Инициатива экономического форума в Санкт-Петербурге принадлежала Совету Федерации и Межпарламентской ассамблее СНГ. В мае 1997 года ее одобрили Президент России и другие главы государств Содружества. Основной целью форума объявлялись необходимость проведения широкой, представительной и независимой дискуссии об экономическом развитии стран Содружества, их роли в международном хозяйственном процессе, о перспективах формирования новых рынков, а также содействие в привлечении капитала в эти государства.
В июне того же года состоялся первый Петербургский экономический форум (ПЭФ). Здесь удалось собрать вместе политическую, деловую и интеллектуальную элиту СНГ, которая попыталась придать импульс интеграционным процессам. На форум обратили внимание. Спустя год в Петербург съехались 2662 представителя из 53 государств, а также из 36 международных организаций, в том числе ООН, ЮHECКО, Совета Европы.
В третий раз форум соберется 15-19 июня 1999 года. Встреча должна продемонстрировать следующее: СНГ и идеи интеграции живы, несмотря на всякие трудности, кризисы и заявления различных скептиков, убежден главный вдохновитель Петербургского экономического форума, руководитель его организационного комитета, председатель Совета Федерации Егор СТРОЕВ.
- О Петербургском форуме говорят как о социальной лаборатории интеграционных процессов. Однако, согласитесь, сейчас больше негативных тенденций в развитии этих процессов, чем положительных результатов.
- Для социально-экономического развития наших стран характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, в них заложены основы рыночной экономики, с другой - в большинстве государств продолжается глубокий экономический кризис или затяжная депрессия.
Сейчас они активно ищут прежде всего того, с кем выгоднее сотрудничать. Уже заметно, как прорастают иные начала и подходы, осознание того, что в одиночку не выжить. Да и в России приходит понимание: в отдельно взятом регионе светлого будущего не построить.
Главное - есть у наших государств интерес к взаимодействию, ведь в любом из них от потери былых интеграционных связей теряется ежегодно 35-40 процентов ВВП. Объединение, устранение таможенных и пограничных барьеров, выработка единых подходов к перемещению рабочей силы, денежных масс, товаров и услуг в свободном межгосударственном пространстве - вот что выходит сегодня на первый план экономического реформирования.
Думаю, неизбежно укрепление "интеграционного ядра" - общей структуры России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Позднее к ней могут подтянуться остальные республики. Особая роль в объединительном процессе - у Союза России и Белоруссии. Большие перспективы - в привлечении к интеграционным процессам Украины. Ратификация Российско-украинского полномасштабного договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве создает новые благоприятные возможности для продвижения по этому пути.
Интегрироваться стремятся не политики - объединяются предприниматели и банкиры: ведь от 40 до 70 процентов национальных капиталов принадлежит сегодня частным лицам. Поэтому необходимо скорейшее введение полноценного режима свободной торговли без неоправданных ограничений и пошлин между странами СНГ. Медлить далее нельзя.
Эффективнейший инструмент подъема наших хозяйственных комплексов - транснациональные, финансово-промышленные группы. Специалисты утверждают, что в ближайшие годы ими будет задействовано больше 20 процентов промышленного и финансового потенциала республик Содружества. Значит, именно этому звену интеграции надо оказывать всяческую поддержку.
Движение к объединению, партнерству нельзя сводить только к сфере экономики. Есть еще "интеграционное поле", от успехов работы на котором зависят будущие сдвиги в экономическом сотрудничестве. Это поле исторического самосознания. Народы многонациональной России, других участниц СНГ сегодня как бы заново самоопределяются.
Растущая роль регионов - отличительная черта нашего времени. Их взаимодействие поверх национальных границ является ускорителем интеграционных процессов. В этом случае из задачи политиков интеграция превращается в дело гражданского общества.
- Каковы перспективы наших государств стать равноправными участниками международного экономического процесса? Ведь западные страны, содействуя возрождению республик Содружества, осознают опасность приобретения в их лице серьезных конкурентов.
- Действительно, в мировой политике борются две противоположные тенденции. С одной стороны, это глубинная заинтересованность в стабильном развитии наших республик, с другой - недальновидные попытки не допустить их появления среди ведущих участников глобальной конкуренции. И то, и другое понятно. Традиционно бал в политике правят не идеалы, а интересы.
Для развития мировой экономики объективно последовательное и полное включение республик Содружества в мирохозяйственные отношения. Экономические процессы на постсоветской территории могут и стимулировать, и тормозить мировые хозяйственные связи. В этом смысле важно прежде всего то, что наше экономическое пространство является связующим звеном между Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Не сомневаюсь, в начале XXI века СНГ станет "четвертым" мировым экономическим центром наряду с США, странами Европы и Японией. У нас неплохие исходные данные для интеграции в глобальную экономику. Материальную основу Содружества образуют общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных предприятий, малого и среднего предпринимательства. Наконец, мы имеем десятилетиями созданные единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникационные, топливные системы.
Вместе с тем для наших республик как суверенных объектов мировой политики важно сохранить собственное понимание жизненных интересов, национальных, политических и экономических приоритетов - внешних и внутренних. Такие стратегические интересы и приоритеты необходимо выработать совместно уже сегодня.
Вот почему Петербургский экономический форум - событие не только российского, но и международного значения. Он собрался накануне третьего тысячелетия, когда отдельные страны, их союзы стремятся определить свое место в новом миропорядке. Мир накануне грядущего столетия, к сожалению, не становится спокойнее. Не у всех исчезло желание оказывать давление. Поэтому нельзя допустить, чтобы разное видение мирового порядка по-прежнему вело к политическим и экономическим кризисам, а то и к региональным конфликтам с применением силы, как это произошло на Балканах.
- К идее проведения Петербургского экономического форума в России поначалу отнеслись как к очередному мероприятию, рассчитанному на пропагандистский эффект и потому недолговечному.
- И ошиблись. Любое движение вперед определяется направлением движения мысли. Прогресс государства зависит от уровня и эффективности его интеллектуального потенциала. Своеобразной демонстрацией интеллектуальной мощи России и других стран СНГ в последние три года стал именно этот форум. Он по сути является коллективной "мозговой атакой", направленной на решение важнейших проблем современного общества, свидетельством неутолимой жажды наших народов к совместной работе, к познанию и сотрудничеству.
- В необходимости форума уже никто не сомневается. Вопрос в другом: каким ему быть дальше?
- Форум никогда не будет политизирован. Его отличительной особенностью является полное отсутствие политической ориентации. Наша задача состоит в том, чтобы дать мощный толчок к ускорению интеграции, восстановлению разорванных и созданию новых связей, а не в использовании трибуны форума в качестве популизма.
Форум не обделен вниманием Правительства: и два, и год назад его члены активно участвовали в дискуссиях в Таврическом дворце, и в этом году ожидается представительная делегация во главе с премьер-министром Сергеем Степашиным, который намерен выступить здесь с докладом. В работе форума предполагается участие председателя Центробанка РФ Виктора Геращенко, главы "Газпрома" Рема Вяхирева.
Понадобился августовский кризис, чтобы все признали, в том числе и Правительство, правильность оценок Совета Федерации, одной из главных причин тяжелого положения страны называвшего вольный или невольный отказ государства от регулирования экономических процессов.
Еще два года назад в качестве основы экономических преобразований мы предлагали направления усиления роли государства в рыночных отношениях, поддержки реального производства, отечественного товаропроизводителя как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, выполнения обязательств перед гражданами по своевременной выплате заработной платы и пенсий. Эти направления, которые одобрили участники предыдущего форума в Петербурге, вошли в антикризисную программу кабинета Сергея Кириенко, а в дальнейшем были реализованы Правительством Евгения Примакова.
Мы прошли жестокий кризис, который не ударил так ни одну другую страну. Прошли тяжело, но без потрясений и противостояний, и заслуга в этом Правительства. Его работа после 17 августа способствовала появлению положительных тенденций в нашем хозяйственном комплексе.
Согласно прогнозу Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, показатели промышленности в текущем году должны превысить прошлогодние. Отмечен рост производства в таких отраслях, как угольная, целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, цветная металлургия, приборостроение. Между хозяйственными субъектами "пошли" платежи, появились "живые" деньги.
Это особенно хорошо видно в субъектах Федерации, где основу экономики составляет реальный, а не "спекулятивный" сектор. В целом до трети российских регионов ожидают дальнейший промышленный рост. Кроме того, здесь увеличились налоговые поступления, стала сокращаться задолженность по заработной плате, пенсиям.
Конечно, сейчас говорить о каком-либо существенном экономическом подъеме в российских регионах нельзя. Однако впервые за многие годы я как глава администрации Орловской области могу сказать с уверенностью: мне легче стало решать многие вопросы.
В отношениях инвесторов с субъектами Федерации также наступил психологический прорыв - те, у кого есть деньги, поняли, что в провинции договариваться легче, чем в Москве. Видимо, именно эту нишу - усиление экономической самостоятельности регионов - и постарается в дальнейшем занять Петербургский экономический форум. Во всяком случае тогда внимание к нему со стороны центральных СМИ будет зависеть не только от того, доехал ли до Петербурга премьер-министр или нет.
Петербургский форум, на мой взгляд, выполняет свою главную задачу - дает путевку в жизнь наиболее серьезным инвестиционным проектам, крупным экономическим идеям, представляющим идеологию XXI века. Замечу, что на первых двух форумах было представлено около 1350 инвестиционных проектов: региональных, общефедеральных, общегосударственных.
В прошлом году были заключены договоры, соглашения и протоколы о намерениях на общую сумму примерно в 2 млрд. долларов. Однако многие из них после 17 августа так и не были осуществлены. Поэтому на форуме-99 мы должны показать, что российская экономика не только не рухнула, но и "задышала".
Участие в готовящейся встрече подтвердили представители деловых кругов более 50 стран. Довольно широко и авторитетно будут делегированы Австрия, Аргентина, Германия, Египет, Италия, Кипр, Перу, США. Высказали намерение посетить в эти дни Петербург президенты Украины Леонид Кучма и Молдавии Петр Лучинский.
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Мишель Камдессю просил предоставить ему слово. Вместе с ним планирует приехать большая группа предпринимателей и банкиров, предполагается приезд и вице-президента Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хэкстера. С интересом ожидаются выступления представителей южно-африканской компании "Де Бирс".
Все рассматриваемые на форуме вопросы сгруппированы в пять тематических блоков - стратегия и пути экономического развития стран СНГ; сотрудничество в отраслях и сферах экономики; региональные и межрегиональные проблемы; проблемы социальной политики, науки, культуры, образования, здравоохранения и экологии; расчеты на инвестиции.
http://www.rg.ru/anons/arc_1999/0610/3.htm
Беседу вел
Валерий ГОРБАЧЕВ
10.06.1999