21 июня 2000
6103

Эхо Москвы: Александр Феклистов

21 июня 2000 года В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" актер Александр Феклистов, исполнитель роли Бориса Годунова в новом спектакле Деклана Донеллана. Эфир ведут Ольга Северская и Марина Багдасарян. О. СЕВЕРСКАЯ - Здравствуйте, Александр. Мы собираемся поговорить о театре Донеллана и о спектакле, который первый раз появился на московской сцене 15 июня. До 25-го его будут играть на сцене МХАТа имени Горького. Завтра спектакля не будет, а сегодня спектакль есть, и попасть, видимо, можно. Александр поделился с нами тем, что первые спектакли шли при полупустом зале, то есть не так трудно попасть на этот спектакль, как казалось бы. Хотелось бы поговорить о том, что это такое, потому что премьере предшествовали два таких интересных высказывания. Во-первых, это то, что Донеллан поставил "Бориса Годунова" как некую сагу о власти, кто-то даже говорил, что сагу о нашем президенте. И второе - это то, что Донеллан сразу говорил, что он будет ставить комедию, а не трагедию. Что же получилось на самом деле? Как Вы себя чувствуете в пиджаке Бориса Годунова? А. ФЕКЛИСТОВ - Я чувствую себя прекрасно, поскольку Деклан оказался очень свободолюбивым человеком и внутри, и снаружи, человек с большим юмором, и он позволил нам ходить по очень многим тропинкам, которые он же сам нам и начертил. Поэтому мы еще не достигли пика своих ролей, мы еще только гуляем по пространствам своих персонажей, мы только намечаем какие-то точки. Поэтому очень интересно, и есть какие-то внутренние перспективы. Что касается саги, наверное, это такое хочется сказать, эпохальное произведение, (избитые слова), эпос, но если не брать труднодоступность русского, стилизованного Пушкиным же текста, то в живом исполнении, как мне кажется теперь, это гораздо легче смотрится, слушается, и это подтверждают зрители, мои друзья и т.д. О. СЕВЕРСКАЯ - Все-таки это комедия или трагедия? Может быть, трагикомедия? А. ФЕКЛИСТОВ - Трудно мне самому изнутри судить, честное слово. Я думаю, что там существует такая замечательная взвесь, и в самой пьесе, и то, что нам позволил Деклан, и то, что он позволяет каждый день, добавляет каждый день к нашим рисункам, что мы находим каждый день в каких-то строчках очень потрясающе глубокие вещи. Он умеет это откапывать, у него совершенно гениальный текстуальный разбор. О. СЕВЕРСКАЯ - Я зацеплюсь за то, что Вы сказали "каждый день мы находим что-то новое в строчках". Спектакль ведь ставился неимоверно быстро для российского театра, прошло меньше 2 месяцев до премьеры. Почему я зацепилась именно за это Ваше высказывание? Такое впечатление, что сейчас он еще продолжает ставиться, уже в процессе игры на сцене. А. ФЕКЛИСТОВ - Это просто стиль самого Донеллана. Во-первых, он никогда не ставил спектакли больше 1,5 месяцев, как он говорит. Во-вторых, мы ставили 1,5 месяца, но каждый день по 7-8 часов. То, что мы не имеем у себя в традиционных государственных театрах (мы репетируем с 11:00 до 15:00, вечером спектакли). Здесь мы постарались освободиться от многих вечерних "перфуменсов", как он это называет, и репетировали каждый день, полноценно погружаясь в эту работу. О. СЕВЕРСКАЯ - Марина Багдасарян уже видела результат этой работы, у нее масса вопросов. М. БАГДАСАРЯН - Гуляя по пространству, как Вы сказали, своих персонажей, тем не менее, мною в кулуарах театра были подслушаны реплики зрителей в отношении Вас. А. ФЕКЛИСТОВ - "Халтура"? М. БАГДАСАРЯН - Нет, я хотела сказать совсем не то. Зритель находит аллюзии и с ныне действующими политиками, называет конкретные фамилии, конкретные имена, и в то же время есть и такой зритель, который усматривает в Вашем Борисе Годунове отсылку к началу века. Даже, говорят, есть что-то от Ильича. Как находился этот образ, этот политический рисунок? Он принадлежит Донеллану, или это было оставлено на откуп персонажам? А. ФЕКЛИСТОВ - Работа строилась так. Мы что-то предлагали, что-то показывали. Он все время говорил: "Дайте мне посмотреть". Даже ничего не репетируя, только немножко разобрав текст, он уже просил нас что-то сыграть. Это было сначала немножко похоже на самодеятельность, а потом, как сказал Женька Миронов, "пироги вокруг ноги". Есть такое замечательное русское высказывание. Но потом, со временем, он все-таки приблизился к тому, о чем он говорил на первой репетиции. Казалось бы, он сначала сильно нас отпустил, но потом очень сильно приблизил. Что касается аллюзии моего персонажа по отношению к ныне действующим власть предержащим людям и к началу века, - наверное. Это такая воздушная ткань в нашем спектакле М. БАГДАСАРЯН - Вас радовали найденные точные метафоры, точные характеристики, или Вы бежали от них? Вам нужен был конкретный образ или обобщенный? А. ФЕКЛИСТОВ - Нет, совершенно конкретный образ у меня только внутренний, по характеру. В одном месте, может быть, я, шутя, позволил себе пройтись походкой Путина. Но это ничего не значит. Галстук у меня похож на ленинский галстук. Но это тоже ничего не значит, я мог выбрать совершенно иной. Это все чистые случайности. Но поскольку наша память сохранила за ныне действующее столетие неприглядные образы наших властителей, спектакль, с точки зрения царской, Бориса, довольно жесткий. И решение этого образа довольно жесткое. М. БАГДАСАРЯН - Кто все-таки главный персонаж? Вы или Гришка Отрепьев? По Пушкину-Донеллану? А. ФЕКЛИСТОВ - По Пушкину-Донеллану они равнозначные персонажи. Они оба избраны с помощью народа, и фактически оба самозванцы. Во всяком случае, по той традиции, которая существовала на тот период. Прервалась линия Рюриковичей, и избрали Годунова. Потом Годунов умер, и самозванца назвали царем. Так что это совершенно равнозначные персонажи. И пространство, мне кажется, отсюда так построено. Оно бифронтальное, с двух сторон - друг на друга глядящие зрители. Очень часто он сталкивает нас мизансценически. Но это все мои домыслы М. БАГДАСАРЯН - И лежите вы на сцене одинаково, и это пожатие А. ФЕКЛИСТОВ - Только он спит, а я умер. М. БАГДАСАРЯН - Да, только он спит, а Вы умерли. А может быть, он тоже умер? В принципе, он же умрет, ему суждено уйти. И это пожатие, которое в конце Правда, существует и другая точка зрения. Это точка зрения Шуйского, озвученная актером Авангардом Леонтьевым, который говорит: "Да что они, я главный персонаж, они только инструменты". Чувствуете ли Вы этого главного Шуйского? А. ФЕКЛИСТОВ - Абсолютно согласен. Я думаю, что Авангарду Леонтьеву так и надо играть, надо играть главного персонажа. А мне играть какого-то другого. Это и называется "зерно роли". О. СЕВЕРСКАЯ - Раз уж мы заговорили еще о персонажах, не могу не спросить вот о чем. Прочла сегодня рецензию Виктории Никифоровой в газете "Сегодня". Она меня просто провоцирует. Хочется спросить, действительно это правда или нет. Она пишет о том, что Годунов похож еще и на Гамлета, и на Клавдия. Ощущаете ли Вы какой-то гамлетовский вопрос в этом спектакле? Вы играли в "Гамлете". А. ФЕКЛИСТОВ - Пожалуй, что нет. Поскольку чувство вины, как мы решали с господином Донелланом, все-таки висит постоянно. Мне хочется быть царем, я не царь, я хочу быть царем. Он хочет быть властным, но не властный. Он хочет быть добрым, но не добрый. М. БАГДАСАРЯН - Отсюда этот физический рисунок роли? Отсюда эта чуть заискивающая улыбка, отсюда все это чуть-чуть как бы скособочившись? А. ФЕКЛИСТОВ - Да, это царь в первом поколении, что называется. М. БАГДАСАРЯН - Не истоков, ни традиций. А. ФЕКЛИСТОВ - Конечно. Он не сидел рядом со своим отцом у трона, не воспитывался в царской семье. Это настоящий провинциал, который дорвался до этого места. Есть круглое определение, что все, кто идет во власть, больные люди, так во всяком случае, говорят в народе. Если не больные, то во всяком случае, явно с какими-то отклонениями. Ну зачем заниматься всю жизнь организацией и самоорганизацией, когда можно просто жить, просто заниматься любимым делом? А это непонятно, что за дело. Я не понимаю этого. О. СЕВЕРСКАЯ - Спектакль идет сегодня, и потом, начиная с 23-го по 25-е на сцене МХАТа имени Горького. Вы можете попасть в театр, в котором сцена есть зеркало зрительного зала. В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был актер Александр Феклистов, исполнитель роли Бориса Годунова в новом спектакле Деклана Донеллана.

21 Июнь 2000
old.echo.msk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован