20 мая 2003
1017

Экспедиторы защитили себя от клиентов.

На прошлой неделе 345 голосами "за" Госдума приняла во втором чтении разработанный и внесенный правительством проект закона "О транспортно-экспедиционной деятельности". Как ожидают в комитете по энергетике, транспорту и связи, до конца весенней сессии закон будет принят и летом вступит в силу.

Данный документ определяет порядок оказания экспедиционных услуг, устанавливает права, обязанности и ответственность сторон при выполнении договоров, связанных с перевозкой грузов. Глава комитета Владимир Катренко пояснил, что в новой редакции закона порядок осуществления транспортной деятельности определен как "оказание экспедиторских услуг по организации доставки грузов любыми видами транспорта, включая оформление таможенных документов".

Проект закона о транспортно-экспедиционной деятельности разрабатывается на протяжении последних четырех лет, а тем временем правоотношения в данной сфере регламентируются все еще Уставом автомобильного транспорта РСФСР. По мнению транспортников и экспедиторов, это не дает возможности автотранспортным предприятиям, выполняющим междугородние и международные перевозки, успешно наращивать собственный капитал, расширять номенклатуру и увеличивать объемы транспортных услуг.

Выступая 28 апреля на круглом столе "Проблемы законодательного регулирования автотранспортной деятельности", замруководителя аппарата комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Ираклий Асламозов сообщил, что в проект закона ко второму чтению было предложено 75 поправок, 30 из них рекомендованы комитетом к отклонению.

Как пояснил БПИ юридический советник комитета Галина Федотова, между первым и вторым чтениями закон претерпел не столько содержательные, сколько структурные изменения. Из него было выброшено большинство норм, которые уже есть в Гражданском кодексе и других законодательных актах, а также декларативные нормы. Таким образом, депутаты отказались от бессмысленного дублирования положений нормативного акта более высокого уровня документом, развивающим эти положения. Кроме того, из текста законопроекта изъяты все нерегулятивные нормы, попавшие туда в первоначальной редакции: например, цели и задачи законодательства об экспедиторской деятельности.

Рабочая группа, которая готовила законопроект ко второму чтению, предпочла сконцентрироваться на более четких формулировках прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих при осуществлении экспедиторской деятельности. Уточнены понятия "клиент" и "экспедитор". В результате, по мнению госпожи Федотовой, устранен перекос в пользу клиентов, когда по всем нарушениям, неисполнениям или ненадлежащим исполнениям обязательств главная часть ответственности ложилась на экспедитора. Теперь установлен справедливый баланс ответственности сторон.

Этого можно было ожидать, так как, комментируя принятие законопроекта Госдумой во втором чтении, в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) БПИ с удовлетворением заявили, что в документ вошли практически все поправки, предложенные ассоциацией и направленные на защиту интересов транспортников.

Из проекта также устранены положения о генеральных условиях осуществления экспедиторской деятельности, которые разрабатываются и утверждаются правительством. Это было сделано потому, что в законе не предусматривалось, что именно должно содержаться в этих условиях. Поэтому генеральные условия было решено заменить правилами контроля над транспортно-экспедиторской деятельностью и доверить кабинету министров самостоятельно определять их содержание. Как пояснил господин Катренко, в законе будет определена лишь схема контроля за выполнением услуг как в рамках заключенных договоров, так и согласно утвержденным правительством РФ правилам.

"Учитывая высокий темп работы над законопроектом, в июне закон может быть принят", - полагает господин Асламозов.

20.05.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2523
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован