С первым понедельником сентября, как водится, начался не только учебный год, но и новый телевизионный сезон. Все или почти все каналы переоделись в новые одежки, кардинально поменяв или обновив свои цветовые палитры, дизайн, межпрограммное оформление эфира, а иные замахнулись и на святое - логотипы и названия своих телекомпаний (о повальной эпидемии телевизионного ребрендинга читайте в "ЕЖ" в ближайшие дни). И премьеры посыпались, как листья, которые в эти сентябрьские дни начинают слетать с деревьев.
Исключения редки. Например, бывший ТВЦ, ныне упорно желающий именовать себя "ТВ-Центром", решил стартануть в этом забеге заранее и выдал залп премьер еще в середине августа. Два супергиганта - "Первый" и "Россия" - и вовсе не прерывались на лето, но самое сладкое все же припасли на начало сентября. Но в массе своей все каналы ждали этой осенней отмашки, чтобы начать поражать воображение зрителя своими новыми шедеврами.
Но вот проблема - новых проектов много, а зритель один. На все телеканалы, научившиеся делать вполне качественный, но и вполне одинаковый телевизионный продукт, один и тот же зритель. И как его делить между показами десятка новых сериалов, полудюжиной ситкомов и залпом развлекательных шоу? Тем паче, на каждом канале премьер больше, чем этот несчастный зритель может переварить, даже если круглосуточно будет смотреть только один канал. А таких каналов в домашнем телевизоре у кого 13, у кого и все 20. И если учесть, что нынешняя телевизионная мода вещь странная - каждый сезон в эфир вываливается масса однотипного продукта - зрителю непросто разобраться, где чья премьера.
В отечественном эфире всегда все одновременно. То ментовские саги, то множественные конвейеры по производству из мальчиков и девочек звезд шоу-бизнеса, то двухсотсерийные слезливые мыльные оперы и прочие долгоиграющие сериалы, будто по одному сценарию снятые, с одним и тем же набором штампов и актеров, а порой и почти с одинаковыми названиями. Когда на "ТВ-Центре" идут "Сестры", на "Первом" - "Сестры по крови". Попробуй не перепутать!
Понятно, что я несколько сгущаю краски. Но суть явления остается.
В начавшемся телевизионном сезоне невозможно выделиться за счет нового зрелища. Все всё уже видели. Все жанры в отечественный эфир привнесли, все успешные западные форматы купили. Нефтяные деньги, перетекающие в телевизионные резервуары через рекламные лейки, привели телерынок в такое состояние, когда количество однотипной и вполне качественной продукции превышает разумные пределы ее потребления.
ctc-tv.ru
При всем интересе, скажем, к сериалам, ни одна завзятая сериаломанка не способна одновременно переварить все, что ей ежедневно подносят на телевизионном блюде. "Любовь как любовь", "Пять минут до метро", "Сестры по крови" и "Остаться в живых" на "Первом канале"; "Обреченная стать звездой", "Волчица" и "Тайны следствия" на "России"; "Петя Великолепный" и "Кадетство", не считая грядущий новых серий "Моей прекрасной няни" на СТС; "Сестры" и "Херувим" на ТВ-Центре; "Острог" и бесконечно повторяемые, но до конца всеми не увиденные "Улицы разбитых фонарей" на НТВ.
Все это в один день. И все это, за исключением культового американского сериала Lost ("Остаться в живых"), вполне однотипное зрелище, рассчитанное на вполне однотипную, потребляющую подобные сериалы аудиторию. И что именно эта аудитория "съест", а что даже не заметит, предугадать практически невозможно.
К примеру, канал СТС, казалось бы, знал, что его ждет трудный сезон. И даже сам определил свое нынешнее бытование как "жизнь после сериала "Не родись красивой". История превращения некрасивой Кати Пушкаревой в прошлом сезоне так резко взметнула рейтинговую планку канала, что падать с такой высоты на прежний "допушкаревский" уровень теперь больно.
Запуская вместо одного проекта прошлого сезона сразу два, СТС рассчитывал вместо доли в 30% аудитории, которую собирала "Не родись красивой", собрать на двух премьерах два раза по 15%, что в сумме дало бы желанные показатели. Но первые дни эфиров нового долгоиграющего лирического мыла "Пети Великолепного" и "Кадетства" и близко не собрали половины от "пушкаревской" доли. Массированной рекламой в первый день показа удалось привлечь около 6% смотревших телевизор москвичей, но уже на вторых сериях доля московской аудитории снизилась до 5,1% на "Кадетстве" и до 3,4% на "Пете Великолепном". О доле 28-35% каждой серии "Не родись красивой", а с ними и о среднесуточной доле в 10-11%, которую собирал СТС в прошлом сезоне, теперь мечтать не приходится. В прошедшие дни канал довольствовался среднесуточной долей по Москве в аудитории старше 18 лет в 4,6-5,4%.
ctc-tv.ru
В чем секрет нынешней зрительской популярности того или иного сериала или шоу, точно сказать не может никто. Даже профессионалы. И производители, и вещатели разводят руками, и, складывая примерно одинаковые финансы и усилия, с дрожью ждут - выстрелит или не выстрелит. А почему "выстрелило" или нет, понять могут только постфактум. И главные из этих "почему", похоже, теперь, как тот черт, кроются в деталях.
Ну посудите сами. Два главных канала страны - "Первый" и "Россия" - разом покупают у разных западных компаний лицензии на почти одинаковые форматы, в которых не знающие азов фигурного катания звезды становятся на лед. Дальше все как под копирку. Там чемпионы, тут чемпионы (у "Первого", правда, чемпионы "посвежее", звезды Туринской олимпиады и иже с ними, в то время как "России" приходится довольствоваться блистательными, но все же подзабытыми звездами 80-90х годов). И тут и там выглядящие коровами на льду певцы, актеры, чемпионы из других видов спорта. И тут и там жюри из профессионалов фигурного катания и балета, (если на одном канале Тарасова, то на другом, разумеется, Чайковская). И тут и там зрительское голосование ...
В чем же разница, спросит не видевший ни "Танцы на льду", ни "Звезды на льду" зритель. А разница в деталях. Во всех деталях телевизионного мастерства - в постановке шоу, в свете, звуке, многокамерной съемке, декорациях, освещении, рекламе проекта в эфире и т.д.
Сложенные все вместе эти детали и показывают уровень, присущий тому или иному каналу. Стартовавшие на две недели раньше конкурентов "Танцы на льду" на "России" выглядели вполне эффектным шоу, пока в прошлую субботу на "Первом" не вышел первый выпуск "Звезд на льду". И в сравнении с ним проект второго канала, по меткому выражению одного не телевизионного, а кинокритика, стал казаться "школьной самодеятельностью". И свет не тот, и объема кадру не хватает, да и сами пресловутые звезды, которые, казалось бы, в обоих проектах стали на лед за полтора-два месяца до первого появления в эфире, на "Первом" отчего-то катаются лучше и делают куда более сложные элементы, чем на "России"...
Все это самые начальные впечатления от первых премьер сезона. Но уже по сумме этих ощущений можно точно сказать - нас ждет сезон, в котором огромное количество телевизионных проектов лишь изредка сможет перейти в качество. Главное, чтоб не случился обратный процесс.
Использованы материалы сайтов rutv.ru; 1tv.ru; ctc-tv.ru
http://ej.ru/?a=note&id=4733
07.09.2006