Передача : Интервью
Ведущие : Ашот Насибов
Гости : Михаил Бабич
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Михаил Бабич, заместитель председателя комитета ГД по обороне.
Эфир ведет - Ашот Насибов.
А. НАСИБОВ - Работает радиостанция "Эхо Москвы", Ашот Насибов у микрофона, я приветствую в студию Михаила Бабича, заместителя председателя комитета ГД по обороне. Михаил Викторович, здравствуйте.
М. БАБИЧ - Добрый день.
А. НАСИБОВ - Накануне был подписан приказ президента РФ, главнокомандующего, о призыве на военную службу, призыв начинается с 1 апреля, завтра. Одновременно по предложению министерства обороны правительство РФ одобрило и передало, направляет в ГД целый пакет документов о постепенном сокращении сроков прохождения воинской службы, воинской или военной, как правильно говорить?
М. БАБИЧ - Воинская служба по призыву.
А. НАСИБОВ - По призыву?
М. БАБИЧ - Да.
А. НАСИБОВ - И об отмене целого ряда отсрочек, отсрочек от призыва в армию. ГД уже получила эти документы, вам известно?
М. БАБИЧ - Еще ГД не получила, но буквально в ближайшие дни мы ждем получения официального внесения законопроекта в ГД от правительства РФ, и комитет в самые короткие сроки постарается рассмотреть для того, чтобы вынести законопроект для принятия его в первом чтении.
А. НАСИБОВ - Когда предполагается это самое первое чтение? Примерно, плюс-минус, какие сроки?
М. БАБИЧ - Я думаю, что это зависит от того, как будет расписан план законопроектной работы, но я думаю, что в течение двух недель он уже может быть готов для обсуждения на пленарном заседании палаты.
А. НАСИБОВ - Депутаты ГД, в частности, вы, как-то принимали участие в проработке этого законопроекта на предварительном этапе, в частности, когда он еще был в недрах министерства обороны, в правительстве?
М. БАБИЧ - Безусловно, у нас уже сложилась достаточно конструктивная форма работы с органами исполнительной власти, в частности, с министерством обороны. Поэтому все законопроекты, которые касаются оборонной тематики, мы прорабатываем параллельно, пытаемся на этапе так называемого нулевого чтения внести необходимые коррективы для того, чтобы закон был внесен в максимально подготовленном виде, снимал основные проблемы, которые могут потом возникать в ходе обсуждения среди коллег-депутатов. А особо значимые законопроекты, а данный законопроект, конечно, относится к категории особо значимых, мы с самого начала по поручению председателя комитета активно занимались этим вопросом, поэтому все детали и все нюансы нам хорошо понятны, в том числе, и проблемные моменты, которые могут быть.
А. НАСИБОВ - Говоря, прежде, чем мы перейдем, собственно, более подробно к разговору об этом законопроекте, я хотел бы спросить по поводу призыва в армию. Есть ли какие-то значительные отличия призыва, весеннего призыва этого года от призыва осеннего прошлого года, от весеннего призыва прошлого года? Есть ли какие-то дополнения, изменения серьезные?
М. БАБИЧ - Вы знаете, особых отличий не будет. Единственное, что количество призывного контингента будет несколько снижено по соотношению к обычной практике. Допустим, к количеству призывников, которые набирали в ходе осеннего призыва, это связано с тем, что порядка 40 тыс. призывников будут зарезервированы как бы для того, чтобы при переходе на новые сроки службы по призыву 1 января 2007 и 2008 гг. у нас не было резкого провала. И то количество призывников, которое мы не призовем сейчас в ходе весеннего и потом осеннего призыва 2006 года, чтобы мы могли их призвать в соответствующие сроки в 2007 и 2008 г. А все остальное останется по обычной форме, как это бывает каждые полгода.
А. НАСИБОВ - С 2008 г., напомню, срок службы в армии сокращается с двух до одного года. Такой промежуточный этап, 2007 год, там до полутора лет сокращается. Соответственно, теряется значительное количество призывников, который попадают в армию, я правильно понял?
М. БАБИЧ - Да, конечно.
А. НАСИБОВ - Сегодня было на ленте "Интерфакса АВМ" сообщение заместителя начальника российского Генштаба генерал-полковника Василия Смирнова, он сказал, что отмена 9 из 25 действующих ныне оснований для отсрочек от военной службы, увеличит число граждан, которых можно будет призывать на военную службу, почти на 100 тыс. человек. Является ли увеличение количества призывников основной целью отмены отсрочек или есть там какие-то еще цели?
М. БАБИЧ - Вы знаете, на самом деле, сокращение срока по призыву, срока службы по призыву - это не некое спонтанное явление, которое кому-то захотелось и начали сокращать срок службы по призыву. Иногда сейчас читаешь комментарии в СМИ, кто-то называет это пиар-кампанией, предвыборным этапом, но, на самом деле, это далеко не так, потому что этап военной реформы, в ходе которой мы сейчас продолжаем работу, он был запланирован еще в 2002 г. И он предполагает собой не только сокращение срока службы по призыву, отмену отсрочек, но он предполагает собой и завершение комплектования частей постоянной готовности по контрактному принципу. И вы знаете, что в 2007 г. в соответствии с федеральной целевой программой мы должны завершить комплектование частей постоянной готовности военнослужащими на контрактной основе. Соответственно, порядка 140 тыс. должностей солдат и сержантов будут замещены военнослужащими-контрактниками, тем самым количество призывного контингента, который нам необходим, уже снижается на это количество личного состава. Соответственно, те девять отсрочек, которые сейчас будут отменены после принятия соответствующего закона, также увеличат количество призывного контингента, которым мы должны восполнить ту потерю личного состава, которая произойдет в 2007 и 2008 г. за счет снижения срока службы по призыву. Т.е. это взаимосвязанные процессы, они между собой синхронизированы, поэтому есть основания полагать, что при определенной доработке и законопроекта, и затем нормативных актов правительства, которые будут приниматься в их исполнение, нам удастся избежать резкого провала, в том числе, при наборе военнослужащих по призыву для прохождения службы в вооруженных силах.
А. НАСИБОВ - По сведениям газеты "Коммерсантъ", она напечатала это сегодня, к 2008 г. около 240 тыс. солдат и сержантов будут переведены на контрактную службу, т.е. останутся в войсках. Т.е. получается, что люди, отслужив срочную службу, они остаются еще и на контрактную службу? Или они с самого начала подписывают контракт и остаются в войсках уже на достаточно долгий срок? Как это все будет выглядеть?
М. БАБИЧ - Вы знаете, когда мы начали перевод, прежде всего, частей постоянной готовности, хотя это касается и других воинских частей, на контрактный принцип комплектования, то этот подход, когда призывнику, который проходит воинскую службу по призыву, через 6 месяцев службы предлагается выбор, продолжать службу по призыву или заключить с министерством обороны контракт на три года, эта практика, она уже идет у нас третий год. Она себя начинает оправдывать, сейчас на этом этапе мы понимаем, что и призывники начинают с большим желанием и с большим пониманием заключать контракт, и, собственно говоря, министерство обороны видит те изъяны, которые сегодня существуют при прохождении контрактной службы, и начинает корректировать законодательство для того, чтобы появилось полное соответствие между тем, что предлагается в контракте призывников, и тем, что он получает на самом деле, приходя в воинскую часть.
А. НАСИБОВ - Об этом соответствии мы поговорим сразу после короткого выпуска новостей. Михаил Бабич, зам. пред. комитета ГД по обороне, в студии "Эха Москвы".
НОВОСТИ
А. НАСИБОВ - Работает радиостанция "Эхо Москвы", Михаил Бабич, зам. пред. комитета ГД по обороне, в студии, беседу ведет Ашот Насибов. Мы обсуждаем тему начинающегося завтра призыва на военную службу и сокращение числа отсрочек от военной службы, о чем было принято решение правительством, соответствующий законопроект должен поступить на днях в ГД. Вы сказали, что, я не прямо буду вас цитировать, но смысл я понял так, что есть некое несоответствие между тем, что обещали контрактникам при поступлении на воинскую службу, при подписании контракта, и тем, что они получают, уже придя в часть, в чем несоответствие, как это все выражается, как это собираются исправлять?
М. БАБИЧ - Вы знаете, мы, действительно, достаточно предметно изучаем то, каким образом осуществляется реформа, в частности, перевод частей постоянной готовности на контрактный принцип комплектования. И далеки от иллюзий, что у нас там сейчас все гладко и идеально. К сожалению, здесь есть, в целом, и вина правительства, и вина законодателей. В чем выражается несоответствие, прежде всего, конечно, в материально-техническом и социальном обеспечении военнослужащих, которые приходят для прохождения службы по контракту. Это касается проблем с обеспечением жильем, прежде всего, особенно это болезненная проблема для контрактников, которые имеют уже семьи, это, конечно, проблема денежного содержания, потому что то денежное содержание, которое сегодня предлагает правительство для контрактника, оно является минимально возможным для тех субъектов федерации, где они проходят службу, это уже сегодня статистически установлено.
А. НАСИБОВ - Сколько примерно там, сколько денег предлагают контрактнику, какой порядок?
М. БАБИЧ - Вы знаете, в среднем, от 5 до 9 тыс. руб., в зависимости от стажа службы, от воинской специальности, от особых условий прохождения службы, где-то в этих пределах колеблется заработная плата военнослужащего-контрактника.
А. НАСИБОВ - Это, в общем, не деньги для взрослого мужика.
М. БАБИЧ - Конечно, это не деньги для взрослого мужика, тем более, что мы должны понимать, что порядка, опять же, по социологическому исследованию, которое проводилось в войсках, порядка 60-70% этих средств военнослужащие вынуждены отправлять по месту своего постоянного жительства, т.е. поддержать чтобы свою семью, родителей, допустим, у кого-то есть уже жены, дети и т.д. Поэтому можно подсчитать, сколько остается у них средств на руках. При этом мы должны также понимать, что то, что гарантировалось как нормированный рабочий день, если это применительно для вооруженных сил, выполнение служебных обязанностей только в рамках тех задач, которые предусмотрены военной службой, программой боевой подготовки и т.д., т.е. нам не удалось до конца еще все эти проблемы решить. Зачастую, конечно, военнослужащие отвлекают на непрофильные, выполнение непрофильных задач, зачастую военнослужащие лишены возможности проводить свой досуг. Потому что там, где мы построили помещения так называемого кубрикового типа для их размещения, мы, к сожалению, не предусмотрели строительство спортивных залов, досуговых учреждений, каких-то точек общепита, где военнослужащий после окончания рабочего служебного дня может провести свой досуг и как-то продолжать дальше развиваться как личность. К сожалению, не заложены даже такие элементы инфраструктуры воинских частей, как парки боевой техники, столовые, бани, т.е. все то, что обеспечивает и сам процесс боевой подготовки, и процесс социального обеспечения военнослужащих. Сейчас проводятся расчеты, эти расчеты будут внесены в правительство для того, чтобы эту программу скорректировать, программу перехода на контрактный принцип комплектования, и выделить необходимое финансирование для того, чтобы, еще раз говорю, условия, заложенные в контракте, при принятии военнослужащего на службу, соответствовали тем реалиям, которые он получает в воинской части.
А. НАСИБОВ - У меня сразу вопрос, человек, который здоровый мужик, который не может заработать на гражданке 8-9 тыс. руб. в месяц, подписывает контракт с армией и идет в армию. Значит, получается, что в армию идут неудачники на контрактную службу, у меня сразу, я делаю вывод, люди, которые не могут заработать 8-9 тыс. на гражданской службе своими собственными руками, так или не так, скорее, опровергнете или подтвердите мою точку зрения?
М. БАБИЧ - Вы знаете, здесь нельзя и опровергнуть, и нельзя подтвердить. Истина, как обычно, она находится посередине, потому что, конечно, для Москвы, для Санкт-Петербурга, для областных центров, конечно, это уже не деньги, конечно, это минимально возможный заработок, который обычный, нормальный здоровый мужик может получить в течение 6-8-часового рабочего дня, не подвергая свою жизнь, свое здоровье угрозам и рискам, которые предполагает военная служба. Но, с другой стороны, конечно, есть еще у нас и регионы, особенно это сельская местность, где такой уровень заработной платы, он еще недосягаем для абсолютного большинства граждан. Но еще раз говорю, что нет задачи, чтобы наша армия оставалась рабоче-крестьянской, чтобы на контракт приходили люди из сельской местности, которые нигде, как вы правильно выразились, не могут заработать средства на существование. Поэтому вопрос денежного содержания, вопрос надбавок за особые условия службы и многие другие вопросы финансового, социального обеспечения, они сейчас очень плотно стоят на повестке дня и комитета по обороне ГД, и министерства по обороне. Мы эти проблемы не замалчиваем, мы говорим об этих проблемах и в правительстве, и докладывается об этом президенту, и есть высокая степень вероятности, что соответствующие решения будут приняты. Мало того, мы понимаем, что если эту задачу не решить, то шансов на качественную контрактную армию у нас остается все меньше.
А. НАСИБОВ - В конце 2002-го - начале 2003 гг. вы были премьер-министром Чечни. Вы тогда наверняка видели, как действуют контрактники и как действуют призывники, в чью бы пользу вы склонились, как бы вы, какую оценку бы вы дали и тем, и другим, по собственному личному опыту?
М. БАБИЧ - Вы знаете, тут немножко проблема глубже, потому что сам факт заключения контракта не делает военнослужащего профессионалов. И ведь мы же когда переходим на контрактную службу, какая основная цель преследуется, для того, чтобы получить профессионального военнослужащего, который досконально знает свою воинскую специальность, который имеет уже соответствующий жизненный и служебный опыт, который способен принимать необходимые решения в короткий промежуток времени, который предполагает.
А. НАСИБОВ - А зачем тогда заключать договор с непрофессионалом, получается, задается вопрос.
М. БАБИЧ - Мы, вопрос ставится иначе, это не совсем верная постановка, контракт заключается либо с военнослужащими, прослужившими не менее 6 месяцев, как правило, в учебном подразделении, т.е. они уже получили начальное представление о воинской специальности, а кто-то уже и выполнил какую-то квалификацию в своей воинской профессии. Либо, к чему мы, собственно говоря, стремимся, мы призываем военнослужащих, которые уже отслужили установленный законом срок по призыву, вернулись в гражданскую жизнь, посмотрели, оценили свои возможности, свои перспективы, и для себя приняли решение о возможности продолжения службы в вооруженных силах на контрактной основе. И сейчас как раз задача, которую ставит генеральный штаб, которая, в общем-то, предполагается самой сутью контрактной службы, делать упор именно на этих военнослужащих.
А. НАСИБОВ - На вторую?
М. БАБИЧ - На вторую категорию, да, тех, кто уже отслужили установленные законом сроки службы по призыву, вернулись на гражданку, соответственно, приняли решение по тем или иным основаниям, хотя, еще раз говорю, что мы понимаем, что основания неудачника или человека, который не состоялся где-то в гражданской жизни, это не лучшие основания для службы. Но вы знаете, что сейчас начинают идти молодые люди, которые, действительно, закончили службу по призыву, вернулись на гражданку, и они возвращаются в вооруженные силы совсем по другим мотивам. Они имеют возможность сопоставить и свои перспективы жизненные, и, собственно говоря, сам служебный интерес, и желание развиваться в профессии, потом, вы знаете, что мы внесли соответствующие коррективы в законодательство и дали возможность сейчас военнослужащим, которые проходят воинскую службу по контракту, параллельно получать высшее образование на бесплатной основе. И этот фактор существенно поднял планку того контингента, который сегодня старается, не старается, а который предполагает заключать контракт с министерством обороны. И задача сейчас ставится уже не набора военнослужащих по контракту, а отбора, мы намерены создать такие условия при прохождении службы по контракту, когда они будут, когда военнослужащие будут выбираться на конкурсной основе.
А. НАСИБОВ - Уже есть такие предпосылки? Уже количество желающих превышает необходимое?
М. БАБИЧ - Нет, безусловно, конечно, мы еще к этому не подошли по тем причинам, о которых сегодня уже говорили, и заработная плата, и обеспечение жильем, и другие социальные моменты. Но то, что сегодня перед командирами, которые отвечают за набор контрактников, стоит задача не набора, а именно отбора, конкурсного отбора военнослужащих. Мало того, сейчас министр обороны еще более жестко сформулировал подход к этому вопросу, совершенно справедливо, он выглядит следующим образом. Если воинская часть сегодня не готова к приему контрактников по вопросам, допустим, социального обеспечения, по вопросам жилищного обеспечения, то набор контрактников не производится, даже несмотря, что ранее эти сроки были установлены. Т.е. сейчас все поставлено в основу такого подхода, что сначала должны быть подготовлены условия для приема военнослужащих, потом военнослужащие приходят для того, чтобы проходить службу в соответствии с заключенным контрактом.
А. НАСИБОВ - Вы сказали, что, если возвращаться к нашему разговору, первая половина контрактников - это те, кто закончили первые 6 месяцев службы по призыву.
М. БАБИЧ - От 6 и более.
А. НАСИБОВ - От 6 и более?
М. БАБИЧ - И через 6 месяцев, и через 12, и на любом этапе службы по призыву.
А. НАСИБОВ - Не получится ли так, что будут принуждать этих ребят, закончивших первые 6 месяцев и более, подписать контракт каким-то, принуждать именно какими-то незаконными действиями?
М. БАБИЧ - Вы знаете, мне сложно себе представить, наверняка, конечно, какие-то единичные факты есть, и по ним надо разбираться, но мне сложно себе представить, как можно человека в современных правовых условиях заставить подписать контракт на прохождение контрактной службы. Тем более в тех условиях, когда министерство обороны сейчас и еще достаточно долгое время не может полностью выполнить свои обязательства перед военнослужащими. Я думаю, что это, я говорю еще раз, если случаи такие будут, то они будут единичными. На самом деле, конечно, это все делается на добровольной основе, кстати, одна из новаций законодательства того законопроекта, который будет внесен в ГД в ближайшее время, заключается в том, что военнослужащий, заключивший контракт, будет нести материальную ответственность перед министерством обороны за те средства, которые были потрачены на его обучение воинской специальности.
А. НАСИБОВ - Т.е. он должен будет в случае разрыва контракта возместить?
М. БАБИЧ - Да, это касается и военнослужащих по контракту, это касается и выпускников высших военных учебных заведений, т.е. молодых офицеров, которые после окончания военного училища приходят в войска и потом пишут рапорта по тем или иным основаниям, соответственно, увольняются из вооруженных сил. Тогда, в соответствии с законом, к ним будет применяться возможность взыскать те средства, которые были потрачены на их обучение. Но, естественно, мы должны понимать, что министерство обороны тоже будет иметь четкие обязательства перед военнослужащим, за которые также будет отвечать, в том числе, в судебном порядке.
А. НАСИБОВ - О суммах какого порядка может идти речь, сколько тратится, если это не государственная тайна, не военная тайна, на подготовку офицера, предположим, в военном училище?
М. БАБИЧ - Вы знаете, цифры разные, в зависимости.
А. НАСИБОВ - Я понимаю, летчик намного больше.
М. БАБИЧ - Да, в зависимости от профиля обучения, в зависимости от воинской специальности, от срока обучения и т.д. Но это значительные цифры, которые зачастую измеряются десятками тысяч долларов. Поэтому нужно понимать, что, как, еще раз говорю, государство должно нести полную ответственность перед военнослужащим за выполнение тех обязательств, которые берет на себя, так и военнослужащий должен понимать, особенно будущий офицер, что, поступая в военное училище, он несет ответственность перед государством за те средства, которые были в него вложены. Это справедливо.
А. НАСИБОВ - Мой последний вопрос, вчера прозвучало предложение одного из руководителей Чечни нынешних вывести все федеральные вооруженные силы из Чечни за исключением пограничников, по периметру обеспечивающих охрану государственных границ. Ваше мнение, насколько это стоит делать в нынешних условиях, можно это уже делать?
М. БАБИЧ - Вы знаете, это не первое предложение, это часть давно спланированной и реализуемой кампании в отношении и федеральных войск, которые дислоцируются на территории Чеченской республики, и органов исполнительной власти федеральной, которые там имеют свои территориальные подразделения. Я считаю, что это недопустимо, что задачи, которые стоят сегодня перед вооруженными силами, перед внутренними войсками, перед ФСБ, которые выполняют свои задачи на территории Чеченской республики, они далеко не решены. Мало того, вывод наших частей и подразделений, он повлечет за собой как и потерю управляемости в контртеррористической операции со стороны федерального центра, так и к негативным последствиям с точки зрения усиления боевиков и их возможности влиять на те процессы, которые сегодня происходят в Чеченской республике.
А. НАСИБОВ - Михаил Бабич, зам. пред. комитета ГД по обороне, гость нашей студии "Эха Москвы" был, благодарю вас за беседу. Беседу вел Ашот Насибов.
31.03.2006
http://echo.msk.ru/programs/beseda/42666.phtml