в стране ситуация очень тяжелая, потому что реформа здравоохранения не завершена. Налицо смешанная система, где есть элементы страховой системы, элементы системы бюджетного финансирования. Они плохо связаны между собой и, объективно, несовершенство одной, накладываясь на недостатки другой, только усиливает отрицательные характеристики создавшегося симбиоза.
ВЕДУЩИЙ: Образование.
Егор ГАЙДАР: В нынешнем его состоянии много черт, которые характерны для системы здравоохранения. Следует, однако, отметить, что образование - вещь очень консервативная. Поэтому несмотря на серьезнейшие проблемы, с которыми страна столкнулась на протяжении последних 12 лет после краха социализма, краха системы образования не было, она сохранилась. И качество российского образования по-прежнему достаточно высоко. Скажем, если посмотреть результаты тестов по математике и естественным наукам - при том, что система тестов абсолютно органична для европейских, американских учащихся и очень нова и не органична для российских, - то по результатам тестирования наша страна находится где-то между Норвегией и Новой Зеландией, а не между Гондурасом и Панамой.
ВЕДУЩИЙ: Олигархи.
Егор ГАЙДАР: Серьезная проблема 1998 года. Сегодня проблема олигархии в том виде, в каком она существовала в 1998 году, когда действовало теневое правительство России (которое, собственно, и было реальным правительством), не существует. Тем не менее, осталось много влиятельных людей с сильными связями в парламенте, в правительстве, и они эти связи пытаются использовать. Ничего необычного в этом нет. Так бывает в мире.
ВЕДУЩИЙ: Украина.
Егор ГАЙДАР: Российская элита за прошедшие годы наконец поняла, что независимость Украины - это реальность. Это не какое-то недоразумение, которое быстро пройдет, а реальность. Украина - наш партнер, наш важнейший сосед, это наш потенциальный союзник, и с ним надо строить отношения уважительные и равноправные.
ВЕДУЩИЙ: Кох.
Егор ГАЙДАР: Талантливый человек.
ВЕДУЩИЙ: Победа.
Егор ГАЙДАР: Победа? Для нас сегодня важнейшая задача - это победить в XXI веке. Мы не должна проиграть XXI век подобно тому, как был проигран век XX.
ВЕДУЩИЙ: При этом вы думаете о победе России, но не о победе своей партии на ближайших выборах?
Егор ГАЙДАР: Я думаю о победе России. С точки зрения партийных позиций я в данном случае, может быть, недостаточно патриотичен, но победа России для меня важнее.
Ведущий Дмитрий Киселев
Фрагмент программы "УТРЕННИЙ РАЗГОВОР"
телеканал "Россия"
18.05.2003
http://www.gaidar.org/index.htm