07 сентября 2006
2465

Елена Афанасьева: Переход количества в качество. И обратно

С первым понедельником сентября, как водится, начался не только учебный год, но и новый телевизионный сезон. Все или почти все каналы переоделись в новые одежки, кардинально поменяв или обновив свои цветовые палитры, дизайн, межпрограммное оформление эфира, а иные замахнулись и на святое - логотипы и названия своих телекомпаний (о повальной эпидемии телевизионного ребрендинга читайте в "ЕЖ" в ближайшие дни). И премьеры посыпались, как листья, которые в эти сентябрьские дни начинают слетать с деревьев.

Исключения редки. Например, бывший ТВЦ, ныне упорно желающий именовать себя "ТВ-Центром", решил стартануть в этом забеге заранее и выдал залп премьер еще в середине августа. Два супергиганта - "Первый" и "Россия" - и вовсе не прерывались на лето, но самое сладкое все же припасли на начало сентября. Но в массе своей все каналы ждали этой осенней отмашки, чтобы начать поражать воображение зрителя своими новыми шедеврами.

Но вот проблема - новых проектов много, а зритель один. На все телеканалы, научившиеся делать вполне качественный, но и вполне одинаковый телевизионный продукт, один и тот же зритель. И как его делить между показами десятка новых сериалов, полудюжиной ситкомов и залпом развлекательных шоу? Тем паче, на каждом канале премьер больше, чем этот несчастный зритель может переварить, даже если круглосуточно будет смотреть только один канал. А таких каналов в домашнем телевизоре у кого 13, у кого и все 20. И если учесть, что нынешняя телевизионная мода вещь странная - каждый сезон в эфир вываливается масса однотипного продукта - зрителю непросто разобраться, где чья премьера.

В отечественном эфире всегда все одновременно. То ментовские саги, то множественные конвейеры по производству из мальчиков и девочек звезд шоу-бизнеса, то двухсотсерийные слезливые мыльные оперы и прочие долгоиграющие сериалы, будто по одному сценарию снятые, с одним и тем же набором штампов и актеров, а порой и почти с одинаковыми названиями. Когда на "ТВ-Центре" идут "Сестры", на "Первом" - "Сестры по крови". Попробуй не перепутать!

Понятно, что я несколько сгущаю краски. Но суть явления остается.
В начавшемся телевизионном сезоне невозможно выделиться за счет нового зрелища. Все всё уже видели. Все жанры в отечественный эфир привнесли, все успешные западные форматы купили. Нефтяные деньги, перетекающие в телевизионные резервуары через рекламные лейки, привели телерынок в такое состояние, когда количество однотипной и вполне качественной продукции превышает разумные пределы ее потребления.

ctc-tv.ru
При всем интересе, скажем, к сериалам, ни одна завзятая сериаломанка не способна одновременно переварить все, что ей ежедневно подносят на телевизионном блюде. "Любовь как любовь", "Пять минут до метро", "Сестры по крови" и "Остаться в живых" на "Первом канале"; "Обреченная стать звездой", "Волчица" и "Тайны следствия" на "России"; "Петя Великолепный" и "Кадетство", не считая грядущий новых серий "Моей прекрасной няни" на СТС; "Сестры" и "Херувим" на ТВ-Центре; "Острог" и бесконечно повторяемые, но до конца всеми не увиденные "Улицы разбитых фонарей" на НТВ.


Все это в один день. И все это, за исключением культового американского сериала Lost ("Остаться в живых"), вполне однотипное зрелище, рассчитанное на вполне однотипную, потребляющую подобные сериалы аудиторию. И что именно эта аудитория "съест", а что даже не заметит, предугадать практически невозможно.
К примеру, канал СТС, казалось бы, знал, что его ждет трудный сезон. И даже сам определил свое нынешнее бытование как "жизнь после сериала "Не родись красивой". История превращения некрасивой Кати Пушкаревой в прошлом сезоне так резко взметнула рейтинговую планку канала, что падать с такой высоты на прежний "допушкаревский" уровень теперь больно.

Запуская вместо одного проекта прошлого сезона сразу два, СТС рассчитывал вместо доли в 30% аудитории, которую собирала "Не родись красивой", собрать на двух премьерах два раза по 15%, что в сумме дало бы желанные показатели. Но первые дни эфиров нового долгоиграющего лирического мыла "Пети Великолепного" и "Кадетства" и близко не собрали половины от "пушкаревской" доли. Массированной рекламой в первый день показа удалось привлечь около 6% смотревших телевизор москвичей, но уже на вторых сериях доля московской аудитории снизилась до 5,1% на "Кадетстве" и до 3,4% на "Пете Великолепном". О доле 28-35% каждой серии "Не родись красивой", а с ними и о среднесуточной доле в 10-11%, которую собирал СТС в прошлом сезоне, теперь мечтать не приходится. В прошедшие дни канал довольствовался среднесуточной долей по Москве в аудитории старше 18 лет в 4,6-5,4%.

ctc-tv.ru
В чем секрет нынешней зрительской популярности того или иного сериала или шоу, точно сказать не может никто. Даже профессионалы. И производители, и вещатели разводят руками, и, складывая примерно одинаковые финансы и усилия, с дрожью ждут - выстрелит или не выстрелит. А почему "выстрелило" или нет, понять могут только постфактум. И главные из этих "почему", похоже, теперь, как тот черт, кроются в деталях.

Ну посудите сами. Два главных канала страны - "Первый" и "Россия" - разом покупают у разных западных компаний лицензии на почти одинаковые форматы, в которых не знающие азов фигурного катания звезды становятся на лед. Дальше все как под копирку. Там чемпионы, тут чемпионы (у "Первого", правда, чемпионы "посвежее", звезды Туринской олимпиады и иже с ними, в то время как "России" приходится довольствоваться блистательными, но все же подзабытыми звездами 80-90х годов). И тут и там выглядящие коровами на льду певцы, актеры, чемпионы из других видов спорта. И тут и там жюри из профессионалов фигурного катания и балета, (если на одном канале Тарасова, то на другом, разумеется, Чайковская). И тут и там зрительское голосование ...

В чем же разница, спросит не видевший ни "Танцы на льду", ни "Звезды на льду" зритель. А разница в деталях. Во всех деталях телевизионного мастерства - в постановке шоу, в свете, звуке, многокамерной съемке, декорациях, освещении, рекламе проекта в эфире и т.д.

Сложенные все вместе эти детали и показывают уровень, присущий тому или иному каналу. Стартовавшие на две недели раньше конкурентов "Танцы на льду" на "России" выглядели вполне эффектным шоу, пока в прошлую субботу на "Первом" не вышел первый выпуск "Звезд на льду". И в сравнении с ним проект второго канала, по меткому выражению одного не телевизионного, а кинокритика, стал казаться "школьной самодеятельностью". И свет не тот, и объема кадру не хватает, да и сами пресловутые звезды, которые, казалось бы, в обоих проектах стали на лед за полтора-два месяца до первого появления в эфире, на "Первом" отчего-то катаются лучше и делают куда более сложные элементы, чем на "России"...

Все это самые начальные впечатления от первых премьер сезона. Но уже по сумме этих ощущений можно точно сказать - нас ждет сезон, в котором огромное количество телевизионных проектов лишь изредка сможет перейти в качество. Главное, чтоб не случился обратный процесс.

Использованы материалы сайтов rutv.ru; 1tv.ru; ctc-tv.ru


http://ej.ru/?a=note&id=4733

07.09.2006

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован