14 апреля 2006
4138

Елена Кондакова: Корея может внести достойный вклад в развитие космической отрасли

Депутат и космонавт Елена Кондакова о работе, о себе и о корейских космических планах

Елена Кондакова, космонавт, депутат Государственной Думы, в Сеуле, Южная Корея. При виде этой женщины на ум приходят только восторженные эпитеты. Судите сами: красивая, высокая, обаятельная, космонавт, награждена медалью "Герой России", рекордсменка среди женщин по времени, проведенному в космосе, а сейчас еще вдобавок и депутат российской Государственной Думы. Наверное именно про таких представительниц прекрасного пола известный русский поэт Некрасов сказал: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет..." Про нашу же героиню можно добавить, что она еще и запросто в космос слетает.

Речь идет о Елене Владимировне Кондаковой. В составе делегации Госдумы России она приехала в Южную Корею для проведения встреч с местными парламентариями по вопросам активизации двустороннего сотрудничества. Вняв нашим мольбам, Елена Владимировна выкроила из своего напряженного графика несколько минут и согласилась ответить на вопросы сеульского корреспондента "Российского газеты". Получилось весьма символично - как раз накануне Дня космонавтики.

Корр.: Давайте начнем издалека. Как судьба привела вас в космос?

Елена Кондакова: Я закончила МГТУ имени Баумана, после этого стала работать в ракетно-космической корпорации "Энергия". По роду своей деятельности постоянно занималась проектами, связанными с космосом. Знаете, у нас была своя дружная компания из коллег по работе - мы вместе ходили в походы, вместе отдыхали, вместе работали, конечно. В "Энергии" трудно было не задуматься на тем, чтобы не испытать себя в качестве космонавта. Практически все ребята из нашей компании пытались, но получилось, как ни странно, только у меня. Я прошла все комиссии и испытания, два раза мне посчастливилось слетать в космос - с октября 1994 по март 1995 года и в мае 1997 года.

Корр.: Вы третья в истории российской космонавтики женщина-космонавт. Перед вами были только Терешкова и Савицкая. Говорят, что вы поставили рекорд пребывания среди женщин в космосе. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

Елена Кондакова: Действительно, первый мой полет и стал рекордным - я пробыла на орбите 169 суток. В составе экипажа из трех человек мы выполняли ряд экспериментов, но, что касается именно меня, основная работа была связана со сбором информации о том, как женский организм будет реагировать на длительное пребывание в космосе. Необходимость именно такого рода сведений объясняется работой в рамках проекта пилотируемого полета на Марс. Ведь самая короткая поездка на эту планету займет не менее полутора лет. Дело в том, что до этого только мужчины долгое время находились в космосе, а вот как организм женщин будет реагировать на подобное пребывание оставалось загадкой.

Корр.: Извините за несколько грубое сравнение, получается, что вы вызвались быть подопытным кроликом. Почему вы на это пошли? Не было страшно? Каковы впечатления от более чем полугодичного проживания в космосе?

Елена Кондакова: Все ответы на подобные вопросы были даны при решении стать космонавтом. Я знала, на что иду, никто меня не заставлял. А по поводу длительного пребывания скажу, что было очень интересно. Мне повезло с экипажем, мы прекрасно ладили. Там наверху так понравилось, что возвращаться не хотелось (смеется).

Корр.: Может быть вы просто любите риск, потому и пошли на такой полет?

Елена Кондакова: Я думаю, что в душе каждый человек в той или иной степени хочет испытать себя. Я здесь не исключение. Но в то же время скажу, что прыжки с парашютом (в рамках программы подготовки космонавтов Елена сделала 9 прыжков с парашютом - прим. корр.) мне давались не так легко. Когда поднималась в вертолет, да и когда надо было сделать шаг в бездну, сердечко еще как колотилось...

Корр.: А Вы предполагали, что в политику попадете? Это была ваша цель жизни?

Елена Кондакова: Ну что вы! И думать не думала. Когда предложили, я очень сильно колебалась. Следует сказать, что это во многом муж подвигнул меня на такой шаг. Уж он-то меня долго убеждал (смеется), примерно 3-4 месяца. Основной довод был такой: в области космонавтики многое сделала и многое попробовала - был рекорд, полет был как на нашем "Союзе", так и на американском "Шаттле". А политика обещала много новых впечатлений. В итоге я согласилась, и с 1999 года - депутат Госдумы.

Корр.: Не жалеете? К звездам не тянет?

Елена Кондакова: Не жалею, в политике тоже много интересно, есть куда себя приложить на Земле. Но к звездам тоже тянет, это, пожалуй, на всю жизнь. Космос будет звать постоянно.

Корр.: Вот давайте и поговорим о делах наших земных, но, конечно, в их космическом преломлении. В последнее время по поводу состояния космической отрасли России можно услышать много оценок, в том числе и диаметрально противоположных - от "впереди планеты всей" до "пора бросать эту затею - всё равно не потянем". Каковы ваши оценки и каковы основные проблемы, с вашей точки зрения?

Елена Кондакова: Наверное, как это часто бывает, истина находится посередине. У нас, безусловно, есть ряд направлений, где мы признанные лидеры. Во-первых, это системы жизнеобеспечения длительного пребывания в космосе. Что бы там ни говорили, наша станция "Мир" позволила накопить громадный материал в этой области, это огромный пласт, который поднят именно нами. А без него активного освоения космоса человеком быть не может. Вспомните, что я сказала про Марс - полет туда дело не пары дней, а десятков месяцев, не говоря уже о других планетах. А то, как обеспечить жизнь космонавтов длительное время, знаем сейчас только мы. Американцы пытаются, но у них, несмотря на все их финансовые ресурсы, ничего не выходит. Именно поэтому они захотели привлечь нас к созданию международной космической станции (МКС) и согласились выделять некоторые деньги нам, ведь без нас МКС просто не могла бы появиться. Другое направление, где мы лидируем, в - системы безопасности полетов. Наглядный пример: на МКС сейчас летают только нашими "Союзами". Системы реагирования на внештатные ситуации на наших кораблях гораздо более совершенные. У нас было несколько случаев, когда жизнь космонавтом была под угрозой - на "Союзах" всегда выручали системы безопасности. Американцы признают, что наши корабли проще, надежнее и безопаснее. А у них - вспомните "Челленджер", вспомните "Колумбию". С другой стороны, у США преимущество, насколько я знаю, в области непилотируемых полетов. Да и солидное финансирование позволяет вести работы по многим направлениям, в том числе и по самым новым.

Если говорить об основной проблеме нашей космической отрасли, то скорее всего это деньги. Средств не хватает. В последние годы стало, насколько я могу судить, немного получше, но все равно финансовый вопрос стоит весьма остро. С моей точки зрения, следует, как и в США, дать возможность нашей космической отрасли зарабатывать. Дело в том, что в космосе используются самые передовые технологии. В США эти технологии можно продавать и зарабатывать на этом деньги, которые затем опять будет вложены в космос. У нас все закрыто, технологии в промышленность не уходят. Я понимаю, соображения секретности играют свою роль, но американцы ведь как-то всё это решают. Думаю, и нам следует пойти по этому пути. Так и появятся необходимые средства на новые программы, в том числе уникальные. Поверьте, у нас заделов в космической сфере очень много, но чтобы их реализовать нужны деньги. Надо дать возможность их заработать. В целом же выскажу свое личное мнение, что нашей космической отрасли нужен грамотный менеджер. Достижения наши велики, но потенциал еще больше. Хороший грамотный хозяйственник в системе нашего космического хозяйства смог бы дать положительный импульс развитию.

Корр.: Вот вы сейчас в Корее. Наверное знаете, что у нас именно в области космоса развивается активное сотрудничество. Здесь работают десятки наших специалистов. Корейцы хотят направить своего первого космонавта в космос именно при нашей помощи. У этой страны очень амбициозные планы в данной сфере. Можете что-нибудь сказать по поводу космического направления взаимодействия двух стран?

Елена Кондакова: Знаете, я вообще-то не владею подробной информацией по данному вопросу. Да, Россия и Корея договорились, что мы подготовим и организуем полет их представителя. Сразу скажу, что это будет проходить по системе "космического туризма". Та же схема, по которой летали на "Союзах" уже несколько миллионеров. Платите деньги - летите в космос. Для нас это возможность заработать, для Кореи, как я полагаю, будет иметь большое символическое значение, тем более, что в масштабах страны сумма не такая уж и большая - 20 миллионов долларов.

По поводу амбициозных планов Кореи скажу, что космос - дело очень дорогое. Вывести один килограмм груза на орбиту стоит не менее 20 тысяч долларов. Сейчас эта отрасль не под силу ни одной стране самостоятельно, потому так активно и развивается международное сотрудничество. С другой стороны, уверена, что Южная Корея, у которой много передовых технологий в самых разных сферах, сможет внести свой достойный вклад в развитие этой отрасли в мировом масштабе.

Корр.: Вернемся от деловых тем к вашей личной жизни. У вас есть кумир? Человек, который вас вдохновляет, на которого вы хотели бы быть похожей?

Елена Кондакова: Как такового кумира, пожалуй, нет. Но меня вдохновляет, является примером для подражания мой муж - Валерий Викторович Рюмин, заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия", где строятся российские пилотируемые корабли "Союз". Он потрясающий человек во всех отношениях. Мне с ним несомненно повезло. Если бы таких людей в России было побольше, мы бы жили гораздо лучше.

Корр.: Не могу отделаться от одного чувства. Вы довольны вашей нынешней работой, достигли немыслимых высот в прямом и переносном смысле на поприще космонавтики, заманчивые перспективы и большие планы на будущее, вы выгладите просто потрясающе, гораздо моложе своих лет, ваш муж - просто золото. Елена, вы счастливый человек, получается?

Елена Кондакова: (смеется) Получается, что так.

Корр.: Желаю, чтобы все так и продолжалось. Спасибо за интервью и поздравляю с праздником - Днем космонавтики. Уж этот праздник точно ваш.

Елена Кондакова: Спасибо.

/Олег Кирьянов, корр. "Российской газеты" в Сеуле, для "Сеульского вестника"/


http://vestnik.tripod.com/novosti06/041404.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован