04 октября 2004
3271

Елена Кондакова, депутат Государственной Думы: Космос научил меня сдерживать свои чувства

Десять лет назад, 4 октября, космический корабль "Союз ТМ-20" с тремя нашими соотечественниками на борту отправился на орбитальную станцию "Мир". Они провели в космосе 169 дней, в том числе 5 дней с космонавтом НАСА Норманом Таггартом. Программа включала и совместный полёт в течение месяца с немецким астронавтом Ульфом Мербольдом. Среди наших космонавтов там была Елена Кондакова, которая сегодня является депутатом Государственной Думы, членом Комитета по бюджету и налогам.

- Елена Владимировна, какие воспоминания у вас остались от вашего первого полёта?

- Кажется, что это было совсем недавно. О том полете вспоминается только хорошее. Нас было три человека. Находиться в замкнутом пространстве, далеко от дома, от семьи было непросто. Но мне повезло с экипажем - с Сашей Викторенко, для которого это уже был четвертый полет, и с Валерой Поляковым, который тогда с нами заканчивал свою экспедицию - он отлетал четырнадцать месяцев, установив мировой рекорд пребывания на орбите - 437 суток 17 часов 58 минут и 31 секунду А еще мне было легко, потому что до этого я работала в Центре управления полетами, и очень хорошо знала тех людей, которые сидели с нами на связи. Все это помогало скрасить полет. И он вспоминается как что-то немыслимо хорошее, что вряд ли можно повторить

- А хотелось бы?

- Да. Очень интересно было бы слетать теперь уже на международную космическую станцию. Но у меня есть одно очень большое препятствие - мой муж (известный космонавт Валерий Рюмин. - А.Т.), который категорически против. Он считает, что с меня хватит двух полетов, и незачем больше испытывать судьбу. Хотя мне так хочется еще раз посмотреть на Землю сверху.

- А не надоедало вам, находясь так долго на орбите, изо дня в день смотреть на Землю?

- Нет, не надоедало. Во-первых, видели мы не одно и то же. Постоянная смена пейзажей за каких-то полтора часа, что длился виток. Смотреть сверху на Землю - это вообще что-то непередаваемое. Учитывая, что далеко не всем дана такая возможность, мы с удовольствием ею пользовались. Было много экспериментов, много работы. А еще - прекрасная библиотека на борту. И исторические, и детективные, и любовные произведения. Много всевозможных фильмов. Когда мы садились ужинать, обязательно ставили какое-нибудь кино. Обсуждали итоги дня Это был очень приятный эпизод в моей жизни.

- А второй ваш полет на американском шаттле в 1997 году тоже был приятным эпизодом?

- Да. Но это уже было нечто иное. Мы тогда опять стыковались к нашей станции "Мир", как и в первый мой полет. Во второй раз уже было ощущение, что ты вернулся в свой старый дом, где тебе все знакомо, знаешь, где что лежит. Было очень приятно туда вернуться, и не хотелось уходить. Но полет был коротким, на станции мы находились только пять дней В экипаже нас было семь человек. Среди них - американцы, француз, англичанин. Трое великолепно говорили по-русски. А на станции находились наши ребята, с которыми мне так хотелось увидеться!..

- Елена Владимировна, неужели вы в детстве мечтали стать космонавтом?

- Нет! Не космонавтом - это точно. Когда мы писали сочинение в четвертом классе на тему "Кем я хочу быть", я написала - геологом. Хотелось ходить в походы. Может быть, поэтому я и стала заниматься горным туризмом. Мне нравилось быть на природе. А то, что я стала космонавтом Так судьба повернулась.

- Сегодня же основная ваша работа в Госдуме Она вам приносит удовольствие?

- (Вздыхает.) Это совершенно другая отрасль по сравнению с тем, чем я занималась раньше. Когда удается чего-то полезного добиться в законотворческой работе, кому-то реально помочь, конечно, это доставляет удовольствие. В Думе есть возможность решать задачи, которые стоят перед депутатом, более короткими путями. Например, в прошлом созыве нам удавалось поднять финансирование Международной космической станции, космической отрасли в целом. Сейчас появилась возможность сделать новые разработки Вот мы и боремся вместе с комитетом по промышленности за их финансирование.

- А в каком направлении сейчас должна развиваться наша космическая отрасль?

- Дальнейший шаг - сотрудничество с другими странами. Космическая отрасль очень дорогая. А отдача от нее на первых этапах не очень чувствуется. Полеты на Марс, например, и сейчас можно начать осуществлять, но для этого нужны огромные деньги.

- У вас растет дочь. Хотели бы вы, чтобы она пошла по вашим стопам?

- Я считаю, в нашей семье достаточно двух космонавтов. С другой стороны, конечно, хотелось бы продолжить династию, но Страшно. Техника - вещь непредсказуемая. А дочь у меня одна. Пусть поработает на Земле.

- Тот опыт, который вы получили во время первого полета, потом - второго, вам помогает в жизни?

- Я считаю, да. Длительное пребывание в замкнутом пространстве с другими людьми учит терпению. Понимаешь, что нельзя уйти, хлопнуть дверью, разругаться. И это дисциплинирует, приучает сдерживать свои чувства, эмоции. Муж за меня боялся перед моим первым полетом, зная мой взрывной характер, что я сорвусь, начну отношения выяснять. Но все обошлось, деваться было некуда. Так что выработались качества, которых до этого у меня не было (смеется).



Парламентская Газета, Город: Москва

Дата: 04 октября 2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован