БУРИДАНОВ ОСЕЛ*
Вы, наверное, помните сказку о Емеле, который в проруби поймал щуку, и с ее помощью стал богатым и счастливым. А я расскажу историю про моего приятеля, который, называя себя буридановым ослом, упустил такую возможность.
А случилось вот что. Озеро, на котором проводили исследования, покрылось тонкой коркой льда, и только в его середине была небольшая полынья. Лед был слишком тонкий, чтобы по нему можно было ходить, поэтому приходилось пробиваться к чистой воде в обычной весельной лодке. Для этого молотом разбивали лед, делали проход для нее и так, шаг за шагом, продвигались к полынье. От такого грохота чертям было тошно (если, конечно, они там водились), не говоря уже о рыбе.
Как-то раз после очередной серии ударов молота по льду из воды выпрыгнула большая щука и упала в лодку. Она, или испугалась шума, или же гонялась за мелкой рыбешкой, и не рассчитала своего прыжка.
Что делать, как Емеля-дурачок, отпустить ее в воду, или … зажарить? Мозг лихорадило. С одной стороны – сказка, с другой – живое существо, надо спасать. Однако, … щука – это объект охоты. Сама виновата, что попала в руки человека. А самое главное – у этого исследователя давно закончилось мясо, и меню состояло из одной только каши и чая.
Пока продолжался этот незримый спор сторонников охраны живой природы и ее потребителей, щука замерзла. Все вроде бы стало на свои места. Однако,… начала мучить совесть: щуку загубил, да и сюжет сказки из головы не шел. Пока работал несколько часов на ветру и холоде, сомнения совсем одолели. Обратно плыл, укоряя себя о загубленной щучьей душе. Есть щуку не стал. Для успокоения совести пришлось ее коту отдать.
*Так говорится о человеке, находящемся в положении крайней нерешительности, колеблющемся в выборе между двумя равносильными решениями. Выражение это приписывается фр. философу XIV века Жанну Буридану. В доказательство одного из своих доводов он привел в пример осла, который находился между двумя равными охапками сена, должен был умереть с голода.
РЫБЫ – СУДОМОЙКИ
Эта история специально написана для детей, которые не любят манную кашу. Напрасно! Она очень вкусная и полезная. Ее едят не только люди, но и ... рыбы. От них не отстают и головастики. Когда им давали на выбор несколько видов каш, они в первую очередь съедали манную. А головастики, которых специально подкармливали этой кашей, росли значительно быстрее, чем их собратья, обделенные таким вниманием. Так что, дорогие ребята, берите с них пример.
Мы проводили научные исследования на одном из озер Подмосковья. Повара у нас не было, и еду приходилось готовить самим. Приготовление пищи – процесс творческий, чем-то сродни научной работе, где каждый имеет возможность экспериментировать. Однако самое неприятное в этом деле – мытье посуды. Представьте, сколько ее оставалось после полутора десятка человек. А если сюда добавить кастрюли, сковородки и прочую кухонную утварь. Ужас! И все это вначале надо мыть горячей водой, потом споласкивать холодной, вытирать и раскладывать по полкам. Так что вторая часть дежурства на кухне у большинства из нас не вызывала особого восторга.
Обратили внимание, к берегу подплывают мелкие рыбешки и подъедают остатки пищи. Выход был найден. Посуду стали раскладывать в прибрежье озера. Рыбки забирались в кастрюли, тарелки, сковородки и быстро съедали остатки пищи. Когда рыба уплывала, за дело принимались головастики. В том году их было огромное количество. Они облепляли стенки посуды и соскабливали с нее все то, что не могли съесть рыбы. Оставалось немного сполоснуть – и посуда была чистая. Мы были им крайне благодарны, что избавили нас от столь неприятной работы.
Мы начали интересоваться, что же едят рыбы? Оказалось, они съедают все, что попадает в водоем, – кашу, лапшу, макароны, хлеб, вареный картофель, капусту. Даже кусочки жира – и их съедали. У рыбы спина темная, и сверху ее трудно разглядеть, зато хорошо виден во рту светлый кусочек каши или макаронинки. Мечется рыба из стороны в сторону, пока ни съест еду, а потом опять кидается за новой порцией.
В присутствии рыбы вода в прибрежье всегда была чистая; все пищевые отходы сразу же утилизировались ими. Осенью вода у берега стала быстро охлаждаться, и рыба перестала подплывать к берегу. Из-за этого пришлось уже самим заниматься мытьем посуды, притом на кухне, а не в озере. Отсутствие рыбы сразу же сказалось на качестве воды. Вода у берега сразу же загрязнялась, и стала непригодна для мытья посуды.
Как показали наши наблюдения, рыба больше всего любит манную кашу. Стоило поставить посуду с остатками каши в озеро, как вода буквально закипала от нетерпеливых рыбешек. В кастрюлю до десятка небольших рыбок набивалось. Головастики не отставали от них. Они так облепляли посуду, что она становилась черной от их тел. Рыбы хватали кашу даже из рук. Опустишь в воду облепленную кашей руку и чувствуешь, как они тычутся в нее своими ртами. Нам даже казалось, что в этот момент их можно было трогать руками. Однако мы не позволяли это делать. Ведь это же были наши судомойки, и они должны нам полностью доверять.
А.П.Садчиков, профессор Московского государственного университета, вице-президент Московского общества испытателей природы