27 июля 2005
2181

Елена Афанасьева: За политическим стеклом

Разные ли это понятия - политическая реальность и политическое реалити-шоу? Или в пору, когда реальной политики не остается, ее удобнее выращивать в жанре реалити?

На минувшей неделе информагентства сообщили о телевизионном проекте, который скоро стартует в США. Предполагается, что следующим летом будет запущено новое реалити-шоу Red/Blue ("Красное/Синее"), построенное примерно по тем же принципам, что и "Большой брат", клонированный по всему миру. 12-14 человек на некоторое время поселят в особняке в Джорджтауне в окружении камер и микрофонов и разделят на две команды - либералов и консерваторов, - которые должны будут выполнять определенные задания, чтобы продемонстрировать свои способности в политике. Каждую неделю из каждой команды будет исключаться один человек. Победитель получит миллион долларов, который он сможет потратить "на политические цели" - например, поддержать того или иного кандидата на выборах в Сенат 2006 года.

Такая вот благая идея. Вопросов два: реально ли политическое реалити-шоу, и если "красно-синие" соберут на американском ТВ небывалые рейтинги, то ожидать ли подобного шоу (скажем, Red/Blue/White - в цветах нашего триколора) на одном из российских каналов? Тем более что думские выборы в России не за горами, да и грандиозное политическое шоу "Поиск преемника" приближается к кульминации.

Политика - это в принципе чистое шоу. Здесь доказательств не требуется. Причем шоу чисто телевизионное. Со времени внедрения телеящиков в каждую семью политик, которого не показывают по ТВ, не политик, даже если он семи пядей во лбу, зато любая кухарка, жаждущая управлять государством, любой выдвигаемый в президенты охранник, если они не сходят с телеэкранов, - напротив. Публичная политика от публичности неотделима. А при условии, что интернет, газеты и журналы доступны и интересны в стране крайне незначительному проценту людей, "публичность" обеспечивает единственный источник - телевизор.

Политика - это бесконечная мыльная опера, точно выстроенная по законам жанра: герои и злодеи, закрученные интриги, потеря памяти и прочие профессиональные крючки, на которых зрительское внимание, а с ним и рейтинг (хоть телевизионный, хоть президентский) умело удерживается из серии в серию, из сезона в сезон. Профессионализм сценаристов - что сериальных, что политических - равновелик. Чуть заметили падение рейтинга - и поднадоевшие декорации президентского кабинета срочно сменили на Каспийские просторы и кубрик военного корабля, а массовку в виде силовых и прочих министров - на массовку из мичманов и матросов, внимающих главному герою столь же безмолвно, сколь безмолвно внимают ему и министерские статисты.

Но сериальное мыло и реалити-шоу - разные вещи. По крайней мере, в телевидении это разные жанры, существующие по разным законам. При всем умении сценариста и режиссера в реалити главным и самым талантливым из всех возможных сценаристов всегда оказывается жизнь. Создателям шоу остается только разводить руками и признавать, что они при всем желании не смогли бы придумать того, что само по себе случается в подсматриваемой камерами жизни. Ну кому из организаторов первого российского реалити "За стеклом", взбудоражившего страну осенью 2002 года, могло бы прийти в голову посадить в этот телевизионный аквариум девушку внука крупнейшего политика. Не рискнули бы ни за что! А сли бы даже рискнули, то кто б позволил! О том, что самая популярная участница того шоу Жанна оказалась девушкой внука первого президента России и подалась за стекло, чтобы что-то доказать бросившему ее Борису Ельцину-младшему, организаторы узнали уже в разгар событий. И развели руками - ну кто бы мог такое придумать!

Впрочем, назвав "За стеклом" "первым российским реалити-шоу", я погрешила против истины. Первым отечественным - причем не лицензионным, а абсолютно эксклюзивным реалити - были бесконечные съезды народных депутатов, сначала СССР, а после и РСФСР. Их в бесконечных прямых включениях смотрела и пересказывала друг другу вся страна. Новых политических звезд придумывали не закулисные кукловоды - их формировали законы жанра. Многочисленные герои со временем меняли маски. Благородные любовники на деле представали убогими злодеями, а отцы нации оказывались обыкновенными мелкими жуликами. Но призами зрительских симпатий тех шоу становилось массовое обожание, выливавшееся после в голоса на выборах, приводивших к власти Ельцина, Попова, Станкевича, Собчака...

Но политической воды с тех пор утекло немало. И, как точно заметил один из слушателей радио "Эхо Москвы", дозвонившийся в мою программу "Телехранитель", "раньше наше телевидение было с лицом Анатолия Собчака, а теперь с лицом Ксюши Собчак". Папа был героем первого политического реалити - дочка не только ведущая одного из нынешних шоу "Дом-2", собирающего рейтинги на канале ТНТ, но и сама героиня столь же бесконечных реалити современной светской жизни. "Какое время на дворе, таков мессия..."

После успеха первых сезонов проекта "Последний герой" в разговоре с его продюсером Александром Любимовым я пошутила, что теперь самое время (а на дворе было предвыборное лето 2003-го) высадить на необитаемом острове лидеров думских фракций и всех претендующих на представительство в парламенте партий - пусть свою суть не в тщательно кондиционированном зале заседаний, а в таких вот первобытных условиях проявляют. Шутка осталась шуткой: кто из нынешних "единороссов", коммунистов или "родинцев" рискнул бы на месяц без еды, воды и правительственной связи на остров податься, что-то говорить без визы политсовета и отношения без консультации имиджмейкеров выстраивать!

Создатели "Последнего героя" тогда, помнится, в качестве "приглашенной звезды" (есть такой статус в реалити-проектах) свозили на остров Жириновского. Но хороший актер Владимир Вольфович так и выступил там в своей единственной роли - в роли шоумена. Сами участники не слишком-то поверили, что Жириновский останется с ними жить в шалаше и хлебать похлебку из одного котла. Двухдневное пребывание на необитаемом острове стало для политика еще одним поводом для пиара - с полуголой Даной Борисовой на фоне океана и пальм засветился и обратно в думскую тишь вернулся.

Не знаю, станет ли популярным задуманное шоу по выращиванию политиков в США, где и политика, и телевидение, и, главное, зритель (он же избиратель) иные. У нас же подобное шоу обречено на провал. И причин здесь несколько, как телевизионных, так и политических. Среди телевизионных - отсутствие в политическом проекте героев, интересных зрителю. Жириновский, Зюганов Грызлов и Слиска на застекольную жизнь себя ни за что не обрекут, а нарождающиеся ныне молодые нашисты, лимоновцы или яблочники зрителю не интересны: все на одно лицо, да и пресны не в меру.

Из всех проектов по выращиванию звезд на ТВ приживаются только те, что выращивают звезд эстрады ("Фабрика звезд", "Народный артист"). Проекты по созданию звезд в смежных профессиях провалились. Ни выбор супермодели на СТС, ни попытка открыть новых юмористов на REN TV не удались. Шутить по заказу не получается. По заказу зритель не смеется. Так и застекольное выращивание политического молодняка, скорее всего, обречено на провал. Это у них там двух и так уже около двухсот лет, а у нас что? Все по принципу - Бог привел Адаму Еву и сказал: "Выбирай себе жену!" Посадят в кадр двадцать маленьких якеменок. И даже если на нашенскую ветку для разнообразия сделают пару жириновско-рогозинских прививок, то победителем обязательно признают одного из якеменок. Вот вам и все шоу.

К жанру реалити нынешняя российская политика вернется вряд ли. Для реалити нужна реальность. А где ж ее взять? Нынешней отечественной политике проще существовать по законам мыльной оперы. Тем более что рейтинги у длинного "мыла" куда выше, чем у реалити-шоу. Хоть по ящику, хоть в жизни.


http://ej.ru/?a=note&id=1489

27.07.2005

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован