Несмотря на успехи эмансипации, в том числе в области освоения околоземного пространства, женщина-космонавт до сих пор - явление достаточно редкое, тем более женщина, побывавшая в космосе дважды, а потом решившая заняться политикой. Впрочем, Елена Владимировна Кондакова , летчик-космонавт, депутат Государственной Думы, занимается не чистой политикой, она работает в бюджетном комитете Госдумы. И, наверное, ей как никому другому видно, какие средства сегодня нужны на развитие космической отрасли.
- Мы были в космосе первыми: и спутник, и космонавт, и первая женщина в космосе были нашими. Потом, как все серьезные отечественные отрасли, космическая на какое-то время отстала. Как эта отрасль выглядит сегодня?
- В советское время очень большое внимание уделялось космической, авиационной промышленности, на которую выделялись очень большие деньги. И даже после развала Советского Союза, когда полигон Байконур остался на территории Казахстана, наши отцы космонавтики говорили: если бы мы знали, что такое случится, то в свое время можно было бы построить космодром на территории России, чтобы в подобной ситуации не быть завязанными на соседнюю, пусть и дружественную, но все же иностранную державу. Аренда, рента составляют немалые деньги. А что касается денег, то наша отрасль, особенно в начале 90-х годов, переживала очень тяжелый период.
Но все-таки благодаря тому, что у нас космос был всегда на высоте, как раз в начале 90-х американцы очень захотели с нами сотрудничать. В 90-91-м годах была создана программа "Мир" - НАСА, в рамках которой американцы платили нам. Практически за счет этих денег мы существовали в эти годы и выжили, хотя по американским меркам это были очень маленькие деньги; как я помню, в год ассигновалось около ста миллионов. Но, учитывая, что американцы выводят четыре раза в году "Шаттл", а один пуск "Шаттла" стоит порядка шестисот миллионов, вы можете представить: буквально за копейки они приобрели очень большой опыт работы с длительным пребыванием на станции. Сейчас, конечно, положение стало получше. Наше правительство наконец поняло, что такое первенство нельзя упускать. Потому что если мы сейчас это упустим, нишу займут американцы, и мы уже никогда их не догоним.
- И все-таки космос - сфера международного сотрудничества, какие бы разногласия ни существовали между государствами. Это сотрудничество интересно всему международному сообществу. И все же, для чего человеку это нужно? Понятно, что в обозримом будущем люди не будут жить на межпланетной космической станции или на неведомой планете, где, как говорят, есть жизнь. Тогда зачем это человеку нужно?
- Думаю, изначально человеку нужно это, потому что он всегда стремится к неизведанному. Вспомните, какое обилие фантастики о жизни на других планетах возникло в 60-е годы, когда только-только начинали запускать космонавтов, и мы ведь зачитывались этими книгами! Точно так же можно спросить: а что человека тянет в горы? Вот он один раз сходил туда с тяжеленным рюкзаком, еле-еле поднялся на вершину, думает: ну все, больше - ни-ни. Но спускается вниз - и опять идет.
Но космос - это еще и новые технологии, новая техника, биотехнологии; это конгломерат всего нового, что создается, что потом можно использовать в промышленности. Что, в принципе, и сделали американцы. Потому что если взять их программу облета вокруг Луны и высадку на Луну, - они тогда поставили задачу опередить Советский Союз хотя бы в этом, - то на каждый вложенный долларов они получили шесть долларов отдачи. Космос, на первый взгляд, отрасль нерентабельная, но если использовать технологии, которые используются в космическом производстве, в будущем можно добиться не только самоокупаемости, но и рентабельности
Edinoros.ru , г. Москва
Дата: 21 Мая 2007