Передача : Интервью
Ведущие : Сергей Бунтман
Гости : Александр Хандруев
С. БУНТМАН - Добрый день. Мне бы хотелось начать с такой, не знаю, значащей ли что-либо важное, новости, как появление купюры достоинством в 1000 рублей.
А. ХАНДРУЕВ - Это экономически ничего не значит. Появление купюры нового достоинства - это рутинный процесс. Дело в том, что меняется структура товарооборота, растут цены, меняются доходы населения. Поэтому вводятся купюры нового достоинства. Есть два обстоятельства, которые заставляют вводить новую купюру. Первое, я уже сказал, это изменение структуры товарооборота. Надо, чтобы была разменная монета, были разменные купюры мелкого достоинства, крупного достоинства для крупных покупок. Второе обстоятельство - это необходимость борьбы с фальшивомонетчеством. И меняется не только цвет и рисунок купюр, но и достоинство купюр.
С. БУНТМАН - Но это когда одна купюра заменяется на другую. Скажем, 100 на 100, вместо Большого - Малый театр
А. ХАНДРУЕВ - Потом это тоже будут менять.
С. БУНТМАН - Там больше степеней защиты, как делается во многих странах.
А. ХАНДРУЕВ - Да, в Германии, Франции, других странах.
С. БУНТМАН - Но все равно, притом, что ничего не изменяется, всегда тревожит появление более крупной купюры, поскольку раньше удивлялись сотенной бумажке, которая раньше была 100 тыс., вдруг появилась пятисотенная бумажка, бывшие 500 тыс. А вдруг 1000. Это бывший у нас миллион?
А. ХАНДРУЕВ - Да.
С. БУНТМАН - Бывший неденоминированный миллион. И сразу тревожно: а что там дальше будет? Это значит, что цены опять будут взвинчены, пенсию - одной купюрой?
А. ХАНДРУЕВ - Почему, можно получить пенсию и двумя купюрами, 500 и 100 рублей (пенсия600 рублей). А 1000 рублей - это в долларовом эквиваленте 35 долларов. Вы знаете, что США 100-долларовыми купюрами мало кто расплачивается, в основном 10- и 20-долларовыми.
С. БУНТМАН - Да, 100 долларов - это любимая купюра новых русских.
А. ХАНДРУЕВ - Это так. Поэтому купюра в 35 долларов вполне отвечает и структуре товарооборота, и ценам. Дело в том, что выгоднее делать крупные покупки наличными, 1000-рублевой купюрой.
С. БУНТМАН - Сейчас от купюр мы перейдем к тому, что они значат в бюджете. Сегодня излагается проект федерального бюджета, он будет рассмотрен в ходе сегодняшнего заседания правительства. Агентства нам все подробнее и подробнее рассказывают, что там будет. Расходная часть бюджета. Расходы увеличиваются по целому ряду статей. Для сравнения: национальная оборона - 206, 3; правоохранительная деятельность, безопасность государства - 129; фундаментальные исследования, содействие научно-техническому прогрессу - 20,5 млрд.; социальная политика - 107; здравоохранение и физкультура - 21,2 (я так подробно рассказываю, чтобы задать вопрос); культура, искусство, кинематография - 5,9. Скажите пожалуйста, здесь все соответствует реальности и необходимостям, или чего-то слишком много, а чего-то слишком мало?
А. ХАНДРУЕВ - Дело в том, что правительство выходит со своими предложениями. Это только проект бюджета. Потом начнется работа Согласительной комиссии. После этого бюджет поступит в Думу, где предстоит обсуждение в профильных комитетах. Это очень серьезная работа. Каждая статья расходов будет внимательно рассмотрена и изучена. Затем предстоит принятие федерального бюджета в первом, втором, а затем и в третьем чтении. Мы стоим только у начала длительного, сложного процесса. Что касается этих цифр, то они пока еще не несут в себе никакого сакраментального экономического смысла и политического подтекста. Надо, во-первых, посмотреть, какие были заявки министерства обороны, других правоохранительных органов, заявки, допустим, министерства культуры, насколько они были учтены. Надо посмотреть на то, какая была база. Ведь если у вас были очень низкие расходы на какие-то нужды, и какие-то мероприятия недофинансировались, то сейчас происходит некоторое перераспределение.
С. БУНТМАН - То есть, надо посмотреть на качество этих статей?
А. ХАНДРУЕВ - Да, конечно.
С. БУНТМАН - То есть, это не просто на оборону, а на что конкретно?
А. ХАНДРУЕВ - Да.
С. БУНТМАН - Одно дело - зарплата или увеличение, разрастание военных городков за счет фонтанов, а вооружение или качественное повышение - это другое.
А. ХАНДРУЕВ - Совершенно верно.
С. БУНТМАН - Насколько они могут измениться в ходе этих чтений по этому бюджету? Потому что раньше бюджеты у нас принимались совершенно жутко, а последний принимался достаточно легко. Сначала была очень характерна политическая торговля для принятия бюджета, а сейчас он стал, может быть, более технологичен.
А. ХАНДРУЕВ - Вы совершенно правильно сказали относительно технологичности. Сейчас приходится много работать с Госдумой, поскольку я член экспертного совета комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, и уже ближе наблюдаю работу депутатов. Работа стала более профессиональной, более технологичной. Мне представляется, что дебаты будут очень жаркие, потому что при обсуждении бюджета надо еще и заявить о своей политической позиции. Имеются также политические амбиции. Но прохождение бюджета, как мне представляется, если не произойдет никаких существенных изменений в экономике, в политике, не будет драматичным. Да, будут поправки, корректировки, но они не будут носить такого серьезного, фундаментального характера.
С. БУНТМАН - Здесь немножко не соответствует представлениям всех нас и наших слушателей о том, что произошло "Реальные располагаемые денежные доходы россиян превысили показатель января-июля на 8,7%, номинальная зарплата одного работника выросла на 50%, реальная величина - на 23%". То есть здесь получается вполовину меньше.
А. ХАНДРУЕВ - За счет того, что была инфляция. Инфляция за первое полугодие составила 9,5%, плюс еще сейчас примерно 12%.
С. БУНТМАН - Здесь дают 11,5% за 7 месяцев, а цены выросли на 20%.
А. ХАНДРУЕВ - Да. Если брать потребительские цены, они выросли примерно на 12-13%. Это ожидается, что за год цены вырастут на 18-20%. Прогноз министерства экономики был в районе 15%. Значит, будут более высокие темпы инфляции. Действительно, в этом году намечается быстрый рост номинальных доходов населения.
С. БУНТМАН - За счет чего?
А. ХАНДРУЕВ - За счет того, что, во-первых, профицит бюджета. В значительной степени погашены долги, хотя, в принципе, новые долги на 40 млрд. рублей, но это в основном негосударственному сектору экономики. И проведены мероприятия по повышению пенсии и других видов выплат. Это дало увеличение.
С. БУНТМАН - Но они успевают или не успевают за расходами? (Вот в чем всегда дело).
А. ХАНДРУЕВ - Если бюджет пока имеет профицит, то есть доходы превышают расходы...
С. БУНТМАН - то есть шанс?
А. ХАНДРУЕВ - Конечно.
С. БУНТМАН - Здесь еще такой пункт, как уменьшение внешнего долга России. За счет чего он может уменьшиться?
А. ХАНДРУЕВ - Внешний долг России, во-первых, просто не переставал расти. Он уменьшился крайне незначительно. Он составляет порядка 148 млрд. долларов. Но, во-первых, Россия сейчас платит по долгам. Она не берет новые. Ведь в этом году мы не привлекали новых кредитов на международном уровне. Во-вторых, мы платим по долгам. А если мы платим по долгам, то у нас не растут проценты по просроченным долгам. Ведь долг России в последние два года увеличивался еще и потому, что мы не платили по старым долгам, а проценты набегали. Во всяком случае, если Россия не выбирается из долговой ямы, она, по крайней мере, перестала еще дальше погружаться в трясину долговой зависимости.
С. БУНТМАН - Если несколько отвлечься от бюджета, который мы все равно постоянно будем анализировать (я напоминаю, что сегодня его будет рассматривать правительство, потом по определенной и ясной процедуре его будет рассматривать Госдума), есть еще такая вещь, как банки, банковская надежность и проблемы населения. Люди мечутся в поисках того места, где надежно хранить те немногие деньги, которыми они располагают. Банковская система, повышение ее надежности. Как на Ваш взгляд, делаются ли какие-то шаги в этом направлении, что-то реально сдвигается, или все находится в таком, застывшем с 98 года, положении?
А. ХАНДРУЕВ - Нет. Сейчас наметились определенные положительные тенденции к стабилизации банковской системы. Хотя, конечно, для положительных выводов время еще не пришло. Но, тем не менее, сейчас очевидно, что увеличивается чистый приток вкладов населения в банковскую систему, не только в Сберегательный банк. Хотя Сберегательный банк, конечно, занимает господствующие позиции, 76% всех вкладов населения сконцентрировано в нем. Но ряд банков демонстрирует, что население им начинает верить, и вклады населения в этих банках увеличиваются. Для того чтобы придать процессу повышения доверия устойчивый характер, очень важно, конечно, безотлагательно вернуться к рассмотрению вопроса о гарантировании вкладов населения. И как раз сейчас намечаются определенные подвижки. Буквально в июне прошло заседание экспертного совета Госдумы, комитета, который возглавляет Александр Шохин, где были рассмотрены несколько вариантов. Сейчас появляются предложения, которые позволяют обеспечить быстрейшее введение и гарантирование депозитов, причем не предусматривая дополнительных бюджетных расходов и не накладывая дополнительных финансовых обязательств на коммерческие банки. Сейчас есть возможность через внесение поправок в разные законы придать системе гарантирования динамичный и целостный характер.
-
С. БУНТМАН - Сразу вопрос об инфляции, который был задан на наш эфирный пейджер. "О какой инфляции в 12% Вы говорите? Посмотрите на цены, которые выросли гораздо больше". Какая зависимость между инфляцией и ценами?
А. ХАНДРУЕВ - Дело в том, что есть официальный индекс инфляции, который публикуется Госкомстатом. И этот индекс показывает, что действительно за первые 7 месяцев инфляция составила порядка 12-14%. Другое дело, что на отдельные товары цены могут меняться более быстрыми темпами. Кроме того, Госкомстат учитывает индекс цен, беря определенную корзину товаров. Поэтому к методологии расчета этого показателя могут быть какие-то вопросы. Но это уже дело специалистов.
С. БУНТМАН - Спрашивают: "Скажите пожалуйста, как можно узнать рейтинг надежности банков. Существует ли такое?"
А. ХАНДРУЕВ - Самое опасное и безнадежное дело - это искать рейтинги банков, потому что любые рейтинги - это информация с запозданием. Неделю назад в банке могла быть более или менее нормальная ситуация, но если какой-то клиент или вкладчики вдруг резко изъяли свои средства, то ликвидность этого банка может быть резко ухудшена, и поэтому ситуация изменится. Да, рейтинги составляются, они публикуются в журнале "Профиль", в "Коммерсанте", в "Деньгах", их публикует газета "Известия". В России работает агентство "Бэнк Вотчинг Томсон", которое дает рейтинг банков. Поэтому можно посмотреть, но моя точка зрения, что большого доверия рейтинги не вызывают. Лучше смотреть не на рейтинги банков, а на динамику банка, его репутацию, не только за один месяц или даже квартал, а на протяжении целого ряда лет. Это более надежно.
С. БУНТМАН - Во всяком случае, сейчас скажем так: надо посмотреть на динамику сразу перед 98-м и после 98-го. Здесь есть конкретные вопросы о мировом соглашении "Российский кредит", "СБС АГРО", спрашивают о положении "Промстройбанка". Список можно продолжать еще долго. Как Вы рассматриваете такое явление, как мировое соглашение, (о котором у нас в эфире говорил Александр Лившиц, и пояснял, как будут производиться выплаты)?
А. ХАНДРУЕВ - Это очень большой успех "АРКО" и тех банков, с которыми подписано мировое соглашение, потому что это формирует новое законодательное поле. Это позволяет, во-первых, уберечь активы от расхищения и сделать процедуру погашения обязательств банков более технологичной. Это новое явление, потому что до сих пор мы с этим не встречались. Что касается ситуации с "Промстройбанком", то она достаточно сложная, потому что в свое время "АРКО" хотело взять под свое управление, ему этого не позволили сделать. Естественно, активы "Промстройбанка" без движения не оставались.
С. БУНТМАН - Такое явление, как мировое соглашение, сейчас выявило какие-нибудь недостатки, или об этом еще рано говорить?
А. ХАНДРУЕВ - Пока еще рано об этом говорить, но мне представляется, что в мировом соглашении главная задача и для "Российского кредита", и для "СБС АГРО" - это удовлетворить претензии вкладчиков, особенно мелких. И если кредиторы банка, которые стоят в третью, четвертую, пятую очередь, здесь проявят благоразумие и готовность идти на компромиссы, то это было бы очень важно и в социально-политическом, и в экономическом отношении.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА - Первый вопрос к Вам, товарищ Бунтман. Я на протяжении 20 минут набираю вам, никто трубку не снимает. Это первое.
С. БУНТМАН - Это правильно. Потому что мы только сейчас включили телефон.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА - Второй вопрос к товарищу Хандруеву. Мой муж - старший научный сотрудник, у него зарплата 586 рублей. В вашей передаче я слышала, что зарплата повысилась на 50%. Где же правда?
А. ХАНДРУЕВ - Речь идет о повышении зарплаты в целом. Естественно, по отдельным категориям работников, по отраслям, сферам экономики темпы могут быть совершенно различными. Вы абсолютно правильно акцентируете внимание на бедственном положении научных работников. Я тоже очень долгое время работал в науке, и знаю, что там очень много держится на энтузиазме и на готовности работать, поскольку есть внутренняя потребность. Я думаю, что эта проблема учтется. Кстати, в бюджете будущего года предусматривается повышение зарплаты работникам просвещения, науки.
С. БУНТМАН - Да, я думаю, что это будет тема для отдельной передачи, и не одной, и в связи с бюджетом, и в связи с общими перспективами на следующий год. Послушаем еще один телефонный звонок.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ - В бюджете заложено 30 рублей за доллар, но доллар сейчас потихонечку скачет. Что, правительство будет подгонять доллар под 30 рублей?
А. ХАНДРУЕВ - Я выскажу сакраментальную мысль о том, что вообще и правительство, и ЦБ делает ошибку, когда указывает какой-то курс доллара и не информирует население, о чем идет речь. Дело в том, что это расчетный курс. В принципе, можно было взять и 20, и 10, и 50 рублей, и 100. Просто это расчетный курс, доходы и расходы приводятся к какому-то показателю. А уже потом, если курс отменяется, ведется корректировка. А в сознании многих людей, кстати, не только обычных, простых людей, но и профессионалов, отложилось, что это тот курс, который должен быть. И по существу мы от режима плавающего курса, о чем сказал ЦБ и правительство, якобы перешли опять к фиксированному курсу, который в значительной степени подготовил катастрофу августа 98 года.
С. БУНТМАН - У меня последний вопрос с пейджера. Принимается условный расчетный курс, таким же образом принимаются цены на энергоносители: нефть, газ. В связи с этим - изменение цен. Насколько будет влиять? Это вопрос, который очень волнует.
А. ХАНДРУЕВ - К бюджету будущего года можно отнестись со сдержанным оптимизмом, потому что там закладывается цена примерно 18-19 долларов за баррель. Сейчас цены где-то 28. По оценкам международных специалистов в будущем году средняя цена будет в районе 21 доллара за баррель. Поэтому по этому параметру бюджет близок к реальной ситуации. Другое дело, что будет, если цены на нефть обнаружат тенденцию к снижению за горизонтом 2001 года. Это серьезная опасная проблема.
С. БУНТМАН - Замечательный вопрос, который достоин тотализатора в более спокойные и веселые времена. "Какой город будет изображен на 1000-рублевой купюре?" Можно было бы провести конкурс среди радиослушателей. Я думаю, что кто-нибудь из радиослушателей знает это уже наверняка, и это не сейчас на коленке будет придумываться, как будет выглядеть, как будет защищена эта купюра. Я думаю, мы посвятим этому передачу и материалы, когда будет все ясно. Тем более, нам сказано, что позже будет дано и описание новой купюры, как что будет, или будет приведено.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был вице-президент фонда "Реформы", бывший зам. председателя ЦБ РФ Александр Хандруев.
22.08.2000
http://echo.msk.ru/programs/beseda/11368.phtml