Тема : Участившиеся случаи облавы на призывников в Москве
Передача : Разворот
Ведущие : Ирина Меркулова, Александр Плющев
Гости : Валентина Мельникова, Николай Безбородов
А. ПЛЮЩЕВ: С нами по телефону Валентина Мельникова, глава Союза комитетов солдатских матерей России. Валентина Дмитриевна, добрый день.
И. МЕРКУЛОВА: Добрый день.
А. ПЛЮЩЕВ: Алло-алло.
В. МЕЛЬНИКОВА: Да-да, слышно меня?
И. МЕРКУЛОВА: Да, вас слышно. Валентина Дмитриевна, опять появились сообщения о том, что участились облавы в Москве и, возможно, не только в Москве, облавы на призывников. Есть у вас какие-то данные, может быть, к вам кто-то обращался?
В. МЕЛЬНИКОВА: Да, по Москве облавы идут с середины мая, в начале были жалобы только про общежития в высших учебных заведениях, а потом уже и по дворам, Царицынский военкомат уже в конце мая проводил вечером по дворам облавы, а последние две недели берут из домов, ходит милиция, заходит в квартиры. Конечно, легкомысленные москвичи в пять часов утра милиции двери открывают, но у нас в войсках, передо мной сейчас список, 14 человек-облавников находятся уже в войсках. И по всем по ним мы уже практически написали письма военным медикам, чтобы их госпитализировали, потому что они все не подлежали призыву.
И. МЕРКУЛОВА: Валентина Дмитриевна, т.е. облавы - это такой постоянный процесс, да? Сейчас это просто активизировалось все? Вы чем это объясняете?
В. МЕЛЬНИКОВА: Во-первых, я хочу обратить внимание, что в начале призыва наш мэр, уважаемый Юрий Михайлович Лужков, клялся и божился, что милиция никого не будет из домов вытаскивать, никаких облав не будет. К сожалению, он у нас глава призывной комиссии г. Москвы, он обманул всех. Я думаю, что это просто связано с тем, что реально ребят, конечно, не хватает, потому что, еще раз повторяю, они просто все не годны по здоровью, выполняют план по призыву. А что сейчас у командиров частей головная боль с этими больными, это ничего. У одного мальчишечки тяжелое наследственное заболевание, все документы есть. Отец у него инвалид по этому заболеванию. Уже отправили в войска, сейчас будут военные медики с ними уже разбираться и увольнять.
А. ПЛЮЩЕВ: Как должны вести себя родители, у которых сына забрали без их ведома?
И. МЕРКУЛОВА: И сами призывники, когда их ловят во время облавы?
В. МЕЛЬНИКОВА: Во-первых, не надо допускать, чтобы человека забрала милиция из дома просто так. Если он не знает за собой никаких преступлений, так что ему с этой милицией идти? И когда уже в облаву попал, когда на городском сборном пункте, на Угрежке, человек, я вам говорю, реально сделать ничего не возможно, потому что это совершенно закрытое заведение, хотя оно не должно быть закрытым. Туда никого не допускают. Никого там, никто ребят там не слушает. У нас практически не бывает ситуации, когда попавшие по облаве на Угрежку, как-то каким-то образом оттуда выпускаются. Это, конечно, это отдельное безобразие, мы по этому поводу жалуемся в военную прокуратуру, но пока не очень у нас получается. Главное - не допускать. Зачем открывать милиции? Если что-то не решено с военкоматом, у меня всегда родители могут получить от парня доверенность нотариальную и пойти в понедельник к военкому разбираться, что, подлежит, не подлежит призыву, приносить какие-то документы. А против лома нет приема, к сожалению.
А. ПЛЮЩЕВ: Владимир Иванович задает вопрос, в нашей время, 40 лет назад, стыдно было не служить в армии, служили почти все, а сейчас мамочки за деток с памперсами стоят, как бы их в армию не забрали, кто родину будет защищать?
В. МЕЛЬНИКОВА: Я думаю, что у него нет сына призывного возраста, потому что, на самом деле, ребята хотят идти на военную службу, но, к сожалению, российская действительность так устроена, что они просто по состоянию здоровья, абсолютное большинство не отвечает тем требованиям, которые нужны к этой солдатской работе. Почему войска должны страдать из-за того, что военные комиссары и врачи, которые работают в городской призывной комиссии московской, так халтурно относятся к своей работе. Почему войска должны страдать? Им больные не нужны.
А. ПЛЮЩЕВ: Дмитрий замечает, что уклонение от воинской обязанности является преступлением, а задержание преступника-уклониста - обязанность милиции.
В. МЕЛЬНИКОВА: Преступником человека может назвать только суд. Если у человека есть повестка для отправки в войска, он уже прошел процедуру призыва, получил повестку, в назначенный день для отправки в войска не явился, тогда только может возбуждаться уголовное дело. А мы не знаем, почему эти ребята попали по облаве. Я думаю, что там есть и студенты, у которых есть право на отсрочку, и больные, документы которых лежат в личном деле, потому что с 2000 года начались облавы в Москве и Питере, абсолютное большинство людей, попавших по облаве, не могут находиться в войсках по той или иной причине. Это просто преступление со стороны призывной комиссии, в том числе, и московской городской.
И. МЕРКУЛОВА: Валентина Дмитриевна, а комитет солдатских матерей, он каким-то образом ведет какую-то работу с военными комиссарами?
В. МЕЛЬНИКОВА: Вы знаете, с военными комиссарами трудно вести работу, потому что на них уже много лет жалуются и начальники медслужб, округов военных, и все время выговаривают нам военные врачи - почему вы ничего не делаете с военкомами, а что мы можем сделать с военкомами? Мы встречались с новым военным комиссаром г. Москвы в апреле месяце, мы ему рассказали, что происходит в Москве, до него происходило, но, к сожалению, мало что изменилось, потому что не каждый военный комиссар как офицер может действовать по своему пониманию закона, по закону о воинской обязанности. Иногда им приходится просто выполнять не совсем законные задания, понимаете? И потом, у нас же есть призывная комиссия, понимаете, ситуация? Призывает призывная комиссия, которую возглавляет глава муниципалитета, а в Москве - мэр города Москвы, это же на их совести тоже, не только на совести военкома.
И. МЕРКУЛОВА: Понятно. Большое спасибо. Валентина Мельникова, глава Союза комитетов солдатских матерей, в прямом эфире по телефону.
А. ПЛЮЩЕВ: И мы ждем Николая Безбородова, депутата ГД, генерал-майора авиации. Я думаю, что здесь будет, возможно, иная точка зрения, такая заочная дискуссия.
И. МЕРКУЛОВА: Мы на это рассчитываем, да.
А. ПЛЮЩЕВ: По меньшей мере. Так, кто же будет служить, Пушкин? Хороший вопрос, да, наверное, либо законодательство надо менять, либо так, либо никто? Т.е. одним можно закон нарушать, принимать тех, кто, забирать в армию тех, кто болен, а другим нельзя, в смысле уклоняться от облавы?
И. МЕРКУЛОВА: Нет, никто не призывает нарушать закон, просто закон должен быть един для всех.
А. ПЛЮЩЕВ: Абсолютно. Так, Николай Безбородов у нас на связи, депутат ГД, добрый день, Николай Максимович.
Н. БЕЗБОРОДОВ: Добрый день, здравствуйте.
И. МЕРКУЛОВА: Добрый день.
А. ПЛЮЩЕВ: Что-нибудь вам известно о том, что в Москве или, может быть, в каких-то других городах участились облавы на призывников?
Н. БЕЗБОРОДОВ: То, что такие случаи и явления бывают, мне известно. Но то, что участились, особенно в Москве и других городах, я пока информации такой, честное слово, не располагаю.
И. МЕРКУЛОВА: Мы можем вам сказать, Валентина Мельникова, которая была у нас в эфире только что, сообщила, что за последние дни в Москве, только в Москве 14 человек были схвачены и отправлены в войска. Скажите, пожалуйста, особенность этого призыва в том, что призывают на полтора года, да? Почему же не уменьшается количество уклонистов, как вы думаете?
Н. БЕЗБОРОДОВ: Я так думаю, что это производная многих причин. Во-первых, это, действительно, производная того воспитательного процесса, который был в последние 15 лет, это раз. Во-вторых, о том, что в вооруженных силах пока не исчезли страшные явления, дедовщина и издевательства над военнослужащими, два. В-третьих, действительно, сегодня есть определенные опасения молодых людей, которые призываются на полтора года, зная, что такой уровень дедовщины в войсках есть, со стороны тех, кто проходит службу два года, могут быть более жестокие отношения к молодым воинам. Поэтому в совокупности все это вместе взятое может иметь такую причину.
А. ПЛЮЩЕВ: Николай Максимович, что бы вы могли сейчас сказать призывникам, которые раздумывают, идти ли в армию или поискать причины, по которым их могут не призвать, например?
Н. БЕЗБОРОДОВ: Пользуясь моментом, я бы хотел, причем искренне, обратиться к молодым людям, которым необходимо выполнять конституционный долг, не бояться вооруженных сил, не бояться дедовщины, тем более что сегодня настолько прозрачные стали наши вооруженные силы и войска и прохождение военной службы, настолько у нас созданы сегодня и родительские комитеты, и совет общественный, и в целом общественность уделяет самое пристальное внимание, и комитеты солдатских матерей, и в целом уровень ответственности командного состава, командиров, воспитателей сегодня, возрос, я так считаю, что просто жить одним багажом того, что раньше было плохо, а теперь еще хуже, я бы не стал. Я бы просто просил идти на призывной пункт и призываться, нести с собой культуру, ответственность, дисциплину. И не издевательство друг над другом.
А. ПЛЮЩЕВ: Николай Безбородов, депутат ГД, генерал-майор авиации, был у нас в прямом эфире. Большое спасибо.
22.06.2007
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/52716.phtml