21 декабря 2005
1880

Елена Афанасьева: М&М. `Мастер и Маргарита` в телевизионном пересказе

Это рейтинговые данные - показатель того, как телезрители смотрели первые две серии показанного в минувший понедельник на телеканале "Россия" сериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". Данные пока только по Москве (сведения по России в целом обычно поступают днем позже), но профессионалы телевидения пояснят несведущим, в чем уникальность этих цифр - выше бывает только у Новогоднего обращения президента, да и то не всегда.

Цифры эти означают, что почти треть всех москвичей этот вечер провели с экранизированным "Мастером..." (это отражает понятие "рейтинг"), а из тех москвичей, которые в понедельник предпочли телевизор иным формам досуга, смотревших телеверсию булгаковского романа было значительно больше половины. Лучше результаты только на Украине, где телеканалу "Интер", по какой-то странности, досталось "право первой ночи", и украинские зрители, насладившиеся двумя первыми сериями сериала Бортко накануне в воскресенье, принесли ему долю 68,8%.

Создателям сериала, пребывавшим перед премьерой в состоянии мандража, впору выдохнуть и праздновать победу. Такие рейтинговые показатели (а иной формы оценки телевизионного продукта доселе не придумано) позволяют им чувствовать себя победителями. Зрителей у экранов собрали и, скорее всего, с незначительными потерями удержат оставшиеся 8 серий. Но кому принадлежит эта победа, авторам экранизации или самому роману Булгакова - вопрос.

Все, случившееся в этот декабрьский вечер, я бы разделила на две составляющие - зрительский интерес к телеверсии великого романа и сам сериал как телевизионное произведение. И эти две составляющие оценивала бы по-разному.

Собранный рейтинг - это действительно победа. К тому же, треть москвичей, пришедших к телевизорам "на Булгакова", - показатель того, что со страной еще не все так плохо, как может показаться.

Именно эта цифра - сколько зрителей придет к началу сериала, признаюсь, интересовала меня более всего. И то, что пришло почти тридцать процентов, это здорово! То, что без малого треть жителей огромного мегаполиса, забыв о круговерти текущих дел, предновогодних вечеринках, подготовке к празднику и прочей суете, два часа смотрела телевизионное переложение булгаковского романа - это (как бы выспренне такое определение ни прозвучало) показатель интеллектульного здоровья нации.

Спасибо стране (или пока хотя бы ее столице) за то, что она все еще такая, в какой не читать "Мастера и Маргариту" неприлично. Спасибо, что живущие в этой стране люди (они же телезрители) все еще много лучше, чем о них думают иные теленачальники, усердно загоняющие этих зрителей в пространство "кривых зеркал". Впрочем, начальники могут продолжать. Еще пару-тройку лет покормят нацию аншлагами-кармелитами и прочим высокорейтинговым мусором, и жажда иного телевидения, отразившаяся в зрительском интересе к премьере "Мастера и Маргариты", приблизится и к 90%.

Но все эти спасибо адресованы исключительно зрителям, их ожиданиям. И, конечно, самому Булгакову, чей великий роман собрал людей у экранов.

Увы, после показа первых двух серий продолжать поток восторгов, адресуя их уже авторам телевизионной версии, не могу. Хотя точнее сказать так: искреннее спасибо безумцам - и режиссеру Владимиру Бортко, и актерам, и каналу "Россия", ибо без телевизионной и финансовой воли Олега Добродеева, Антона Златопольского, Валерия Тодоровского ничего бы не было, - рискнувшим взяться за проект (и отдельное спасибо за отсутствие в первых двух сериях рекламы). Но, как у Вознесенского, помните: "Авантюра не удалась - за попытку спасибо...".

У каждого зрителя свое впечатление от увиденного. Как зритель, ожидавший просто чуда, и как телекритик, ожидавший современного с точки зрения телевизионных технологий и телевизионной режиссуры проекта, пока могу сказать только о жесточайшем разочаровании. Весь понедельничный вечер сама себе напоминала ребенка, которому обещали долгожданный подарок, а в роскошной обертке вместо ожидаемого сюрприза оказалась примитивная устаревшая картонная кукла. Или пропылившийся в кладовках нищего провинциального ТЮЗа мохнатый костюм облезлого кота, которого в телевизионной версии выдают за булгаковского Бегемота. Странно, на презентации сериала режиссер Бортко говорил, что прежде экранизировать "Мастера..." было трудно, поскольку все ломали голову над тем, как делать кота, и лишь современные компьютерные технологии позволили справиться с этим. И где же, скажите, эти хваленые технологии, если по пространству кадра бегает карлик в тюзовском костюме?!

Перечень разочарований, боюсь, может занять много места.
Взять хотя бы возраст актеров. Даже Иван Бездомный у Влада Галкина получается староват, что уж говорить о Пилате, которого играет Кирилл Лавров (Пилату на момент встречи с Иисусом было 40 лет). Не очень органично смотрится в роли Воланда и гениальный актер Олег Басилашвили, искусственность иных его реплик режет слух. Когда, повернувшись в камеру и нарочито шевеля губами, он начал произносить фразу о белом плаще с кровавым подбоем, захотелось выдернуть вилку из розетки и схватить томик Булгакова, чтобы восстановить в себе привычное ощущение от романа.

И придуманный Бортко "человек во френче", которого, повинуясь режиссерской воле, Валентин Гафт вынужден стилизовать под Берию - притянутый за уши персонаж, которого не было и не могло быть у Булгакова.
И примитивная, как в советских фильмах шестидесятых годов, крутилка в кадре, призванная символизировать перемещение Степы Лиходеева в Ялту (господа создатели, где же ваши хваленые, упомянутые в титрах компьютерные студии, неужто они не знают, что за минувшие годы искусство спецэффектов продвинулось далеко вперед?!).
И раздражающая картонность большинства персонажей "московской части", которую ни сатирической, ни исторической не назовешь, ибо нет в ней ни гротеска, ни сатиры, ни булгаковских аллегорий и ассоциативного ряда - ничего, кроме читки реплик вслух.
И пустоты в кадре, что на московских (снятых в Петербурге) улицах, что в сценах с Иешуа и Пилатом, когда, кроме основных персонажей и двух-трех статистов, не видно никого, и главное, не видно города - ни булгаковской Москвы, ни ее древнего отражения Ершалаима. Так и хочется спросить, где же заявленные более чем 500 000 долларов на серию, если ни приличных декораций, ни приличной массовки не видно. Неужто весь бюджет сериала, все 5 000 000 долларов, Воланд истратил на свой бал?!

Впрочем, все это мелкие придирки - у каждого свои. Как и радости у каждого смотрящего свои (Сергей Безруков в роли Иешуа, которую, казалось, и сыграть-то невозможно, по моему ощущению, очень хорош).

Пока, однако, все эти мелкие плюсы и минусы не складываются в главное - в ощущение того потока, который захватывает тебя в булгаковской прозе и, ни на секунду не отпуская, несет до самого финала. На экране лишь попытка словами и шаблонно выстроенным чередованием кадров содержание романа пересказать. А ни одному кино- или телепересказу доселе не удавалось передать суть пересказываемого. Случись этот сериал в 70-е годы, и он, пожалуй, был бы верхом
телевизионного совершенства. Но и тогда не в качестве многосерийного фильма, а в качестве телеспектакля, на который проект Бортко походит более всего. Но на дворе 2005-й. И за тридцать лет киноязык, на котором изъясняются и лучшие телевизионные работы, изменился радикально.

Снимать по старинке теперь, когда новейшие технологии и радикально иные приемы монтажа изменили кино до неузнаваемости, непростительно. Тем более, что и в этой устарелой системе кинокоординат адекватного перевода булгаковского словесного ряда в ряд образный Владимиру Бортко найти не удалось.

Рада буду, если следующие 8 серий убедят меня в том, что я сделала слишком поспешные выводы. Это тот случай, когда я хотела бы ошибиться. А пока полночи перечитывала роман - чтобы избавиться от телевизионного осадка.


http://ej.ru/?a=note&id=2645

21.12.2005

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован