Тема : Ситуация на мировых фондовых рынках и влияние финансового кризиса в Турции на рынки российских акций; поправки к бюджету на 2001 год.
Передача : Интервью
Ведущие : Ольга Бычкова
Гости : Александр Хандруев
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Александр Хандруев, вице-президент фонда "Реформа".
Ведущая эфира Ольга Бычкова.
О. БЫЧКОВА - Добрый день!
А. ХАНДРУЕВ - Добрый день!
О. БЫЧКОВА - Сразу скажу нашим слушателям, что свои вопросы они могут присылать на наш эфирный пейджер 788-00-88 для абонента "Эхо Москвы", а также звонить по телефону прямого эфира после 12:30 - 203-19-22. Итак, начнем с наших денег, я имею в виду доллар, с которым происходит в последние дни что-то непонятное - он сильно подрос, 28,76 сегодня, как мы только что слышали. Что это за скачки?
А. ХАНДРУЕВ - Мне представляется, что оснований для беспокойства нет, потому что эти скачки менее 0,5% всего лишь. Хочу заметить, что колебания американского доллара по отношению к японской йене или евро по отношению к доллару, они бывают более существенные, до 5-7% в течение одной недели. Напомню, что официальная политика обменного курса в России - это плавающий курс, и т.к. мы не давали обязательства держать курс на неизменном уровне, то вполне понятно, что происходит корректировка спроса-предложения, и банк России это осуществляет, покупая и продавая валюту. Вполне понятно, что в этой ситуации цена доллара может колебаться в тех или иных пределах. Главное сейчас - не допускать непредсказуемых резких изменений обменного курса, и кроме того, не терять понапрасну золотовалютные резервы, которые мы накопили с таким большим трудом.
О. БЫЧКОВА - Здесь есть возможность перейти к теме Турции, где как раз золотовалютные резервы были в значительной степени брошены на поддержание национальной валюты, затем МВФ сказал Турции, что пускай лира турецкая будет плавающей, и все это закончилось жутким финансовым кризисом, который разразился в конце прошлой недели и продолжается в Турции до сих пор. Здесь несколько вопросов возникает. Во-первых, насколько эта ситуация может быть опасной для России? Не может ли это нам как-то откликнуться?
А. ХАНДРУЕВ - Пример Турции показывает, что попытки любым путем удержать обменный курс в условиях нестабильности экономики, имеющей большой бюджетный дефицит и высокие темпы инфляции, как это было в России накануне августа 1998 года, обречены на неудачу. Дуть против ветра бесполезно. Турция потеряла порядка 8 млрд. долларов золотовалютных резервов и была вынуждена девальвировать турецкую лиру сначала на 40%, потом лишь она поднялась до 28% - это очень много для стран такого уровня и масштаба как Турция, которая входит, как известно, в европейскую систему обороны и является партнером не только НАТО, но и Евросоюза. Что касается влияния коллапса банковско-финансовой системы Турции на российский фондовый рынок, то это влияние крайне незначительное. Да, фондовые индексы немножечко испытали давление, они упали на 3%, на 7%, потом опять упали немножко, потом поднялись, но это были очень небольшие колебания, порядка 3-5%. Скорее, эффект был дереструкционный, потому что объемы торгов на российском фондовом рынке очень незначительные - где-то порядка 50 млн. долларов на корпоративном рынке ценных бумаг. Поэтому влияния заметного нет.
О. БЫЧКОВА - 788-00-88 для абонента "Эхо Москвы" - номер нашего эфирного пейджера, на который вы можете присылать свои вопросы. А я продолжаю задавать свои вопросы в связи с тем, что происходит сейчас в Турции. Как в этой всей ситуации выглядит Международный валютный фонд, который дал Турции ценный совет - отпустить национальную валюту, и все это привело к тому, к чему привело?
А. ХАНДРУЕВ - Дело все в том, что МВФ вообще-то дает свои рекомендации. Другое дело, что он настоятельно рекомендует проводить ту или иную политику. Можно понять МВФ, потому что Турция относилась к странам с нестабильной экономикой, инфляция в Турции очень высокая, бюджетный дефицит. И использование обменного курса как номинального якоря доказало свою эффективность в ряде стран. Но все дело в том, что любые приоритеты, любые установки, они становятся догмами, если они не учитывают специфику страны. И мне вот кажется, что в данном случае с Турцией произошло то, что и с Россией произошло. Вот, вроде бы по теории МВФ все правильно, а в жизни все получается наоборот. Мне представляется, что догматическое следование политике фиксированного обменного курса может при определенных условиях принести большой вред, что и доказали примеры России и Турции. Поэтому надо прислушиваться к валютному фонду, но не быть рабом тех рекомендаций, который дает валютный фонд.
О. БЫЧКОВА - Мы вернемся сейчас к теме нашей национальной валюты, и как раз есть на пейджере вопрос от Галины: "Как может сказаться на курсе доллара резкое снижение экспортных пошлин на нефть, произведенное недавно российским правительством?"
А. ХАНДРУЕВ - Это никак не скажется. Может просто измениться объем предложений иностранной валюты. Если этот объем уменьшится, то уменьшится нагрузка на ЦБ, который покупает валюту на рынке и эмитирует рубли, там самым банк России будет освобожден от необходимости покупать в больших объемах валюту. Если же предложение в силу разных причин увеличивается, то это означает, что банк России должен предусмотреть меры по стерилизации избыточной денежной массы. Поэтому между снижением пошлин экспортных и валютным курсом существуют как бы вот последующие звенья в лице ЦБ, который может оказывать очень мощное влияние на курсообразование. Поэтом прямой связи нет.
О. БЫЧКОВА - Кстати, о стерилизации избыточной рублевой денежной массы сказал на днях Андрей Илларионов, советник президента. Он сказал, что вот как раз проблема выплат по внешним долгам - это, на самом деле, положительная вещь, т.е. мы отдаем доллары, и происходит не только уменьшение внешнего долга, но и вот эта самая стерилизация избыточной рублевой денежной массы. Т.е. Илларионов находит весьма позитивную сторону в необходимости платить Парижскому клубу. Как Вам эти оценки?
А. ХАНДРУЕВ - Ну, если только это не за счет сокращения расходов на выполнение социальных программ. А если это за счет тех доходов, который получает бюджет, то действительно, это оказывает стерилизующий эффект. Если же у нас нет дополнительных доходов и вообще доход не справится в полном объеме, и мы вынуждены прибегать к резервам ЦБ, то ничего хорошего в этом нет.
О. БЫЧКОВА - Мы продолжим тему долгов, но наши слушатели еще задают вопросы, касающиеся Турции. Виктор Васильевич говорит: "Если Турция потеряла много млрд. долларов, то кто конкретно получил выигрыш от этих денег?"
А. ХАНДРУЕВ - Дело все в том, что эти 8 млрд. долларов, которые потеряла Турция - это инвесторы, которые раньше вложились в турецкие ценные бумаги, они вывели свои средства за рубеж. Т.е. дабы избежать рисков потерь, они предпочли вывести деньги. Т.е. каждый успел получить то, что он хотел. Но другое дело, что не все успели. В худшем положении оказались турецкие банки, т.к. им теперь придется погашать валютные кредиты по курсу, очень для них невыгодному - 1 млн. турецких лир к 1 доллару.
О. БЫЧКОВА - Наш слушатель Паша Свистунов предлагает Вам такую тему: "Не прослеживаете ли вы связь: кризис в Турции и проблемы в Европе? В Германии - усиление курса доллара по отношению к марке" - вот, как все это взаимосвязано? Если есть такая связь, конечно.
А. ХАНДРУЕВ - Ну, такой связи нет, потому что как раз, судя по всему, турецкая лира была сейчас искусственно переоценена по отношению к доллару. Это вызвало как раз необходимость девальвации. А европейская валюта, евро, если говорить так, судя по фундаментальным признакам, она все-таки не переоценивалась по отношению к доллару. Тут совершенно другая тема для разговора. По всей вероятности, можно ожидать будет дальнейшего укрепления евро в ближайшей перспективе по отношению к доллару, учитывая, что темпы американской экономики снижаются, американцы сейчас снизили процентные ставки, следовательно, приток капитала в Европу будет более массированным. А Турция больна другой болезнью.
О. БЫЧКОВА - Александр Борисович присылает вопрос, который возвращает нас к нашей внутренней ситуации: "Как вы считаете, как выгоднее хранить свои сбережения: в рублях в банке или в долларах?"
А. ХАНДРУЕВ - Есть 2 фактора: доходность и риск. Если взять доходность, то тот, кто держал прошлые 2 года деньги в долларах, они потеряли, особенно, если в наличных долларах, т.к. темпы падения рубля в реальном выражении были даже отрицательными, рубль укреплялся по отношению к доллару. Выгоднее всего было бы держать на рублевых счетах в коммерческих банках. Но есть фактор риска - отдавая деньги в банковскую систему, вы рискуете не получить их обратно. Поэтому сегодня предпочитают держать деньги в наличной форме, в форме наличного доллара или оказывают предпочтение "Сбербанку", который сейчас консолидирует порядка 80% всех рублевых вкладов. Но "Сбербанк", будучи монополистом, имеет возможность и он это производит, к сожалению, политику прогрессирующего снижения процентных ставок. И ряд других банков предлагают более выгодные условия. Но, повторяю, владелец денег оказывается подвержен риску не получить денег обратно. Поэтому сейчас, конечно, имеет фундаментальное значение создание системы гарантирования вкладов населения. Если мы сможем в ближайшие годы создать эту систему, то мы тем самым откроем возможности для активной межбанковской конкуренции, и тем самым ставки по депозитам будут держаться на уровне выше темпов инфляции. Сейчас, к сожалению, все наоборот.
О. БЫЧКОВА - Интересный вопрос от Леонида: "Как вы считаете, может ли кризис в Турции ударить по национальной валюте Болгарии?" - т.е. мы говорили, что для России эта ситуация не слишком опасна. Для кого она опасна?
А. ХАНДРУЕВ - Для Болгарии - нет, это точно, потому что болгарский лев привязан к немецкой марке, к евро, там введена система валютного управления, т.н. "карренси борд", и экономики Болгарии ничего не угрожает. Другое дело, что если взаимный внешнеторговый оборот Турции и Болгарии за последние годы увеличивается, то сейчас можно ожидать экспансии турецких товаров. Сейчас будет выгодно для Турции экспортировать и наоборот, будет невыгодно импортировать в Турцию. И если Болгария поставляет на рынки Турции товары сельхозназначения, например, то болгарским производителям будет сложнее. Вот в этом смысле - да, в этом смысле девальвация турецкой лиры может ударить по интересам болгарских производителей.
О. БЫЧКОВА - А по интересам каких стран может ударить эта ситуация?
А. ХАНДРУЕВ - По тем странам, которые поддерживают активные торговые отношения с этой страной, с Турцией. Но девальвация одновременно сделает выгодным, как ни странно, экспорт капитала в страну. Вот, не выгодно импортировать товары будет, но будет выгодно импортировать капитал. Поэтому если Турция сможет воспользоваться моментом, то можно ожидать через некоторое время приток иностранных инвестиций.
О. БЫЧКОВА - Мы продолжим после новостей и рекламы.
НОВОСТИ.
О. БЫЧКОВА - Мы продолжаем беседу с Александром Хандруевым, вице-президентом фонда "Реформа". Мы продолжаем обсуждать ситуацию в Турции и России с рублем и долларом. И я надеюсь, мы еще успеем обсудить ситуацию с выплатой внешнего долга Парижскому клубу. Вопрос, который пришел от Шамиля: "Товары в Турции будут дешевле для россиян из-за того, что там сейчас происходит?"
А. ХАНДРУЕВ - Совершенно правильно. Если вы в Турцию приезжаете с американскими долларами, то вы обменяете на большее количество турецких лир, а цены на товары, они повышаются, но с некоторым запозданием, поэтому в первые 2-3 месяца особенно, можно достаточно много купить дешевых товаров.
О. БЫЧКОВА - Телефон нашего прямого эфира 203-19-22. Алло, добрый день!
СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день! Меня зовут Сергей. Скажите, вот насколько законно - вот, с этого года ввели налог именно с процентных ставок в банках, в особенности если учитывать нашу инфляцию и учитывая то, что в "Сбербанке" России есть такие виды вкладов, на год, на 501 день?
А. ХАНДРУЕВ - Ну, ввели не с этого года, а это было и раньше введено. Другое дело, что размер этого налога может быть больше или меньше. Другие страны применяют эту практику, когда на те проценты, которые получает гражданин в банке и с операций с ценными бумагами, должен платить налог. Дума и правительство посчитали, что для пополнения казны, выполнения плана по доходам целесообразно устанавливать этот налог. Безусловно, это означает, что у населения при прочих равных условиях становится меньше желания держать деньги в банковской системе и отдавать предпочтение наличному доллару - то, что мы называем долларизацией экономики. Поэтому вопрос о том, каков должен быть размер налогов по процентным выплатам - это уже вопрос, скажем, экономической целесообразности.
О. БЫЧКОВА - У нас много вопросов, которые касаются вкладов в "Сбербанке". Например, Александр спрашивает: "Когда ваш хваленый "Сбербанк" выдаст дореформенные вклады пенсионерам? Сейчас процесс выдачи второй год стоит на месте, 1924 года рождения"
А. ХАНДРУЕВ - "Сбербанк" как раз не хваленый, я наоборот считаю, что банковская система России очень сильно страдает от монопольного положения "Сбербанка". И одна из главных задач на ближайшую перспективу - это создание конкурентных условий на рынке банковских депозитов вкладов населения. Что касается компенсаций, то вы знаете, что по мере возможностей в бюджет закладываются суммы, правда, не очень большие, и с каждым годом количество граждан, которые подпадают под действие этого правила, увеличивается. И каждый год вот этот возрастной уровень, он все больше приближает нас к сегодняшнему дню. Вот, сейчас вот с 1924 года, потом, по мере возможности, будут и более поздние годы рождения, включатся в систему выплат по компенсациям.
О. БЫЧКОВА - Вопрос от Татьяны: "Когда мы, население, сможем покупать евро аналогично доллару?"
А. ХАНДРУЕВ - С 1 января 2002 года. Осталось немного больше 10 месяцев до того, как наличные евро поступят в каналы обращения.
О. БЫЧКОВА - Послушаем еще звонок. Алло, добрый день!
СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Однажды был такой пенсионный фонд - принимали всех пенсионеров, сначала сделали 45%, потом - 28%, потом - 19%. И я пришла, такую маленькую сумму денег, которую я накопила на смерть, которая очень мала, положила на какой-то фонд, мне посоветовали, где 18%. И когда я пришла в январе узнать, сколько мне дало, с меня взяли просто за то, чтобы посмотрела я, сколько у меня там процентов, 5 рублей.
О. БЫЧКОВА - Все понятно. Дело в том, что у нас не представитель "Сбербанка" сейчас в эфире, извините, это немного вопрос не по теме. Я думаю, что Александр Хандруев, вице-президент фонда "Реформа", все-таки не отвечает за действия представителей "Сбербанка" до такой степени. Послушаем еще звонок. Алло!
СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Как скажется положение в Турции на делах инвесторов?
А. ХАНДРУЕВ - Сейчас при прочих равных условиях для иностранных инвесторов выгодно делать вложения в Турцию, т.к. они могут поменять доллар, или евро, или йену по более выгодному курсу и купить приватизированные, не приватизированные объекты там по дешевой цене. Другое дело, что риски высокие, поэтому все инвесторы будут соизмерять риски и доходы.
О. БЫЧКОВА - Александр Хандруев, вице-президент фонда "Реформа" был в нашем прямом эфире. Спасибо всем!
26.02.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13766.phtml