21 января 2000
2149

Екатерина Лахова: Возможность разрешения парламентского кризиса

Передача : Интервью
Ведущие : Марина Старостина
Гости : Екатерина Лахова


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" депутат Госдумы Екатерина Лахова.


М.СТАРОСТИНА: У всех на устах сейчас, конечно, скандал в Государственной Думе, связанный с отказом трех фракций ОВР, "Яблоко" и СПС приходить на пленарные заседания. Сегодня вроде появилась в определенном смысле позитивная весточка к разрешению ситуации. Геннадий Селезнев сообщил, что достигнута некая договоренность с Сергеем Кириенко о том, чтобы, не пересматривая решение о распределении комитетов, создать в структуре Думы еще несколько комитетов, закрепив их за тремя фракциями. Как Вам видится, это действительно может быть основанием для разрешения кризисной ситуации?
Е.ЛАХОВА: Во-первых, в Государственной Думе не скандал, а то, что в порыве объединились совершенно неожиданно фракции в альянс, которые отстаивают демократические принципы, нормы в парламенте. Это представительная законодательная власть. Если это не доказать и если это не отстоять, это будет распространяться и в гражданском обществе, и в целом нашем государстве. Поэтому я думаю, что данный конфликт может быть разрешен только в том случае, если две стороны будут слушать друг друга и услышат. Не так, как сегодня говорят коммунисты и "Единство" что меньшинство должно подчиниться большинству. Мы представительная власть, мы представляем одновременно и меньшинство, но это 30 процентов избирателей, это около 20 миллионов наших избирателей, поэтому мы, конечно, будем отстаивать их интересы. Я думаю, конфликт можно разрешить только в том случае, если диалог будет происходить на равных, а не с позиции силы, как это пытаются провести коммунистическая фракция или Геннадий Селезнев. Тем не менее, я думаю, что предложения, которые сегодня возникли, - не пересматривая пакета, а, может быть, введение дополнительных комитетов, - именно для того, чтобы можно было профессионалов из трех фракций поставить председателями комитетов, и, наверное, дополнительное количество заместителей. Это не то, что какие-то амбиции или что мы обиделись, это действительно хотелось бы, чтобы уровень подготовки законов отвечал тем требованиям, которые хотели видеть наши избиратели.
М.СТАРОСТИНА: Как раз очень важна личность человека, который руководит комитетом, да?
Е.ЛАХОВА: Конечно. В том-то и дело. От председателя комитета и от заместителя, конечно, зависит очень много, как будет рассматриваться и как будет приниматься данный закон. Вот, например, сделали Комитет по обороне Андрея Николаева. А в "Отечестве" есть маршал, Герой Советского Союза Куликов Виктор Георгиевич, уважаемый человек. Почему он не мог конкурировать с Николаевым, например? Или, например, есть Куликов Анатолий Сергеевич, который был министром МВД, который очень много ставил вопросов по борьбе с коррупцией, особенно в высших эшелонах власти. Или, например, Степашин. Что, разве они не профессионалы? Они могли тоже рассматриваться на комитет по безопасности, и на равных рассматривать данные кандидатуры. То, что сегодня пытаются на Первом и Втором каналах представить, что они обиделись, мы все дали по-честному вранье полнейшее, как всегда. Коммунистическая партия как во время выборной кампании, особенно по отношению к "Отечеству", обманывала, так они и непосредственно придя в Государственную Думу, когда они говорят, что мы договорились, а они, видите ли, обиделись, они абмициозны. Нет. Евгений Максимович Примаков - человек, который всегда идет на компромисс, которого очень трудно подтолкнуть к той акции, которую он принял. Говорят: вот, молодые люди обняли Евгения Максимовича, они в альянсе и сейчас проводят оппозиционные какие-то действия. Нет. Он очень здравый человек, и он действительно понимает, что в данной ситуации надо поступать именно так. Наша фракция, "Отечество Вся Россия", мы едины в этом. Самое главное: с первых дней, как только начался этот конфликт, и Примаков, и лидеры "Яблока", и Кириенко Сергей они все поставили так, что мы с первых дней начинаем работать по законам. Поэтому не случайно у нас создана рабочая группа по приоритетным законам, которые мы будем выносить. Т.е. мы не бросаем наших избирателей, мы не бросаем мандаты, мы просто говорим, что мы не будем пока принимать участие на руководящих постах, будем работать в качестве простых депутатов. Но справедливость должна восторжествовать, в первую очередь непосредственно в Государственной Думе.
М.СТАРОСТИНА: Как Вы считаете, рано говорить о создании правоцентристской коалиции?
Е.ЛАХОВА: Я думаю, что вообще коалиции правоцентристские, левоцентристские Зюганов, говорят, сегодня заявил о левоцентристской коалиции. Надо работать по закону. Когда пойдут конституционные законы, тогда надо будет набрать триста человек, вот тогда посмотрим, какие будут коалиции. Когда пойдет рассмотрение закона, например, о земельном кодексе, тогда посмотрим, как будет голосовать коммунистическая партия, которая в Государственной Думе четыре раза заваливала земельный кодекс. Там еще ряд законов пойдет. Например, сейчас у нас один из приоритетных законов будет снятие неприкосновенности с депутатов. Конечно, хотелось бы, чтобы это коллегиально было принято в Государственной Думе.
М.СТАРОСТИНА: Как Вы считаете, этот закон пройдет?
Е.ЛАХОВА: Я не знаю. Я думаю, что депутаты "Единства", по-моему, и коммунисты во время предвыборной кампании говорили о том, что неприкосновенность надо снимать. Может быть, здесь будут коллегиальны все сразу фракции, и они поддержат наше предложение. Я думаю, что мы должны внести, во-первых, поправки в регламент нашей Государственной Думы. Не то что на сейчас пересмотреть непосредственно этот пакет, а на будущую Государственную Думу, потому что придет она и примет такой регламент, и в результате опять возникнет такой конфликт. Причем, поправки в регламент, которые бы защищали в первую очередь меньшинство и депутатов независимых, которые прошли по одномандатным округам, которые тоже представляют и отстаивают интересы избирателей.
М.СТАРОСТИНА: Вы в каком комитете будете работать?
Е.ЛАХОВА: Я для себя на данной Думе выбрала Комитет по связи с общественными организациями и религией. Это не случайно. Меня почему-то многие отговаривают, но мне кажется, многие просто не понимают роль гражданского общества в нашем государстве, институты гражданского общества. До настоящего времени диалога между властью и гражданским обществом нет. В начале 90-х годов, когда демократы пришли и убрали коммунистов, пришли к власти, но править они стали по-старому, а людей распустили. Люди стали объединяться кучками по каким-то проблемам, интересам, нести определенный социальный заказ. Никто их не слышит, никому они не нужны. Чисто потребительское отношение: только во время предвыборной кампании сразу вспоминают об общественных организациях, о партиях и так далее, а так диалога нет. Я считаю, что во многом сила власти будет только тогда определяться, когда они будут работать в сотрудничестве с общественными структурами, с политическими структурами, в диалоге и реализовывать через конкретные действия, как в исполнительной власти, так и через конкретные законы непосредственно в Государственной Думе. 60 тысяч общественных организаций, около ста различный партий. Поэтому этот комитет для меня на сегодня очень важен. Мне бы хотелось, чтобы закон о социальном партнерском заказе был принят. И, может быть, еще ряд законов. Закон о равных правах и равных возможностях между мужчиной и женщиной, потому что дискриминация женщин сегодня довольно выражена в нашем обществе.
М.СТАРОСТИНА: Хочу спросить Вас о подготовке к президентским выборам "Отечества Всей России". Каково будет решение Евгения Максимовича Примакова: участвовать или не участвовать в выборах?
Е.ЛАХОВА: Евгений Максимович очень самостоятельный человек, и он принимает решения сам. Но я бы еще раз хотела подчеркнуть, что то, что произошло во время выборной кампании, например, со стороны "Всей России" "Отечество" понятно, они поддерживали Примакова от начала до конца. А вот со стороны "Всей России", поскольку очень много губернаторов входило, как только самые первые месяцы прошли Государственной Думы, в январе все стали объясняться в любви вдруг Владимиру Путину. Такой разворот на 180 градусов меня очень насторожил, поскольку сегодня со стороны Кремля в основном принимаются силовые приемы, методы. Даже то, что сейчас произошло в Государственной Думе, - это тоже силовой прием, силовой метод. Когда игнорируются 30 процентов избирателей это подвижка к диктатуре и, может быть, попирание тех демократических принципов, которые в начале 90-х годов только начали закладываться. Я думаю, что при том, как прошла выборная кампания: фальсификация, каналы Первый, второй, шестой канал, радио "Россия", радио "Маяк" - как работали и как извращали всю ситуацию! И вообще полнейшее вранье. Но это было очень сильное идеологическое оружие, которое было направлено непосредственно на избирателя, на простого человека, которому трудно разобраться, особенно в отдаленных точках, в селе, где кроме первого и второго каналов и радио никто ничего не слушает, ни НТВ там нет, ни ТВ-Центра, тем более. Когда сильное идеологическое оружие находится в руках власти, которая рвется в президенты, понятно, какой может быть эффект. Тем не менее, я считаю, что не случайно Зюганов один из первых выдвинулся кандидатом в президенты. Я думаю, что определенная договоренность между Кремлем и коммунистической партией была еще до выборов в Государственную Думу, когда готовился Закон о выборах. Знаете, почему? Во-первых, проект закона о выборах был подготовлен Центризбиркомом, работал над ним Анатолий Иванович Лукьянов. Кремль очень устраивал этот вариант. Поэтому они сделали все, чтобы большинством в Думе был принят данный закон. Вы видели, какие нюансы мы имели во время выборной кампании. Не случайно Зюганов был выдвинут одним из первых кандидатов в президенты, минуя постановление Центрального комитета партии, съезда. Ничего он этого не боялся, потому что, я думаю, устраивает Путина такой альянс во время выборной кампании, что Зюганов представляет коммунистическую партию, а не выбрали, предположим, от центристских сил, от левых сил одного кандидата. Или же тяжеловес Примаков Евгений Максимович, который единый был бы кандидат, и вероятность победы была бы очень большая, или Зюганов, который все равно проиграет. Возьмет свои 30 процентов, но он проиграет. Этот альянс устраивает, видимо, Путина. По крайней мере, вроде как выборы не безальтернативные.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" была депутат Госдумы Екатерина Лахова.



21.01.2000
http://echo.msk.ru/programs/beseda/10798.phtml

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован