Екатерина ЛАХОВА, председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи.
Усыновление детей российскими гражданами за последние 10 лет сократилось вдвое. Зато иностранцы стали принимать к себе российских детей в семьи в пять раз больше. Почему же россияне всё реже усыновляют детей? Ведь количество сирот за последние годы отнюдь не стало меньше - их число с 1994 года выросло в два раза (700 тысяч). Что происходит? Неужели люди стали более жестокими? Председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи Екатерина Лахова считает, что всё дело в законах, которые мешают россиянам усыновлять детей из детдомов. И в отсутствии государственной политики, которая способствовала бы усыновлению.
- Екатерина Филипповна, что же мешает нашим гражданам принимать к себе в семью брошенных детишек?
- Да мы уже второе десятилетие пытаемся решить проблемы усыновления. Но все никак. Уже девять лет действует новый Семейный кодекс. Три года прошло с момента принятия Закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Работают региональный и федеральный банки данных. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие информации о детях-сиротах, за нарушение порядка и сроков ее предоставления.
За незаконные действия по усыновлению должностные лица и граждане могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Соответствующие статьи есть в Административном кодексе и в УК. Но эти меры плохо работают, и острота вопроса сохраняется.
- Разве нет никаких положительных сдвигов?
- Наоборот! Наметились весьма тревожные тенденции. Впервые иностранное усыновление превысило российское. Россияне в прошлом году усыновили 7 331 ребенка, а иностранцы - 7 852 ребенка. По предварительной информации, в 2004 году количество детей, усыновленных иностранцами, приблизится к 10 тысячам. Усыновляются и вывозятся из России в основном маленькие дети, практически здоровые. И это происходит при той критической демографической ситуации, которая уже просто ставит под угрозу национальную безопасность.
- Но, с другой стороны, то, что иностранцы усыновляют наших сирот, хорошо. Может, пусть у детей будет семья там, если она не складывается здесь?
- Да мы и не против усыновления наших детей иностранными семьями. Государственная Дума не собирается запрещать международное усыновление, объявлять какие-либо моратории. Этот вопрос уже давно решен положительно Конвенцией ООН о правах ребенка и нашим законодательством, которое этой Конвенции должно соответствовать. Волнует другое. Почему не срабатывают правовые механизмы по устройству детей-сирот в российские семьи? Почему так получилось, что созданная система работает в основном на международное усыновление? Российское же усыновление неуклонно падает.
- В таком случае почему же стали меньше усыновлять?
- Чиновники считают, что россияне хотят детей только маленьких и здоровеньких. А таких слишком мало. Но я считаю, дело в другом. Органы опеки и попечительства работают неудовлетворительно. Они занимают пассивную позицию - решают вопросы по усыновлению только по обращении граждан. Активным же устройством детей в семью никто не занимается. Информацию о детях в региональные банки данных своевременно не передают. Важные для суда заключения - о соответствии усыновления интересам ребенка - готовят формально. С потенциальными усыновителями, приемными родителями не работают. И даже создают искусственные преграды людям, желающим взять ребенка на воспитание. Таких сигналов от граждан в нашем комитете много.
Люди также не знают, что существуют региональный и федеральный банки данных. Информация об их деятельности практически отсутствует. Время проходит, срок, отведенный законом для поиска российской семьи, истекает, а ребенок уходит на международное усыновление.
- Получается, такая система на руку иностранным усыновителям?
- Конечно. У нас все благоприятствует этому. Основным критерием передачи ребенка на иностранное усыновление является истечение срока нахождения сведений о нем в государственном банке данных. А в российскую семью за этот срок никто и не пытается его пристроить. На практике это положение закона или выполняется формально, или игнорируется, или сознательно не учитывается. И получается так, что в иностранном усыновителе заинтересованы все. Ему создаются все мыслимые и немыслимые условия, лишь бы удовлетворить его потребности. К тому же материальные возможности иностранных усыновителей помогают получить им услуги, которые российские усыновители не в состоянии получить даже с помощью закона. Ведь одновременно с введением жестких требований к российским усыновителям в 1998 году в России была легализована деятельность иностранных усыновительных агентств. Они, в отличие от наших органов опеки, работают весьма активно и напористо.
- Иными словами, наше законодательство никоим образом не помогает нашему усыновителю в такой ситуации?
- Пока оно только мешает. Самым негативным образом повлияли на российское усыновление поправки, которые были внесены в статью 127 Семейного кодекса в 1998 году. Они запретили усыновлять детей гражданам, которые не имеют жилья, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также дохода, который бы обеспечил ребенку прожиточный минимум. Наш комитет считает, что данные нормы являются дискриминационными по отношению к российским гражданам. Особенно с учетом нынешнего уровня жизни. Более 60 процентов жилья в России не отвечает санитарным и техническим требованиям. Доходы бюджетников и жителей села хорошо известны.
Вот и судите сами, сколько россиян исключаются из числа потенциальных усыновителей. Живешь в малогабаритной квартире - отказ. Живешь в коммунальной квартире - отказ. Живешь в деревенском доме, удобства на улице - отказ. Имеешь доход ниже необходимого хоть на 10 рублей - отказ.
- Так вы считаете, что не важно, в какой квартире и на какие средства будут растить ребенка? А если это нищета, полуголодное существование.
- Не надо впадать в крайности. Ни в коем случае нельзя сводить все только к материальным и жилищным условиям. Главное - чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку. А так вы только подумайте, сколько людей исключается из числа потенциальных усыновителей? Нормальных, хороших людей, но просто с низкими доходами. А при этом тысячи беспризорников спят на улице, никому не нужные.
Еще абсурдней то, что требования о жилье и доходе распространяются на отчимов и мачех ребенка. Женился на женщине с ребенком, фактически являешься его отцом, но жилье неважное - усыновить не можешь.
Вот и задаешься вопросом: "С какой целью надо было создавать такие формальные преграды российским усыновителям?" Уж не для того ли, чтоб наладить успешный бизнес?.. Ведь иностранцы готовы любой ценой заполучить детей из России. Здесь крутятся огромные деньги.
- Выходит, у нас налажена система торговли детьми через иностранные агентства?
- Безусловно. Сегодня у нас имеют аккредитацию и открыли свои представительства в России более 90 иностранных агентств. И нам не безразлично, как они работают, какие люди их представляют. Негативных фактов достаточно. Вопреки установленному порядку представители агентств занимаются активным поиском детей в детских учреждениях, отслеживают детей с момента рождения, получают информацию о ребенке гораздо раньше российских граждан и т.д.
Кстати, по данным из Интернета, в России работают аж 210 иностранных агентств! Нетрудно посчитать, что 118 работают в России нелегально. Причем в Интернете почти у каждого своя страничка с услугами, расценками с учетом возраста ребенка, внешних данных, состояния здоровья и иных пожеланий усыновителей. То есть сегодня ребенок предлагается как товар. Не снимая вины в этом с наших чиновников, хочу сказать, что за этим стоят огромные деньги. Усыновление в России производится бесплатно. Однако всем известно, что ребенок из России обходится в 25-30 тысяч долларов. При этом "дома" за подготовку к усыновлению усыновитель платит минимум 5-7 тысяч долларов, а за услуги в России агентства с него "дерут" в среднем 20 тысяч долларов.
- Неужели эти факты никак не отслеживаются?
- Установить эти факты весьма трудно. Одним усыновителям просто неприятно обсуждать, за сколько они выкупили ребенка. Другие боятся: вдруг ребенка заберут назад. Этим и пользуются дельцы от усыновления. Усыновителям объясняют, что в России за все надо платить - здесь и расследование прошлого ребенка, и связь с российскими органами, и ужин после суда, и "благотворительная помощь" детским домам, подарки воспитателям и многое другое.
Не хочу в чем-то обвинять людей, которые из самых благородных побуждений принимают наших детей в семью. Но их желание любой ценой получить ребенка дискредитирует саму идею усыновления, превращает его в куплю-продажу. По сути, это самая настоящая торговля детьми, давно признанная международным сообществом одним из самых отвратительных преступлений.
- И сколько таких случаев насчитывается по стране? Почему о них не говорят?
- Почему же не говорят? Вот еще свежа в памяти ситуация в Волгоградской области с незаконным усыновлением детей при посредничестве представителя итальянского агентства "Аркоболено" г-жи Фратти. За 8 лет при ее участии были незаконно вывезены около 600 детей. Г-жа Фратти была признана российским судом виновной в неоднократных дачах взяток должностным лицам за совершение незаконных действий по усыновлению, а также за подделку документов, печатей, бланков. Ей назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы (условно с испытательным сроком на 5 лет и запрещением заниматься деятельностью по усыновлению детей). К уголовной ответственности привлечены и наши чиновники - главный врач дома ребенка, директор детского дома, работник комитета по образованию администрации области.
Дело г-жи Фратти, к сожалению, не единичное. Об этом говорят материалы Генпрокуратуры и МВД.
- Как же бороться с этим явлением?
- Требуется усиление контроля за деятельностью агентств не только со стороны российских органов, но и компетентных органов тех стран, интересы чьих граждан агентства представляют. Мы считаем, что для "очищения" процесса международного усыновления надо развивать сотрудничество, направленное на борьбу с торговлей детьми. Мы полагаем, что многие проблемы можно снять путем заключения двусторонних международных договоров в области усыновления.
Такие соглашения с учетом взаимных интересов могли бы урегулировать весь комплекс вопросов, связанных как с самим процессом международного усыновления, деятельностью агентств по усыновлению, так и с осуществлением последующего контроля за жизнью усыновленных детей, определением их дальнейшей судьбы при неблагоприятных ситуациях.
Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 27 Ноября 2004