15 августа 2005
3097

Елена Афанасьева: Его величество Product Placement. Станет ли скрытая телереклама товаров скрытой рекламой политиков?

- Жанна Аркадьевна, примите "Йодомарин"! - в разгар комической сцены советует дворецкий Константин из популярного ситкома "Моя прекрасная няня" (СТС).

- Возьми "Эклипс", освежи дыхание, прежде чем идти к шефу! - предлагает коллеге-конкуренту участница реалити-шоу "Кандидат" (ТНТ).

- А "Ролтон" у нас еще остался?! - вожделенно вопрошает оголодавший на необитаемом острове участник программы "Последний герой" ("Первый канал").

Будущие звезды "Народного артиста" ("Россия") моют голову исключительно Head and shoulders, вся "Фабрика звезд" выбивается в акулы шоу-бизнеса исключительно за счет косметики Mia. Герои сериалов пьют только определенную водку или коньяк, их дети мечтают о ресторанах быстрого питания "Му-му". И венец бросившегося всем в глаза Product Placement"а - кадр из "Ночного дозора", где на фоне обесточенного погасшего города вдруг вспыхивает реклама оператора сотовой связи компании МТС.

Его величество Product Placement процветает в отечественном телепространстве. По разным данным, наиболее успешные (с коммерческой точки зрения) реалити-шоу живут уже не столько за счет рекламы внутри и вокруг программы, как все остальные сегменты эфира, сколько за счет так называемой "скрытой рекламы", вплетенной в ткань действа. Рекорд по доходам от размещения рекламы внутри программы получило шоу "Дом-2" телеканала ТНТ ($4 млн). Второе и третье места делят проекты "Первого канала" "Последний герой" и "Фабрика звезд", заработавшие по $3 млн каждый. Все эти суммы превосходят объемы рекламных поступлений, заработанных популярными программами на обычной рекламе.

Производители йогуртов, шампуней, зубных паст и прочих товаров народного потребления охотно размещают скрытую рекламу в развлекательном сегменте телеэфира, поскольку именно развлекаловку смотрит большинство их потенциальных покупателей. Встроенная в контекст действия реклама выгодна и рекламодателям, и производителям телепродукции. Обходится она дешевле, чем заполонившие эфир стандартные ролики, коими полны рекламные паузы на всех каналах, но, окруженная не другой рекламой, а сюжетным действием типа "Саша любит Машу, Маша любит Мишу, а Саша с горя пьет водку Nemiroff", запоминается намного лучше. И доходы от размещения такой рекламы в большинстве случаев не делятся с рекламными монополистами (порой они не делятся и с каналами-вещателями), а остаются непосредственно в бюджете производителей конкретного телепроекта.

Монополиста, подобного компании "Видеоинтернэшл" ("ВИ"), подобравшего под себя практически весь рынок телевизионной рекламы, в сфере Product Placement"а нет. Более того, собственное подразделение, занимавшееся размещением скрытой рекламы, "Видеоинтернешнл" прикрыл. Официальное объяснение - "непрофильный бизнес". На деле, скорее всего, заключены некие устные договоренности между каналами, чьи рекламные возможности продает "ВИ", и самим продавцом: мы, мол, не лезем в сферу ваших продаж нашей рекламы, но и вы оставляете нам поле деятельности, на котором обязуетесь не играть. Телеканалы и производители не желают делить вполне прибыльную и практически неконтролируемую сферу рекламы с перепродавцом, им выгоднее заключать договоры напрямую, не отдавая немалую долю рекламному селлеру.

По некоторым данным, соотношение открытой и скрытой рекламы в телеэфире - 40:60. Шестьдесят процентов рекламы остается вне того заявленного на текущий год объема в $1 млрд 700 млн рекламы официальной, которая так раздражает зрителя. Кроме того, эфирное время скрытой рекламы не идет в зачет тех 20% общего эфирного времени, больше которого отводить на рекламу не имеет права никакой канал. А та же компания "Видеоинтернешнл" недавно объявила о необходимости резкого повышения расценок на официальную рекламу, спрос на которую стал сильно превышать предложение, то есть те 20% эфирного времени каждого канала. Product Placement положенные проценты не нарушает.

В принципе ничего нового в скрытой рекламе товаров, глубоко (или не глубоко) запрятанной внутри фильма или шоу, нет. Вопрос именно в глубине. И в мере таланта, позволяющего рекламе оставаться скрытой, а не лезть изо всех щелей, как советы освежиться "Эклипсом" и принять "Йодомарин". Теперь уже мало кто помнит, что один из самых знаменитых фильмов Клода Лелюша "Мужчина и женщина" был снять как реклама новейшего автомобиля, на котором весь фильм ездил герой-автогонщик. В памяти уже не одного поколения зрителей фильм этот остается великой историей любви, а того, что первое поколение французских зрителей при выборе машины подсознательно выбирало ту, на которой ездил любимый герой, никто (кроме маркетинговых и рекламных служб автомобильной компании) не замечал. Просто реклама товара была действительно скрытой, рассчитанной именно на подсознание. В отличие от новейших российских аналогов, где рекламируемый йогурт не просто тоннами поедают в кадре, но еще и норовят держать пакетик все время этикеткой наружу - вдруг кто не рассмотрел!

Американский сериал "Секс в большом городе" буквально напичкан рекламой дорогих торговых марок, линий одежды, модных нью-йоркских баров, ресторанов, бутиков, косметологических клиник и прочих заведений. Но лишь поднаторевший в деле Product Placement"а специалист вычленяет из бесконечной болтовни четырех подруг по поводу секса и туфелек названия конкретных фирм-производителей и понимает, сколько было заплачено компанией Prada за то, чтобы Кэри Брэдшоу привела своего очередного ухажера именно в этот бутик. Но никаких тебе крупных лейблов в кадре. Скрытая реклама остается действительно скрытой.

В родном же отечестве все иначе. Многие стремительно разбогатевшие сограждане предпочитают одежду от известных кутюрье исключительно такую, чтобы лейбл дорогой фирмы был виден издалека: вдруг окружающие по фактуре ткани, отстрочке, крою и прочим деталям не сумеют считать марку и не поймут, что на тебе тысячедолларовый Kenzo, а не качественная, но скромная одежда из обычного универмага. Так и родной Product Placement, не доверяя отечественному зрителю (вдруг не заметят, не проникнутся, и деньги, вложенные в сериал или в шоу пропадут даром), стремится быть видным и мозолит глаза.

Так что у нас и Product Placement с особым национальным колоритом. В сезон прошлых президентских выборов на одном из государственных каналов шел сериал "Другая жизнь" - встречи, прощания, расставания, коварные измены, богатые олигархи, начинающие стареть жены и юные красавицы, жаждущие покорить столицу, - вполне традиционный для женщин и про женщин. Героини этого сериала питались исключительно сыром и прочими молочными продуктами President. Но помимо скрытой рекламы этого сорта продуктов создатели сериала умудрились воткнуть в финал и скрытую рекламу собственно президента. Президента России.

В разгар необходимого для сериального жанра хэппи-энда за новогодним столом мужчина в летах в исполнении Аристарха Ливанова спрашивает у юной дочери одной из героинь, какие мужчины ей нравятся. "Мне он нравится!" - решительно заявляет тинэйджерка, указывая на экран телевизора, в котором на фоне припорошенной снегом кремлевской елочки обращается с новогодним посланием к согражданам действующий президент. И далее на несколько минут вполне драгоценного сериального времени все собравшиеся за столом обсуждают Путина: он и красивый, и сексуальный, и "По статистике семьдесят процентов женщин о нем мечтают! - А тридцать? - А тридцать даже и не мечтают!". В общем, Product Placement идущего на свои вторые выборы президента по полной программе.

Но на тех выборах и скрытая и открытая реклама единственного кандидата была ни к чему: выбора-то у страны не было. Впервые внедренный в сериальное пространство политический Product Placement проходил апробацию. К сезону 2007-2008 скрытая реклама президентского преемника может быть не менее востребована, чем скрытая реклама товаров. Если учесть, что телевизионный продукт готовится заранее, сериалы снимаются за год, а сценарии пишутся года за два до появления в эфире, то у специалистов по политическому Product Placement"у горячая пора начитается сегодня. Они уже должны угадать, о ком мечтать достигшим избирательного возраста любительницам реалити-шоу и сериалов в 2007-м.


http://ej.ru/?a=note&id=1600

15.08.2005

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован