Вопрос ребром
На этой неделе общественная организация "Деловая Россия" начала изучение одного сверхважного вопроса, комплексное, последовательное решение которого может в обозримое время серьезно изменить систему отношений "общество - власть".
Речь идет о создании организационной и совсем не сложной системы, могущей свести к минимуму наличие коррупциогенных факторов в действующих и вновь принимаемых нормативно-правовых актах любого (для начала областного и ниже) уровня.
Проще говоря, срочно необходимо "очистить" вышедшие и выходящие законы и постановления от пунктов и статей, позволяющих чиновнику творить самоуправство.
Практически каждый предприниматель, да и немалое число физических лиц, т. е. обыкновенных граждан, сталкивались с непробиваемой стеной чиновничьего произвола. А при слове "проверка" любого предпринимателя бросает в холодный пот. Налоговики, прокуроры ОБЭП, СЭС, пожарные и т. д., и т. п. Они требуют "все" документы и толкуют свои права шире матушки-Волги, а наши - даже не ручеек, а так - струйка...
Скажу сразу, что это не какие-то монстры, а зачастую в быту, вне работы милые люди, симпатичные женщины. Просто они действуют так, как диктуют им скверно написанные законы и удобные ведомственные инструкции.
Описанная ситуация является, к сожалению, естественной и неизбежной для общества, только начавшего примерять на себя правовые вериги и только присматривающегося к модели, в которой главным является законопослушный собственник, налогоплательщик, а вовсе не наемный или даже избранный (ох как страшно!) мэр или губернатор.
Итак, что означает "коррупциогенность нормативно- правового акта (HПA)"? Да всего лишь навсего наличие в нем избытка норм или их недостаток, слабая, нечеткая прописанность, позволяющая чиновнику трактовать их как удобно, как угодно, нередко в свою пользу.
Умные люди, работающие в Центре стратегических разработок в г. Москве, еще несколько лет назад разработали весьма результативную методику анализа НПА на коррупциогенность.
Ее применение пусть не сразу, но в скором будущем позволит резко уменьшить степень "самостоятельных" действий чиновников всех уровней. Повторяю: всех! Начиная сами знаете с кого.
Мало того, эти умники из центра предлагают проекты документов, имеющих общественное значение, публиковать в СМИ и обсуждать с теми, чьи интересы эти документы затрагивают. Размечтались!
Но... чу! 18 июля 2007 года за N 1285 выходит постановление главы администрации нашей области "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Волгоградской области".
Ай да мы молодцы - ну-ка почитаем, кто же будет сей грозный независимый контролер?
Вот п. 2: "Возложить полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов Волгоградской области на юридические службы (юристов) структурных подразделений администрации Волгоградской области, являющихся разработчиками указанных проектов".
Ну и правильно, кто лучше козлика может охранять капусту? Вот поэтому "Деловая Россия" намерена разработать и предложить администрации в виде эксперимента заменить козлика на Полкана - скорее всего, толк будет.
А если серьезно, то я не сомневаюсь, что руководители области и города поймут и поддержат инициативу нашей организации.
Как говорят, "с надеждой на сотрудничество" Леонид Семергей.
oblvesti.volgorik.ru
N42 19.10.2007