10 июня 1999
2655

Егор СТРОЕВ: В отдельно взятом регионе светлого будущего не построить

Инициатива экономического форума в Санкт-Петербурге принадлежала Совету Федерации и Межпарламентской ассамблее СНГ. В мае 1997 года ее одобрили Президент России и другие главы государств Содружества. Основной целью форума объявлялись необходимость проведения широкой, представительной и независимой дискуссии об экономическом развитии стран Содружества, их роли в международном хозяйственном процессе, о перспективах формирования новых рынков, а также содействие в привлечении капитала в эти государства.
В июне того же года состоялся первый Петербургский экономический форум (ПЭФ). Здесь удалось собрать вместе политическую, деловую и интеллектуальную элиту СНГ, которая попыталась придать импульс интеграционным процессам. На форум обратили внимание. Спустя год в Петербург съехались 2662 представителя из 53 государств, а также из 36 международных организаций, в том числе ООН, ЮHECКО, Совета Европы.
В третий раз форум соберется 15-19 июня 1999 года. Встреча должна продемонстрировать следующее: СНГ и идеи интеграции живы, несмотря на всякие трудности, кризисы и заявления различных скептиков, убежден главный вдохновитель Петербургского экономического форума, руководитель его организационного комитета, председатель Совета Федерации Егор СТРОЕВ.

- О Петербургском форуме говорят как о социальной лаборатории интеграционных процессов. Однако, согласитесь, сейчас больше негативных тенденций в развитии этих процессов, чем положительных результатов.
- Для социально-экономического развития наших стран характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, в них заложены основы рыночной экономики, с другой - в большинстве государств продолжается глубокий экономический кризис или затяжная депрессия.
Сейчас они активно ищут прежде всего того, с кем выгоднее сотрудничать. Уже заметно, как прорастают иные начала и подходы, осознание того, что в одиночку не выжить. Да и в России приходит понимание: в отдельно взятом регионе светлого будущего не построить.
Главное - есть у наших государств интерес к взаимодействию, ведь в любом из них от потери былых интеграционных связей теряется ежегодно 35-40 процентов ВВП. Объединение, устранение таможенных и пограничных барьеров, выработка единых подходов к перемещению рабочей силы, денежных масс, товаров и услуг в свободном межгосударственном пространстве - вот что выходит сегодня на первый план экономического реформирования.
Думаю, неизбежно укрепление "интеграционного ядра" - общей структуры России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Позднее к ней могут подтянуться остальные республики. Особая роль в объединительном процессе - у Союза России и Белоруссии. Большие перспективы - в привлечении к интеграционным процессам Украины. Ратификация Российско-украинского полномасштабного договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве создает новые благоприятные возможности для продвижения по этому пути.
Интегрироваться стремятся не политики - объединяются предприниматели и банкиры: ведь от 40 до 70 процентов национальных капиталов принадлежит сегодня частным лицам. Поэтому необходимо скорейшее введение полноценного режима свободной торговли без неоправданных ограничений и пошлин между странами СНГ. Медлить далее нельзя.
Эффективнейший инструмент подъема наших хозяйственных комплексов - транснациональные, финансово-промышленные группы. Специалисты утверждают, что в ближайшие годы ими будет задействовано больше 20 процентов промышленного и финансового потенциала республик Содружества. Значит, именно этому звену интеграции надо оказывать всяческую поддержку.
Движение к объединению, партнерству нельзя сводить только к сфере экономики. Есть еще "интеграционное поле", от успехов работы на котором зависят будущие сдвиги в экономическом сотрудничестве. Это поле исторического самосознания. Народы многонациональной России, других участниц СНГ сегодня как бы заново самоопределяются.
Растущая роль регионов - отличительная черта нашего времени. Их взаимодействие поверх национальных границ является ускорителем интеграционных процессов. В этом случае из задачи политиков интеграция превращается в дело гражданского общества.

- Каковы перспективы наших государств стать равноправными участниками международного экономического процесса? Ведь западные страны, содействуя возрождению республик Содружества, осознают опасность приобретения в их лице серьезных конкурентов.
- Действительно, в мировой политике борются две противоположные тенденции. С одной стороны, это глубинная заинтересованность в стабильном развитии наших республик, с другой - недальновидные попытки не допустить их появления среди ведущих участников глобальной конкуренции. И то, и другое понятно. Традиционно бал в политике правят не идеалы, а интересы.
Для развития мировой экономики объективно последовательное и полное включение республик Содружества в мирохозяйственные отношения. Экономические процессы на постсоветской территории могут и стимулировать, и тормозить мировые хозяйственные связи. В этом смысле важно прежде всего то, что наше экономическое пространство является связующим звеном между Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Не сомневаюсь, в начале XXI века СНГ станет "четвертым" мировым экономическим центром наряду с США, странами Европы и Японией. У нас неплохие исходные данные для интеграции в глобальную экономику. Материальную основу Содружества образуют общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных предприятий, малого и среднего предпринимательства. Наконец, мы имеем десятилетиями созданные единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникационные, топливные системы.
Вместе с тем для наших республик как суверенных объектов мировой политики важно сохранить собственное понимание жизненных интересов, национальных, политических и экономических приоритетов - внешних и внутренних. Такие стратегические интересы и приоритеты необходимо выработать совместно уже сегодня.
Вот почему Петербургский экономический форум - событие не только российского, но и международного значения. Он собрался накануне третьего тысячелетия, когда отдельные страны, их союзы стремятся определить свое место в новом миропорядке. Мир накануне грядущего столетия, к сожалению, не становится спокойнее. Не у всех исчезло желание оказывать давление. Поэтому нельзя допустить, чтобы разное видение мирового порядка по-прежнему вело к политическим и экономическим кризисам, а то и к региональным конфликтам с применением силы, как это произошло на Балканах.

- К идее проведения Петербургского экономического форума в России поначалу отнеслись как к очередному мероприятию, рассчитанному на пропагандистский эффект и потому недолговечному.
- И ошиблись. Любое движение вперед определяется направлением движения мысли. Прогресс государства зависит от уровня и эффективности его интеллектуального потенциала. Своеобразной демонстрацией интеллектуальной мощи России и других стран СНГ в последние три года стал именно этот форум. Он по сути является коллективной "мозговой атакой", направленной на решение важнейших проблем современного общества, свидетельством неутолимой жажды наших народов к совместной работе, к познанию и сотрудничеству.

- В необходимости форума уже никто не сомневается. Вопрос в другом: каким ему быть дальше?
- Форум никогда не будет политизирован. Его отличительной особенностью является полное отсутствие политической ориентации. Наша задача состоит в том, чтобы дать мощный толчок к ускорению интеграции, восстановлению разорванных и созданию новых связей, а не в использовании трибуны форума в качестве популизма.
Форум не обделен вниманием Правительства: и два, и год назад его члены активно участвовали в дискуссиях в Таврическом дворце, и в этом году ожидается представительная делегация во главе с премьер-министром Сергеем Степашиным, который намерен выступить здесь с докладом. В работе форума предполагается участие председателя Центробанка РФ Виктора Геращенко, главы "Газпрома" Рема Вяхирева.
Понадобился августовский кризис, чтобы все признали, в том числе и Правительство, правильность оценок Совета Федерации, одной из главных причин тяжелого положения страны называвшего вольный или невольный отказ государства от регулирования экономических процессов.
Еще два года назад в качестве основы экономических преобразований мы предлагали направления усиления роли государства в рыночных отношениях, поддержки реального производства, отечественного товаропроизводителя как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, выполнения обязательств перед гражданами по своевременной выплате заработной платы и пенсий. Эти направления, которые одобрили участники предыдущего форума в Петербурге, вошли в антикризисную программу кабинета Сергея Кириенко, а в дальнейшем были реализованы Правительством Евгения Примакова.
Мы прошли жестокий кризис, который не ударил так ни одну другую страну. Прошли тяжело, но без потрясений и противостояний, и заслуга в этом Правительства. Его работа после 17 августа способствовала появлению положительных тенденций в нашем хозяйственном комплексе.
Согласно прогнозу Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, показатели промышленности в текущем году должны превысить прошлогодние. Отмечен рост производства в таких отраслях, как угольная, целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, цветная металлургия, приборостроение. Между хозяйственными субъектами "пошли" платежи, появились "живые" деньги.
Это особенно хорошо видно в субъектах Федерации, где основу экономики составляет реальный, а не "спекулятивный" сектор. В целом до трети российских регионов ожидают дальнейший промышленный рост. Кроме того, здесь увеличились налоговые поступления, стала сокращаться задолженность по заработной плате, пенсиям.
Конечно, сейчас говорить о каком-либо существенном экономическом подъеме в российских регионах нельзя. Однако впервые за многие годы я как глава администрации Орловской области могу сказать с уверенностью: мне легче стало решать многие вопросы.
В отношениях инвесторов с субъектами Федерации также наступил психологический прорыв - те, у кого есть деньги, поняли, что в провинции договариваться легче, чем в Москве. Видимо, именно эту нишу - усиление экономической самостоятельности регионов - и постарается в дальнейшем занять Петербургский экономический форум. Во всяком случае тогда внимание к нему со стороны центральных СМИ будет зависеть не только от того, доехал ли до Петербурга премьер-министр или нет.
Петербургский форум, на мой взгляд, выполняет свою главную задачу - дает путевку в жизнь наиболее серьезным инвестиционным проектам, крупным экономическим идеям, представляющим идеологию XXI века. Замечу, что на первых двух форумах было представлено около 1350 инвестиционных проектов: региональных, общефедеральных, общегосударственных.
В прошлом году были заключены договоры, соглашения и протоколы о намерениях на общую сумму примерно в 2 млрд. долларов. Однако многие из них после 17 августа так и не были осуществлены. Поэтому на форуме-99 мы должны показать, что российская экономика не только не рухнула, но и "задышала".
Участие в готовящейся встрече подтвердили представители деловых кругов более 50 стран. Довольно широко и авторитетно будут делегированы Австрия, Аргентина, Германия, Египет, Италия, Кипр, Перу, США. Высказали намерение посетить в эти дни Петербург президенты Украины Леонид Кучма и Молдавии Петр Лучинский.
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Мишель Камдессю просил предоставить ему слово. Вместе с ним планирует приехать большая группа предпринимателей и банкиров, предполагается приезд и вице-президента Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хэкстера. С интересом ожидаются выступления представителей южно-африканской компании "Де Бирс".
Все рассматриваемые на форуме вопросы сгруппированы в пять тематических блоков - стратегия и пути экономического развития стран СНГ; сотрудничество в отраслях и сферах экономики; региональные и межрегиональные проблемы; проблемы социальной политики, науки, культуры, образования, здравоохранения и экологии; расчеты на инвестиции.

http://www.rg.ru/anons/arc_1999/0610/3.htm
Беседу вел
Валерий ГОРБАЧЕВ
10.06.1999
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован