Передача : Интервью
Ведущие : Ирина Цвей
Гости : Григорий Антюфеев
В гостях: Григорий Валентинович Антюфеев - председатель Комитета по туризму города Москвы
Ведущий: Ирина Цвей
И.ЦВЕЙ - Добрый день, мы, правда, приближаемся уже к вечеру, но еще день. У микрофона Ирина Цвей, как я уже сказала, я замещаю Сергея Бунтмана, он в командировке. Ну что же, мне в студии здесь все равно очень хорошо, хотя Сережа находится в далекой стране, ему тоже, наверное, там хорошо. У меня здесь замечательный гость, это Григорий Валентинович Антюфеев - председатель Комитета по туризму города Москвы. Добрый день, Григорий Валентинович.
Г.АНТЮФЕЕВ - Добрый день.
И.ЦВЕЙ - Я сегодня хотела бы поговорить о туризме в Москве. Мы только что разговаривали с Центральным агентством путешествий в прошлом часе о туризме и в России и за рубежом. Но, мы как-то не затрагивали такую тему, как туризм в Москве и вообще, все, что с этим связано. Хотя, я знаю, что вы занимаетесь не только вопросами туризма в Москве, но и России. Вот вопрос. Сразу после того, как прошла наша программа "Угадайка", мы задали вопрос нашим радиослушателям, идет много ответов на пейджер. Напоминаю 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Скажите, а сейчас в Москве возможно ли было бы проведение Чемпионата Европы по футболу? Такой неожиданный вопрос.
Г.АНТЮФЕЕВ - Вы знаете, я думаю, что конечно возможно. Хотя, вдруг, за сегодня, наверное, подготовиться нельзя. Но, за разумное время - год-два, вполне можно подготовиться. Дело в том, что в Москве достаточно всего много есть, и спортивные сооружения, и гостиницы. Хотя, те темпы развития, которые сегодня есть в Москве, темпы развития экономики, темпы развития туризма, в том числе, туризм - это одна из составных частей экономики. Они указывают на то, что нам нужно много всего еще сделать. И гостиниц нужно еще построить так штучек 30-40 хотя бы.
И.ЦВЕЙ - А какого уровня гостиницы?
Г.АНТЮФЕЕВ - ну, разных.
И.ЦВЕЙ - Хорошие гостиницы, они на слуху и на виду. А вот таких 2* - 3* как-то не очень.
Г.АНТЮФЕЕВ - Это не так. В городе нужно построить и 5* и 2*-3*. В городе ежегодно вводятся и те и другие гостиницы, в прошлом году штук 8 новых гостиниц вошло в строй. Понимаете, дело в том, что в городе Москве есть программа развития туризма до 2010 года. Такой хороший толстый документ, утвержденный постановлением Правительства Москвы. И там нету слов "углубить, расширить, добиться и повысить". Там конкретика, год, цифры, что нужно сделать, чтобы было то-то и то-то. Так вот, в прошлом 2003 году в Москве побывало 2 млн. 488 тыс. иностранных туристов. Подчеркиваю, только иностранных туристов. Вместе с россиянами их было больше. А до 2010 года их должно стать 5 млн. Очевидно, что при увеличении въездного потока, нужно увеличивать и инфраструктуру. Нужно увеличивать гостиницы и так далее. А так как увеличение идет по всем категориям, то нужно строить и 3* гостиницы и 5* гостиницы.
И.ЦВЕЙ - Это все-таки для зарубежных гостей, скажем так, гостиницы, или для россиян, которые к нам приезжают в Москву большим потоком, чем зарубежные. Вы знаете, мы все больше интегрируемся в мировое сообщество по всем направлениям. Вот, скажем, в Париже, когда возникают новые гостиницы, никто себе вопроса не задает, это для иностранных туристов, а это для французов. Это просто гостиницы для гостей города. Вот так должно быть и у нас. Нам не нужно делить на наших - ваших. Нам нужно повышать уровень жизни в стране, развивать экономику. Делать так, чтобы человек, живущий во Владивостоке или на Камчатке, мог каждый первый на свою зарплату побывать в Москве. Потому что, согласитесь, ненормально, когда, скажем, люди рождаются и умирают, прожив в своей стране, не увидев Москву. Ну, просто, денег нет. Им проще побывать в Японии, не побывав в Москве. Или, скажем, жителям Калининградской области проще побывать в Польше, чем в Москве.
И.ЦВЕЙ - Ну, мы тогда касаемся такой темы - это повышения уровня жизни, это от туризма не зависит, с одной стороны.
Г.АНТЮФЕЕВ - Уровень жизни напрямую зависит от развития туризма. До такой степени напрямую, вот я попробую вам рассказать очень коротко. Целые государства живут от туризма. И живут хорошо. Вот, скажем, на Кипре нефти нет, газа нет, урановой руды, высоких технологий, никто в космос не летает.
И.ЦВЕЙ - Там есть море.
Г.АНТЮФЕЕВ - Так и у нас есть и море, и горы, и леса. У нас есть Байкал. Бесконечное количество всего у нас есть. Поэтому, деньги, которые бы могла получать экономика России от туризма, они могли бы существенным образом повысить уровень жизни в стране. Существенно, понимаете, кратно повысить уровень жизни. И это на самом деле очевидно для тех, кто занимается профессионально этими вопросами. Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков объявил туризм приоритетным направлением в развитии экономики города Москвы. Мы заказали 2 года назад в НИИ Статистики Госкомстата РФ научную разработку. Сколько денег получает бюджет города Москвы от туризма. Вы знаете, расчеты уважаемого органа НИИ Статистики Госкомстата РФ показали, что города получает до 15% доходов от туризма. Ну, наверное, нельзя сразу с этой цифрой согласиться, мы в Департаменте экономики города Москвы поспорили, доказывали друг другу. На цифре 7% сошлись. А теперь посмотрите, бюджет Москвы почти 400 млрд. рублей. Вот, текущего года. Если 7% дает туризма, то это 28 млрд. рублей. Это миллиард долларов США в год. Это только в городе Москве, только в городской бюджет.
И.ЦВЕЙ - Я хотела бы уточнить, это приток зарубежных туристов или вообще?
Г.АНТЮФЕЕВ - Это вообще туристов, и зарубежных, и россиян. Ну, зарубежные дают больше, потому что это выше стоимость, это понятно. Так вот, это только в бюджет. А ведь деньги попадают еще и федеральный бюджет. И не все деньги, которые зарабатывают субъекты туристической индустрии, попадают в бюджет. Правда, ведь, если прибыль гостиницы 100%, она же не 10% бюджету дает, что-то остается и ей. Таким образом, огромные деньги попадают в экономику. Если уделять серьезное внимание вопросам развития туризма, то доходы от туризма в бюджеты всех уровней можно кратно повысить. Причем, сделать это можно не в каком-то там далеком светлом будущем, как в том стихотворении: "Жаль, только жить в это время прекрасное, уж не придется ни мне, ни тебе". Да нет. Это можно сделать в ближайшие годы. 2-3 года. Абсолютно реально. В конце августа планируется проведение президиума Госсовета, на котором планируется рассмотреть вопрос о развитии курортов, здравниц, туризма. Мне представляется вполне справедливым посвятить заседание Госсовета этому вопросу. Потому что с помощью туризма можно за ближайшие годы не в 2 раза ВВП повысить в конкретно взятой индустрии конкретно взятой отрасли, а больше, чем в 2 раза. Поэтому, туризму все больше уделяется внимания в правительстве Москвы. Я являюсь председателем Всероссийского координационного совета по туризму, который мы называем "Регионы России Московское соглашение". Туда входит несколько десятков субъектов РФ, и я вижу постоянно в своей работе, что в субъектах РФ уделяется все большее внимание развитию туризма. Даже не очень богатые таким своим бюджетом республики, области РФ, начинают все больше уделять времени вопросам развития туризма.
И.ЦВЕЙ - Вот, кстати, о вопросах денег. Поскольку, я так понимаю, все говорят, что все больше и больше уделяется внимания туризму в России, в Москве, как насчет денег. Для того, чтобы повысить уровень гостиниц, каких-то условий, экскурсий, ну, я не знаю, все, что входит в понятие "туризм", нужен определенный бюджет. И мы не сможем, наверное, повысить уровень туризма и приток гостей, как российских, так и зарубежных, если не будут вложены определенные средства.
Г.АНТЮФЕЕВ - Вы абсолютно правы. Средства выделяются, и выделяются заметные, значительные средства на развитие туризма. Только бюджет не должен выделять деньги на развитие сервиса в гостиницах, бюджет не должен выделять деньги на строительство гостиниц. Бюджет должен обеспечивать несколько основных задач. Первое - это пропаганда. Вы посмотрите, если проехать по садовому кольцу города Москвы - столицы нашей родины. То есть, Садовое кольцо оклеено биллбордами 3 на 6 метров "Отдыхайте в Тунисе", "Отдыхайте в Турции".
И.ЦВЕЙ - Ну, согласна, что у нас нет "Отдыхайте на Волге" и так далее, нету этого.
Г.АНТЮФЕЕВ - И не только этого. В Париже и в Лондоне есть биллборды "Отдыхайте в Москве", "Отдыхайте в России"?
И.ЦВЕЙ - Нет.
Г.АНТЮФЕЕВ - Вот в этом проблемка, да? То есть, необходима такая серьезная работа системная по продвижению положительного имиджа страны за ее пределами. Это первое. И на это нужно тратить из бюджета большие деньги. Что и делают все страны мира. Не сговариваясь. Второе-государство, власть, должны обеспечить развитие инфраструктуры туризма, создание условий для развития инфраструктуры туризма. Нужно сделать так, чтобы инвесторам было выгодно построить гостиницы в России. Нужно предоставить им необходимую информацию для ведения своего бизнеса, необходимо предоставить им земельный участок, подходящий для строительства гостиницы, ну и так далее. А уже инвесторы частные деньги должны вкладывать в развитие индустрии - гостиниц, транспорта, аэропортов и прочее. Поэтому, на те цели, которые положено выделять бюджету, Правительство Москвы выделяет значительные средства для развития туризма. И каждый доллар, вложенный в туризм, он возвращается 30-50 и более долларами отдачи. Это не мои выдумки, это данные Всемирной Туристской организации. Поэтому, вообще, туризм относится к компетенции субъектов РФ по Конституции РФ. Но, есть, безусловно, общегосударственные задачи, общегосударственные цели. Вот сейчас после реформы Правительства РФ, функции туризма переданы Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму, теперь так называется. И там пришли новые люди, пришли те профессионалы, которые заинтересованы в том, чтобы развивать въездной и внутренний туризм. Это очень важно, понимаете? Внутренний туризм позволяет людям лучше отдыхать в своей стране, лучше узнавать свою страну, больше ее любить начинать, да? И плюс к этому, деньги остаются в стране. Ведь ни для кого не секрет, что на деньги из России построены все шикарные отели в Турции, в Египте, в Испании, на Кипре и так далее. Это на деньги тех самых наших туристов, миллионы людей, год за годом отвозят туда тысячи долларов. Так вот надо все-таки, завернуть эти потоки на себя. В США больше 80% всех туристов-американцев путешествуют по своей стране, по США. Это нормально. В Америке есть Аляска, в Америке есть Флорида. А что, в России нечего посмотреть? Вот я только что вернулся из Якутска, из республики Саха. Ну, вы знаете, я много поездил, много повидал, в жизни посчастливилось. Но, удивительные совершенно красоты. Река Лена полноводная шириной в некоторых местах 8-10 километров, бесконечные просторы, совершенно чистейшая экология. Один мой сослуживец, фамилию в эфире называть не буду, сунул в таком тихом затончике палец в реку. Щука укусила, клянусь, бинтовали палец.
И.ЦВЕЙ - Большая была щука, не заметили?
Г.АНТЮФЕЕВ - Средняя была щука, я не рыбак. Поэтому, красивейшие места. Все это стоит посмотреть. Инфраструктура начинает появляться. Ну, я вспоминаю Краснодарский край, где вопросам туризма начинает уделяться большое внимание, и в последние годы появились и частные такие семейные отельчики и так далее. Ресторанчики. То есть, уже инфраструктура хорошая развивается хорошая, есть, где выбрать.
И.ЦВЕЙ - Но, к этому отношения государство не имеет. Это строится на частные капиталы и развивается частным образом.
Г.АНТЮФЕЕВ - конечно, конечно. Задача государства убедить и москвичей и россиян воспользоваться всем этим у себя в стране. Создать условия для того, чтобы всем захотелось поехать не в Турцию, а в Сочи. Для того, чтобы захотелось поехать не в Венгрию, а на Байкал.
И.ЦВЕЙ - А, тогда, Григорий Валентинович, скажите, пожалуйста, это хорошо, если в Париже появятся, например, большой щит 3 на 6, где будет написано "Москва - лучший города Европы", но почему в Москве нет ни одного щита "Поезжайте в Якутск"?
Г.АНТЮФЕЕВ - Вот это уже задача, видимо, якутских властей.
И.ЦВЕЙ - А почему не московских? Почему, я хотела бы поднять такой вопрос, собственно говоря, разве вы не заинтересованы в том, чтобы москвичи ехали в Якутск, а жители Якутска ехали в Москву?
Г.АНТЮФЕЕВ - Мы заинтересованы в том, чтобы москвичи ехали в Якутск не как чиновники московского Правительства, а как граждане своей страны, как патриоты своей страны.
И.ЦВЕЙ - А разве это не одно и то же?
Г.АНТЮФЕЕВ - Вы знаете, ну, есть просто служебные обязанности. Вот мои служебные обязанности предполагают исполнение мной определенного набора функций, которые описаны в нормативных документах, в формальных бумагах. В соответствии с этими документами, я должен заниматься туризмом в городе Москве, а не в городе Якутске. А в городе Якутске есть Министерство по делам предпринимательства, занятости и туризма.
И.ЦВЕЙ - Но вы же с ними сотрудничаете?
Г.АНТЮФЕЕВ - Безусловно, мы сотрудничаем, помогаем друг другу, мы обмениваемся опытом. Мало того, в силу тех возможностей, которые у нас есть, мы помогаем им. Вот мы бесплатно предоставляем им место на выставке ITF в Москве, которую проводим. Выставка въездного и внутреннего туризма. И не только якутским коллегам. Мы помогаем всем субъектам РФ. В Москве создан туристско-информационный центр. Это большой центр с колл-центром, с полиграфией. На нем мы провели большую рекламную компанию в международной Интернет-сети, и сегодня есть около тысячи Интернет-посещений в сутки. Это хорошее, так сказать, место, площадка информационная. Мы бесплатно размещаем информацию о субъектах РФ, об их туристских потенциалах. На нашем информационном сайте.
И.ЦВЕЙ - А вы не скажете адрес сайта?
Г.АНТЮФЕЕВ - Конечно, скажу. www.moscow-city.ru. И надо вообще, добиться того, это вопрос времени и усилий, чтобы вот такая площадка стала доступна каждому желающему и на ней было максимально возможное количество информации обо всей стране. Тогда человек не размышлял над тем, ну, куда там поедешь, все в стране еще не готовы, вот, поеду в Анталию, щиты призывают к этому. Вот, смотрите, турки выпускают в Москве журнал на русском языке, "Компас" называется, который агитирует за то, чтобы отдыхать в Турции.
И.ЦВЕЙ - Ну, по-моему, в Москве можно на каждом углу и в книжном магазине найти справочники по любым странам, куда можно поехать. По любым. Я не говорю о том, что нет таких справочников по Москве, они есть, безусловно. Только я не понимаю, почему они лежат в Москве, а не в городах Росси. Хотя, они, наверное, тоже там есть. И не в других странах.
Г.АНТЮФЕЕВ - Вот сейчас вы абсолютно правы. Сейчас мы все больше начинаем добиваться результатов. Было время, когда была некая подготовительная работа. Сейчас появляется время результатов. Сейчас появляется возможность больше информации получить о России, и инфраструктура России развивается, и реклама растет предложений по России. Последние года 2 растет внутренний туризм, это очень отрадно. То есть, люди начинают отдыхать в своей стране, это хорошо. Вот, посмотрите, на майские праздники в чешском консульстве образовалась гигантская очередь, люди не успели получить визы, они сорвали себе отдых, не отдохнули.
И.ЦВЕЙ - Ну, по-моему, такие ситуации со многими странами происходят.
Г.АНТЮФЕЕВ - Ну, периодически возникают, вы правы. А дальше, атипичная пневмония, а дальше война в Ираке и в Турции на побережье взрывы, а дальше одно, а дальше другое. Зачем создавать себе сложности, зачем себе усложнять жизнь, когда можно отдохнуть в своей стране.
И.ЦВЕЙ - Ну, все-таки, неоспорим тот факт, что некоторые страны, которые активно развивают туризм, сейчас посвящают этому столько времени и столько, скажем, денег, что, конечно, предпочтительнее ездить на комфортабельные условия, коли человек скопил эти деньги. Но мы вернемся к этому вопросу после новостей.
НОВОСТИ
И.ЦВЕЙ - Добрый день, у микрофона Ирина Цвей, я напоминаю, что у нас в гостях Григорий Валентинович Антюфеев - председатель комитета по туризму Правительства Москвы. Еще раз добрый день, Григорий Валентинович. Дело в том, что некоторые радиослушатели могли только сейчас к нам присоединиться. Мы говорим о туризме в России. Я бы хотела более подробно сейчас остановиться насчет Москвы. Но, пришло сообщение на пейджер, кстати, напоминаю, наш пейджер 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Присылайте, пожалуйста, свои вопросы нашему гостю. Сообщение такое: "Когда мы едем отдыхать, мы хотим не только красоты, но комфорта и отличного питания. Многие знакомы с тем, что вернувшись из путешествия по стране, люди говорят об одном и том же - за те деньги, что с нас содрали, лучше отдыхать за границей", Ирина. Как вы это прокомментируете.
Г.АНТЮФЕЕВ - Я прокомментирую это с удовольствием. Количество людей, которые недовольны отдыхом за границей, которые пишут жалобы, которые судятся в судах, исчисляется тысячами.
И.ЦВЕЙ - Но, это же много.
Г.АНТЮФЕЕВ - Это много, только в Москве, я не говорю за всю Россию, я говорю только о Москве. Поэтому, количество людей, которые приехали, их поселили в плохую гостиницу за границей, плохо кормили, исчисляется тысячами. Поэтому, насчет того, что там все хорошо, а здесь все плохо, это, мягко говоря, сильное преувеличение. Что касается у нас в стране, есть, безусловно, места, где еще сервис оставляет желать лучшего, но уже огромное количество мест, где можно отдыхать не хуже, чем за границей, а даже лучше.
И.ЦВЕЙ - Ну, назовите такие места.
Г.АНТЮФЕЕВ - Вот, вы знаете, я попробую заняться рекламой регионов. Я был на Соловках - Соловецкий архипелаг в Белом море. Красивейшее место с древнейшей историей, 6 веков монастырю, удивительная природа, экология. Там сделан прекрасный сервис, построили специально такие домики из оцилиндрованного бруса, кормят супом из белых грибов, пирогами с брусникой. Вы знаете, восхитительное место. Поток финнов, шведов, норвежцев, отдыхающих на Соловках, рос до тех пор, пока соловецкие власти вынуждены были ограничить его искусственно для того, чтобы не превышать антропогенную нагрузку на архипелаг. Туда сегодня попасть не так уж запросто можно. Вот, например.
И.ЦВЕЙ - Ну, если вы говорите, что туда попасть не просто финнам, то как же нашим попасть туда?
Г.АНТЮФЕЕВ - Нашим так же непросто, как и финнам. Одинаково.
И.ЦВЕЙ - Это я и имею ввиду, значит, это не такое активное место отдыха?
Г.АНТЮФЕЕВ - Это не единственное место в нашей стране, где хороший сервис. Таких мест довольно много, понимаете. Поэтому, я и говорю, что проблема в отсутствии информации, потому что люди считают, что отдохнуть хорошо у нас в стране сложно. Это не так. Поэтому, вопрос в том, что нужно заниматься, но, это к сожалению, пока конечному потребителю приходится прилагать какое-то количество усилий для того, чтобы понять, где и как можно отдохнуть. Москва строит гостиницы, например, на Золотом Кольце РФ - Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Углич, Переславль-Залесский. Есть туристическая компания, которая обслуживает, наиболее активный оператор на рынке Золотого Кольца, которая предоставляет шикарные услуги. И размещение прекрасное в маленьких уютных гостиничках, и прекрасное питание, настоящая русская кухня, вкусная.
И.ЦВЕЙ - Григорий Валентинович, назовите, пожалуйста, эти компании, я не пугаюсь рекламы.
Г.АНТЮФЕЕВ - "Владинвесттур" называется компания, которая обслуживает туристов на Золотом Кольце РФ. Я могу просто по каждому субъекту Федерации говорить. В Калининграде хорошо поставлено дело. Ну, и в ряде других областей, понимаете. В Пензе, например, замечательно организован отдых. Нужно только добраться до этих мест, выяснить, кто этим занимается, и вы отдохнете за гораздо меньшую сумму, гораздо лучше.
И.ЦВЕЙ - Ну, хорошо. И все-таки, давайте вернемся к Москве. А что Москва может сегодня предложить, какие программы. Ну, я не говорю, не хотелось бы, так сказать, суживать тему туров, ну я не знаю, назовем это программами. Что может Москва предложить?
Г.АНТЮФЕЕВ - Я готов ответить. Первое - буквально несколько слов о том, что в Москве многое довольно сделано. Вот, если говорить об иностранных туристах, то в Москве сделана система ориентирования в городе. Прямо здесь на Новом Арбате, можно выйти и увидеть названия улиц, станций метро на русском и английском языке. Путеводители. То есть, сделано так, чтобы людям было комфортно. Это иностранцам. Россиянам в Москве не требуется перевод, мы все говорим на русском языке в нашей стране, и программ в Москве бесконечно большое количество по интересам. Есть люди, которые интересуются культурой, есть люди, которые интересуются спортом, ну и так далее. Вот, на прошлой неделе, мэр Москва, Юрий Михайлович Лужков, подписал постановление о программе "Венок русских усадеб", которую будет реализовывать Комитет по туризму города Москвы. Эта программа предполагает значительное инвестирование средств из бюджета на реконструкцию, на восстановление всех усадеб в городе Москве. На создание ретро-поезда для туристов, который будет курсировать по Николаевской железной дороге внутри города Москвы. На создание низкопольных специальных туристских автобусов, с низкими стеклянными потолками и так далее.
И.ЦВЕЙ - Красиво
Г.АНТЮФЕЕВ - Да. Вот в этих усадьбах, помимо их реконструкции, будут построены необходимые инфраструктуры, блок-сервисы такие, центы, где можно фотопленку проявить или купить, где можно литературу какую-то купить, ну и так далее. Будут созданы специальные шоу-программы, исторические костюмы, с тем, чтобы вернуть дух той эпохи в русские усадьбы. Вот такой новый туристический продукт, который можно посмотреть, и который не увидишь ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке. Но, только в Москве, потому что русские усадьбы находятся только в Москве и в Российской Федерации. Мало того, вот то, что мы делаем, это такой некий путь, который мы проходим впервые. А вслед за нами по такой "протоптанной дорожке" двигаются и субъекты РФ. Они используют наш опыт и тоже собираются реконструировать те усадьбы, которые в тех или иных областях расположены, создавать что-то в будущем. И быть может, мы еще начнем замыкать в единые маршруты Москву и другие области, предлагая тем самым более широкие программы для желающих. Поэтому, на самом деле, делается много. Проблема, может быть, в недостатке информации. Я вам, конечно, очень благодарен, за то, что мы с вами делаем хорошее дело информирования людей о том, что происходит.
И.ЦВЕЙ - Ну, потому что у меня создалось такое впечатление, что такой вакуум вокруг Москвы. Именно о туризме в Москве. Вот, мне звонят, например, друзья из других городов. Из-за границы когда звонят, мне понятно, что им нужно показать, люди, которые уехали много лет назад. Я как-то уже в курсе, я коренная москвичка, и я это все уже знаю. Но, когда мне звонят из регионов и говорят, мы с ребенком собираемся приехать в Москву, а что посмотреть, а куда пойти? А вообще, что такое Москва и как в ней не заблудиться, и где остановиться? Я на эти вопросы ответа не могу найти. Вот, вы уже сказали, может быть, стоит повторить, на какой сайт нужно зайти в Интернет, чтобы посмотреть. Может быть, я не знаю, куда-то обратиться, в какую-то компанию, в какую-то фирму, бог с ней, пускай это коммерческая фирма. Если вы сейчас назовете, ничего страшного.
Г.АНТЮФЕЕВ - Я назову, смотрите, в Москве есть Ассоциация гидов-переводчиков. Это существующая и, слава богу, выжившая со времен советских довольно крупная структура, которая занимается организацией экскурсий по городу Москве. Люди высоко профессиональные, знают все, и рассказывают так, что вот, я несколько раз с гостями столицы был слушателем их рассказа о Москве. Вы знаете, просто забываешь обо всем, настолько интересно рассказывают. Поэтому, обратившись в Ассоциацию гидов и переводчиков, тем, кому интересно. Причем, они предлагают самые разные программы, от Алмазного фонда Кремля, до каких-то окраин города Москвы. То есть, кому что интересно, они расскажут все, на любую тему. Поэтому, это вот, если интересно узнать, что происходит в городе Москве. А что касается, где остановиться, ну, есть перечень гостиниц, их в Москве больше 150-160-ти. Поэтому, тут все зависит от кошелька, кто-то может себе позволить остановиться в одной гостинице, кто-то в другой, поэтому, каждый должен выбирать для себя сам.
И.ЦВЕЙ - Но, есть же проблема. Те гостиницы, в которые я обращалась, там мест нет. Как правило, один ответ - мест нет. Естественно, я не знаю всех гостиниц. Где искать, в справочниках, которые продают на улице?
Г.АНТЮФЕЕВ - Что касается "мест нет", меня это и радует и огорчает одновременно. Радует потому что значит все-таки жив туризм в Москве, а огорчает, потому что нам нужно, все-таки, быстрее строить новые гостиницы. Где узнать? Мы в течение текущего календарного года, если позволит нам финансирование завершить эту работу, мы создали в Туристско-информационном центре, о котором говорил я, мы создали колл-центр. Это сидящие на телефонах люди, которые отвечают по телефону на вопросы. И если получится, у нас разработана система он-лайн - бронирования. То есть, когда можно войти в Туристско - информационный центр и бронировать места в гостинице. Они не запущены, а только разработаны, сам процесс бронирования еще не начался, но мы рассчитываем, что нам удастся это сделать до конца текущего года, и с будущего года, возможно, эту работу начать. Тогда можно будет гораздо проще все эти вопросы решать, обращаясь и этот информационный центр. А гостиницы буду заинтересованы, если у них есть свободные места, то такую информацию давать в информационный центр. Вот, то же самое сделано в Туристско-информацинном центре на Елисейских полях в Париже. Туда можно прийти, и поселиться, скажем, за сутки или день в день поселиться в гостиницу. Гостиницы свободные места сбрасывают в информационный центр и он реализовывает людям, которые приходят прямо в информационный центр.
И.ЦВЕЙ - Ну, у них, по-моему, единая система. Прилетаешь в аэропорт, и прямо в аэропорту тебе могут сказать, если вы хотите в центре остановиться, вот свободные места, если вы хотите в пригороде, там есть. Вот, предусматривается ли такая работа с аэропортами?
Г.АНТЮФЕЕВ - Да, предусматривается, вопрос в финансировании. Понимаете, Париж, при всем том, что он Париж - всегда Париж, да? Он известен, он вроде бы не нуждается в рекламе, но мэрия Парижа тратит 70 млн. долларов в год только на внешнюю рекламу Парижа. Значительное количество денег мэрия Парижа тратит на решение тез вопросов, о которых вы говорите. Ну, у Парижа и бюджет едва ли не больше, чем у всего Российского государства. Поэтому, вопрос в деньгах. В рамках тех средств, которые мы можем потратить, мы пытаемся эти проблемы решать. По мере того, как будет у нас финансирование, мы будем закрывать все проблемы, которые мешают людям спокойно перемещаться, спокойно отдыхать, спокойно поселяться в гостиницах, спокойно ходить на экскурсии и так далее.
И.ЦВЕЙ - Приходит много и сообщений и вопросов на пейджер, но они касаются экскурсий по Москве. Ну, понятно, что экскурсии по Москве, это вышел у нас на Красную площадь, да если я не ошибаюсь, есть экскурсионное бюро, где можно заказать экскурсию по Москве.
Г.АНТЮФЕЕВ - Ну, не только на Красной площади
И.ЦВЕЙ - Ну, на вокзалах у нас есть, где стоят автобусы, ну это я отвечаю уже, наверное, за вас. Ну, это такой простой вопрос. Многие присылают сообщения, видимо, переживают за свои города, мы же вещаем во многих регионах. Говорят, почему вы не говорите о Волге, какой замечательный туризм на Волге?
Г.АНТЮФЕЕВ - Так у нас в стране 89 субъектов Федерации, если мы о каждом минуточку поговорим, то получится 89 минут.
И.ЦВЕЙ - Да, я, например, активный сторонник отдыха на Волге, потому что очень много лет плаваю на теплоходе, или, как говорят, хожу на теплоходе по Волге и мне это тоже безумно нравится. Поэтому, не хочу обидеть никого. Сейчас мы говорим все-таки о Москве. И, возвращаясь к этой теме, будет ли делаться специально что-то для детей, которые приезжают в Москву со своими родителями. Потому что, печальная история, если вообще, этот термин можно употребить, с аквапарком. А что вот еще есть в Москве, куда могут пойти с детьми родители?
Г.АНТЮФЕЕВ - В Москве, как, может быть, нигде в другом месте, есть очень много мест, куда пойти с детьми. Я, право, не специалист по детскому отдыху. Но, сразу могу сказать, вы знаете, Правительство Москвы реконструировало, в прекрасном состоянии сегодня находится Московский зоопарк.
И.ЦВЕЙ - Ему сегодня 140 лет.
Г.АНТЮФЕЕВ - Ну, давайте его поздравим. Детям, безусловно, интересно побывать в Московском зоопарке. В Москве есть детский театр кукол и многое другое, что рассчитано специально на детей. Плюс, есть огромное количество мест в городе, которое не чисто для детей рассчитано, но, безусловно, может быть интересно и для детей в том числе. Поэтому, ну, просто тут надо некую проявить выдумку, чтобы занять своих детей и сделать интересным их пребывание в Москве.
И.ЦВЕЙ - Ну, у нас есть один в Москве огромный недостаток. При наличии памятников, усадеб и так далее, у нас, конечно, в Москве-реке не особенно покупаешься, по санитарным причинам, скажем так. А моря у нас нет, хотя Московское море есть, конечно, но это не в Москве находится. Ну вот, поэтому, вот бассейны, вот развитие бассейнов. Я имею в виду, вот приезжают летом, все-таки, приезжают летом с детьми, я так надеюсь. Приезжают, и конечно, жарко, и Москва, все-таки, такой не холодный город, я надеюсь. Потому что у нас как-то лето не самое жаркое сейчас, но, говорят, будет в июле 30 градусов. Вот, приезжают. И где можно будет: Вот, будет ли строительство бассейнов, водных каких-то сооружений?
Г.АНТЮФЕЕВ - Вы знаете, во-первых, все-таки, Москва не Кипр. И в это смысле слова, так чтобы уж здесь были созданы водные развлечения большие, ну, так как нету большого количества водных развлечений, например, в Париже и в Сене купаться тоже, большого желания ни у кого особо не возникает. Ну, это участь больших мегаполисов, так что тут ничего удивительного нет. Но, конечно, в Москве ежегодно вводятся в тех или иных префектурах города новые крытые сооружения, спортивные бассейны. И уж чего-чего, а количество спортивных сооружений, которые строятся и возводятся в Москве, но больше, наверное, чем в любой другой точке нашей страны. Поэтому, Москвы, вы знаете, борется за право принять Олимпиаду 2012 года. И если это удастся сделать, а для этого город делает сегодня все, зависящее от него. Сегодня, кстати Олимпийский огонь по Москве.
И.ЦВЕЙ - Это, конечно событие.
Г.АНТЮФЕЕВ - И, если нам удастся в будущем году завоевать право проведения олимпиады 2012 года в Москве, то, безусловно, это даст дополнительный мощный толчок строительству спортивных сооружений в городе, в том числе и бассейнов.
И.ЦВЕЙ - Ну, я как пример, конечно, привела бассейны. Я говорю, конечно, целиком о спорте, о спортивных сооружениях, поскольку и господин Путин все время об этом говорит, что нужно развивать и стадионы строить, и спорту сейчас уделяется внимание как никогда большое внимание. И мы говорим сейчас о туризме, и есть даже, по-моему, такой термин - спортивный туризм.
Г.АНТЮФЕЕВ - Да, безусловно.
И.ЦВЕЙ - Поэтому, что касается спортивного туризма, какие возрастные грани это имеет и какие программы спортивного туризма?
Г.АНТЮФЕЕВ - Ну, вы знаете, программы спортивного туризма, в Москве есть такой роскошный комплекс, как Лужники. Такие комплексы мало, где в мире есть. Чтобы на одной большой закрытой территории было сконцентрировано такое большое количество спортивных сооружений. Праздников, проводимых в Лужниках, в год, наверное, нигде больше такого количества не проводится. Поэтому, для тех, кого это увлекает, вот, пожалуйста, Лужники. Но, вообще говоря, задача чуть шире стоит. Спортивный туризм, это не только посещение спортивных объектов. А, скажем, удалось Москве несколько лет назад привлечь к себе финальный матч чемпионата Европы по футболу. Это же безусловно, огромное спортивное событие, которое сразу же привлекло огромное количество иностранных болельщиков в наш город. А болельщики - те же туристы. Поэтому, вот вам спортивный туризм. Значит, задача состоит все-таки в том, чтобы стремиться к тому, чтобы в Москве проходило как можно больше крупных спортивных соревнований самого разного уровня, по самым разным видам спорта. Мы много лет в комитете издаем на русском и английском языках такой календарь событий в Москве, проходящих в течение года. Туда включается все-все-все. От выставки кошек, до спортивных соревнований. Все, проходящее в городе. И вот такой календарь мы широко тиражируем по всему миру, на международных туристических биржах, иностранным компаниям, работающим на въезд в Москву. И тем самым, как раз даем возможность людям, интересующимся спортом, узнать о том, что происходит в Москве, с тем, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте.
И.ЦВЕЙ - Скажите, а как часто вообще принимает участие Россия, Москва, в международных выставках по туризму?
Г.АНТЮФЕЕВ - Ну, Москва в лице Комитета по туризму города Москвы участвует в 20 международных туристических биржах, в течение одного календарного года. На всех 5 континентах. И в Рио-де-Жанейро в Бразилии, и в Чикаго в Америке, и в Европе много выставок проходит - Лондон, Берлин, Барселона, Мадрид - много выставок, Шанхай, Сеул, Токио. Мы участвуем по всему миру единым московским стендом. Эта работа налажена за последние несколько лет. И она, конечно, дает свой результат, потому что за прошлый год количество въездного иностранного туристского потока выросло на 10 %. То есть, это хорошие темпы. Потому что вообще говоря, если в Париже количество въездного иностранного туристского потока вырастает на 1-2% они празднуют оглушительную победу. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что общее количество иностранцев, отдыхающих или посещающих город Париж в течение года, превышает 20 млн. человек в год. То есть, нас есть очень даже куда стремиться еще.
И.ЦВЕЙ - Ну, все-таки, Париж остается Парижем, хотя Москва лучше, сразу могу сказать, люблю Москву. Вот, в связи с этим, что вы сказали, что Москва принимает участие по туризму во многих ярмарках и так далее. На этих ярмарках заключаются ли какие-то контракты? Как охотно идут в других странах на контракты по туризму? Я не знаю, как это назвать. Появляются ли какие-то новые туроператоры за рубежом по России?
Г.АНТЮФЕЕВ - Я вас понял. Заключаются контракты, потому что, если бы контракты не заключались, то на этих выставках не участвовали бы субъекты туристического рынка Москвы - туркомпании, московские гостиницы. Им было бы невыгодно участвовать в выставках, они бы не участвовали. Но, я хочу сказать другое. Проблема в том, что Москву, Россию мало знают. Вот мы в прошлом году пригласили в Москву 200 иностранных журналистов. За счет бюджета Москвы, приняли у себя 200 человек. Это крупнейшие СМИ мира. Со всего мира приезжали журналисты. Вы знаете, в 100 случаях из 100 реакция была такая - вот они прилетают в "Шереметьево", говорят - дайте охрану. Мы говорим, что случилось? - Ну, как же, у вас здесь ситуация беспокойная.
И.ЦВЕЙ - Про медведей, наверное, не говорят уже.
Г.АНТЮФЕЕВ - Про медведей не говорят, но, много еще осталось такого, знаете. И вот, американцы, они как-то особенно пугливы почему-то, американцы и канадцы у нас был пресс-тур, объединенный из двух стран. Мы их тут неделю раскачивали, они все ждали какой-то беды - где мафия? Мы им говорим, вот карта Москвы, покажите пальчиком любой район, который вам понравится, и мы поедем с вами туда хоть днем, хоть ночью, вдруг найдем мафию? Ну, вдруг мы их найдем?
И.ЦВЕЙ - Ну показали, нет?
Г.АНТЮФЕЕВ - Ну, показали, ездили, кстати, ночью ездили. Кончилось тем, что они попросили на неделю остаться. Мы говорим, вы знаете, у нас в бюджете не рассчитано на двухнедельное пребывание. Они говорят - что вы, что вы, мы оплатим сами, нам здорово, нам нравится в Москве. Они когда увидели на Пушкинской площади в 2 часа ночи автомобильные пробки, столько людей, так бурлит жизнь ночью в городе. Им совсем спокойно стало. В прошлом году мы осуществили 150 выходов рекламного ролика о Москве на CNN. Важная вещь, хотя, вы понимаете, что такое 150 выходов в год. Ну, это раз в 3 дня. А нужно хотя бы 3 раза в день. То есть, есть еще куда развиваться, двигаться. Но, вот уже то, что делается, уже дает отклик, уже дает результат. На все-таки меньше начинают бояться. Люди приезжают в Москву, видят фонтаны, видят цветочные клумбы, Солнце, смеющихся детей. Они понимают, да нет, все не так плохо, все нормально. Поэтому, проблема в информационной изоляции. Больше ни в чем.
И.ЦВЕЙ - Ну, что ж, я могу сказать только об одном, что мы всегда будем рады получать информацию от вас. Мы будем приглашать вас в эфир.
Г.АНТЮФЕЕВ - Спасибо
И.ЦВЕЙ - Чтобы вы могли каждый раз рассказывать нам обо всех новшествах, которые происходят в Москве. Ну, и может быть, напоследок, ваши пожелания москвичам, которые ожидают в гости своих друзей из регионов или из-за рубежа. Ну, я не знаю, какое пожелание, или что бы вы им сказали о Москве?
Г.АНТЮФЕЕВ - Пожелание простое. Знаете, когда в Америке был период великой депрессии, то Америку вытащил девиз "Улыбайтесь!" Поэтому, я бы хотел пожелать москвичам улыбаться. Это хорошо и гостям, прибывающим в Москву видеть, да и самим москвичам хуже от этого не станет. Улыбайтесь.
И.ЦВЕЙ - Это точно. Я присоединяюсь к вам, и я хочу сказать, что всю нашу беседу улыбался в нашем эфире, действительно, улыбался, жалко, что у нас не телевидение, а радио, Григорий Валентинович Антифеев - председатель Комитета по туризму Правительства города Москвы. Спасибо вам, большое, ждем вас еще.
03.07.2004
http://echo.msk.ru/programs/beseda/26211.phtml