ЧЕРТОВА ДЮЖИНА ДЛЯ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
--------------------------------------------------------------------------------
На 13 вопросов читателей `ОГ` отвечает Егор Яковлев
Помечтаем... Егор Яковлев - Президент России! Ваши первые три указа?
- Первым же указом передал бы право их написания другим. И попросил бы Гришу Явлинского заняться двумя оставшимися: он давно их придумал.
Вы довольны собой, удовлетворены тем, что сделали за эти годы?
- Жизнь моего поколения была отдана попыткам улучшить строй, который мы, как и родителей, не выбирали. Но годы не прошли напрасно. Без стремления к улучшению не удалось бы его, в конце концов, разрушить.
Что в Вашей жизни не состоялось?
- Все, что обещали вожди мне и народу: догоним Айову, будем жить при коммунизме...
У Вашей газеты много друзей, именитых авторов. Но большинство из них принадлежит к уважаемому мной поколению шестидесятников. Новые поколения, особенно молодежь, Вам, Егор Владимирович, менее интересны?
- Прямо наоборот. Когда я рассказываю юным слушателям, как видел, скажем, Сталина на Мавзолее или как гнали пленных немцев по Москве, им начинает казаться, что они забрели на стойбище мамонтов... Признаться, и моя бабушка меня не слишком занимала. До сих пор жалею, что не записывал за ней, как напрашивался в ее дом на ужин Коровин и заглядывал к ним Шаляпин.
Как Вы думаете, с дальнейшим развитием информационных технологий надобность в газетах отпадет? Зачем губить лес на бумагу, когда можно будет в любую секунду узнать любую новость одним нажатием кнопки?
- Зачем заставлять актера каждый вечер повторять один и тот же монолог, когда можно снять все на пленку и крутить сколько вздумается? Споры о том, что кино похоронит театр, ничем не кончились. Теперь и не скажешь, кто благополучней существует: театр или кино. Люди делятся не только по половым признакам, одни любят читать, другие нажимать кнопки и смотреть.
Ваш круг чтения в 50-е, 60-е и далее, включая 2000 год?
- В те времена непременно читал `Новый мир`, `Октябрь` (как его антипод), `Иностранную литературу`, `Дружбу народов`. И в общем-то обходился без газет. Времена реформистской суетни свели чтение к газетам, от которых, по большей части, тошнит.
Свободны ли Вы воспринимать произведения искусства независимо от симпатий и антипатий к их авторам?
- Честно говоря, не очень. У меня был пес, который начинал остервенело лаять, когда слышал, что Анатолий Сафронов - Герой.
Если бы Вам предложили издать `Избранное`, что бы Вы в него включили?
- Все, что удастся написать после юбилея.
Есть ли для Вас в искусстве герои для подражания?
- Делать жизнь с кого-то - это строить ее по предложенной схеме. Не избежав очень многих грехов, от этого, слава Богу, свободен.
Егор Владимирович, не надоело ли Вам быть главным редактором `Общей газеты`?
- Еще как! Ну и что?
Кого из уволенных Вами за последние 10 лет журналистов Вам хотелось бы вернуть обратно?
- Кого хотелось бы, уже не вернешь. Лен Карпинский! Правда, увольнять я его не увольнял, а принимать на работу - приходилось.
Всю жизнь Вы прожили с одной женой. Скажите, как ей это удалось?
- Милая дама как-то, сев ко мне в автомобиль, чистосердечно воскликнула: `Хочу быть женой главного редактора `Общей газеты!` Я ей серьезно ответил: это очень трудно.
В 40 лет Вы носили густые черные волосы, зачесанные назад. Что Вас заставило изменить имидж?
- Не обижайте мою маму: она была уверена, что у нее сын шатен.
Общая газета 16.03.2000
http://nvolgatrade.ru/