30 апреля 2005
1709

Елена Китаева: Электромеханический балет

Елена Китаева - один из самых известных российских дизайнеров, лауреат премии "ТЭФИ", призер итальянского конкурса на оформление телеэфира, член Академии Российского телевидения. Но при этом Елена Китаева еще и художник, прославившийся в 90-ые годы своими проектами "Новая колода", "Девушка и смерть", и, особенно, совместным проектом с Леонидом Парфеновым "Новые деньги".

Из всех художественных направлений Китаева больше всего любит футуризм - Джиакомо Балла, Умберто Боччиони и, особенно, Фортунато Деперро и Оскара Шлеммера. Футуристы с их любовью к движению, скрежету металла, неодушевленным механическим предметам, вдохновили Китаеву на создание нового проекта - "Электромеханический балет". В двух экспозиционных залах, сами по себе и для себя, крутятся огромные черные и белые двухметровые деревянные балерины. Их вращают моторы со страшным скрежещущим звуком, и это сразу отсылает зрителя к экспериментальным фильмом Фернана Леже "Ballet mecanique" (1924 г.) и Марселя Дюшана "Анемик синема" (1925 г.), что особенно заметно в предпроектном эскизе выставки - оживленных анимацией геометрических фигурах.

В искусстве, как и в дизайне, для Китаевой чрезвычайно важна чистота формы. "Я исповедую формализм в чистом виде. Для меня главное форма, а не содержание. Потому что некие смыслы, тезисы, которые ты хочешь донести, формируются где-то глубоко, на подсознательном уровне. Нет нужды их проговаривать. Они просто не словообликаемы". Это высказывание Елены Китаевой чрезвычайно близко словам Фернана Леже "Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино - сценарий".

Стильный по цвету и форме, жесткий по дизайну и звуковому сопровождению проект Китаевой отличается от всего того, что происходит сегодня в российском современном искусстве. "Электромеханический балет" - это ода движению. Как таковому, Как самоцели. В нем есть креативность дизайна с его технологиями и новыми возможностями, и, одновременно, искренняя любовь к искусству, которое до сих пор является неистощимым источником многих дизайнерских и рекламных находок. Китаева создает "пространство, очищенное от деталей, нереальную реальность, где есть атмосфера чистоты и пустоты". Для дизайнера и художника Китаевой именно такое пространство является новым пространством культуры, раем, не захламленным избыточной визуальностью. И если зрителю, что-то покажется непонятным, просто смотрите и слушайте, не всегда все в этом мире надо объяснять словами.

30.04.2005
www.artstrelka.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован