В мае случились пятнадцатилетия сразу двух телекомпаний. Знаковые такие юбилеи. И компании знаковые. Две телекомпании как точное отражение того общества и той власти, с которыми и для которых они работают. А уж работают ли они для власти или для общества, это каждая выбирала и выбирает для себя сама.
Я говорю о ВГТРК и томской телекомпании "ТВ-2". О чествовании гостелевидения России уже писала, так что сегодня о другом юбилее. И о другом телевидении. Прямо противоположном.
Сколько раз слышала это словосочетание "Томская медийная аномалия". Сколько раз радовалась успехам "двойки", которая не только региональные награды собирает, но и "ТЭФИ" домой регулярно увозит, а Юля Мучник в номинации "Лучший интервьюер" пару лет назад самих Познера и Сорокину обыграть сумела. Сколько раз видела на телевизионных конкурсах репортажи и программы "ТВ-2" и поражалась непреложной истине - если в конкурсе участвует эта компания, то конкурентам о наградах можно только мечтать. И не потому, что всевозможные жюри на всевозможных конкурсах отчего-то страстно возлюбили телекомпанию относительно небольшого сибирского города. А потому, что работы "ТВ-2" всегда можно определить без титров и прочих опознавательных знаков - если на пятом часу непрерывного просмотра однотипных программ и сюжетов ты вдруг проснулся и увидел на экране нечто необычное, значит, дошла очередь до претендентов из Томска.
"Ну вот, опять не оставили никакого шанса коллегам-конкурентам, опять на голову выше", - думала я. Но понять, отчего полтора десятка лет "ТВ-2" на голову выше всех и отчего в этом сибирском местечке сложилась такая "медийная аномалия", не могла. Пока на прошлой неделе не приехала в Томск. И не увидела этот такой несовковый, почти европейский (в Сибири-то!) город, в котором все по-своему, а не "как у людей". Город, где в здании мэрии спокойно квартирует популярный в городе ресторанчик. А памятник некогда посетившему Томск Антону Павловичу Чехову выполнен не в унылом стиле, представляющем хрестоматийно-благостного писателя, а совсем иначе. Ибо увиден классик глазами "пьяного мужика, лежащего в канаве и ни разу не читавшего Каштанку".
А еще увидела лица людей на улицах - хорошие лица (даже подгулявшие погранцы в День пограничника выглядели здесь совсем не агрессивно и напоминали благодушных "веселеньких" дембелей).
И еще местную власть увидела. Власть, которая так спокойно, чуть иронично общается с журналистами, которые, в свою очередь, здесь, в Томске, не отвыкли чувствовать себя четвертой властью и власть первую контролируют так, что мало не покажется. Власть, вокруг которой не мельтешит свита. (Про эту власть еще говорят, что она не сдает своих, даже если намекают с очень высокого верха.)
И только увидев воочию все это, поняла секрет успеха "ТВ-2": только в таком городе, в контакте (а не в преклонении или в подчинении) с такой властью может существовать такая уникальная телекомпания.
Ну посудите сами. На недавно завершившемся конкурсе "Интерньюса" "Время действовать" в номинации "Время служить" в репортажах из всех регионов слуги народа представали в своем обычном виде - губернаторы, мэры, клерки рангом пониже на трибунах, за столами совещаний, решают неотложные вопросы... работают с документами... встречаются со своим народом... И только в томском сюжете местные чиновники учат... Нет, не жить свой народ они учат, а иностранные языки изучают. Все, начиная с губернатора Кресса. А преподаватели, которые на полтора поколения моложе своих учеников, рассказывают, как у губернатора и вице-губернаторов обстоят дела с успехами в учебе. Часто ли вы в последние годы видите такую нормальную власть, власть с действительно человеческим лицом?
Или, скажите, где еще в нынешней России в итоговой аналитической программе недели сразу два сюжета могут быть связаны с Ходорковским? А в программе "Час пик. Суббота" ("ТВ-2", разумеется) в прошлую субботу в эфире были сюжеты о последнем звонке в некогда открытом ЮКОСОм подмосковном лицее для детей-сирот и репортаж из Краснокаменска.
И в каком еще городе, скажите, пожалуйста, пришедшего в прямой эфир мэра не кинется встречать все руководство телекомпании, расшаркиваясь перед важным чиновником, провожая к накрытым столам и смахивая все пылинки на его пути в телестудию? На "ТВ-2" встречать, равно и провожать, томского мэра Макарова никто не кинулся. Пожали руку и продолжили каждый своим делом заниматься - на телевидении за пять минут до эфира дел навалом. Пришел мэр и пришел, работа у него такая, к своим избирателям в каждый дом приходить, для чего телевидение и существует...
И где еще в изданной к юбилею телекомпании "Энциклопедии "ТВ-2"" в разделе на букву "п" действующий президент может быть представлен следующим текстом: "Путин В.В. - персонаж программы "Час пик. Суббота". Пару лет назад Юлия Мучник сравнила президента Путина с императором Калигулой. Сюжет этот взволновал как минимум двух телезрителей - тогдашнего полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Л. Драчевского и губернатора Томской области В. Кресса. В результате недоброжелатели намекали президенту "ТВ-2", что телекомпания может не получить лицензию на вещание. Однако лицензию "ТВ-2" все-таки получила, а сравнение "Путин-Калигула" было признано натянутым, "потому что российский президент никогда не требовал от спикера Грызлова, чтобы его (президента) любимый лабрадор Кони заседал в Государственной думе наравне с другими депутатами...".
Ну что, вы, даже читая, похолодели? А они так живут. И так мыслят. И так работают. Свободно.
"ТВ-2" - один из трех столпов частного регионального телевидения России. Когда бы и где бы речь ни зашла о местном телевидении, вы всенепременно услышите три названия - "4 канал" Екатеринбург, "Афонтово" Красноярск и "ТВ-2" Томск. Созданные в самом начале 90-х, эти три компании, как и три их создателя и владельца, прошли сходный путь. Разве что екатеринбуржец Игорь Мишин и бывший житель Красноярска Александр Карпов, сохраняя пакеты акций и влияние на собственные детища, живут и работают теперь в Москве, а Аркадий Майофис как жил, так и живет, и работает в Томске. И теперь я понимаю почему. Где еще в современной России он найдет такую медийную и такую человеческую аномалию, в которой все - и общество, и власть, и телевидение - все абсолютно нормальны.
Телевидения без контекста общества и времени не бывает. Телевидение - не картина и не роман - написал и жди признания. Телевидение повседневно и сиюминутно. И без обратной связи неосуществимо. Востребованность обществом, то есть зрителем, именно такого телевидения - залог успеха.
На случившемся двумя неделями ранее юбилее ВГТРК я, кажется, впервые поняла истину столь простую, что и доказательств не требуется - телевидение существует для своего зрителя. Когда за несколько минут до начала торжественного концерта к 15-летию ВГТРК зрителям, расположившимся на самом верхнем ярусе Кремлевского дворца, разрешили спуститься в партер и занять свободные места - дабы прогалины пустующих кресел ВИП-сектора не портили эфирную картинку, - я оказалась окружена не телевизионщиками и не политиками, которые обычно сидят в партере, а обычным людьми. И люди эти взахлеб хохотали над каждым словом Петросяна, дико радовались раскрывающей рот под фанеру бригаде "Кривого зеркала" и несли букеты Степаненко.
И все это окружившие меня зрители делали столь искренне, что до меня наконец дошло - телевидение существует для своего народа. А не для высоколобых критиков, которым такое телевидение не нравится. И довольно подозревать теленачальников в злом умысле. Просто они свой народ знают. А я не знаю. Я все представляю себе живущий со мной на одной земле народ каким-то другим. Таким, как в Томске...
http://ej.ru/?a=note&id=3950
02.06.2006