Ситуацию с созданием клуба `Демократическая альтернатива` по просьбе обозревателя Страны.Ru Марии Чегляевой прокомментировала председатель комиссии по внутрипартийным спорам `Союза правых сил` Елена Мизулина.
- Елена Борисовна, как бы вы могли прокомментировать ситуацию с созданием нового политического клуба, который презентуют сегодня Владимир Рыжков и Михаил Задорнов? Как заявляли накануне некоторые эксперты, этот клуб может стать платформой для создания объединенной демократической партии. В тоже время Борис Надеждин сказал Стране.Ru, что это больше похоже на дискуссионный клуб.
- Я думаю, что это может быть действительно попыткой создать партию. В том смысле, что если получится, то это потом будет партией, нет, так останется дискуссионным клубом. Дело в том, что Михаил Задорнов пока еще ничего такого не создавал; у Владимира Рыжкова попытки, конечно, были, в том смысле, что он партнеров искал. Поэтому я думаю, что это попытка посмотреть, что из этого получится, а дальше уже решать, что именно с этим проектом делать.
- Что бы вы могли сказать по поводу суждений, что этот клуб может оказаться очередным проектом Кремля, потому что туда вошли Михаил Маргелов и Оксана Дмитриева, которые последнее время были близки к власти?
- Я не могу точно сказать по поводу Михаила Маргелова, но ни Оксана Дмитриева, ни Михаил Задорнов не прерывали отношений - ни профессиональных, ни дружеских - с правыми партиями. Я не исключаю, что создание `Демократической альтернативы` было их инициативой, а в какой мере здесь может влиять Кремль, я не знаю. Где-то мы все уже привыкли к тому, что если что-то создается, то это не без участия Кремля происходит.
- О привычке видеть за всеми подобного рода действиями `тень Кремля` сказал и Борис Надеждин...
- Что касается участия Кремля, то для того, чтобы говорить об этом, надо понять их мотивацию, а ее-то как раз и не видно. У них и так есть две партии. `Родина`, которая, очевидно, в альтернативе КПРФ пойдет, и `Единая Россия`. Я не думаю, что за `Демократической альтернативой` стоит Кремль. Дело в том, что они хотят придать демократический и даже где-то либеральный статус `Единой России`. Говорят же о либеральном крыле внутри самой `Единой России`, и оно уже есть.
- На ваш взгляд, все же каких последствий от создания все новых либеральных политических образований будет больше для правых - негативных или позитивных?
- Я против! Могу сказать, что большего вреда придумать для правых сложно, чем то, что делают в том числе и мои коллеги. Я очень хорошо отношусь к Ирине Хакамаде. Я поддержала ее решение пойти на президентские выборы. Но вот попытку с ее стороны `откусить` от СПС часть того, что было создано с таким трудом, считаю ошибочной. Надо, наоборот, объединяться. Любое дробление еще больше нас топит всех вместе.
И это неверно, что какая-то новая структура будет создана из тех же самых людей, и что она всех объединит в будущем, а при этом будет еще и демократической. Надо осознать, что нет большой популярности у демократической идеи, и не потому, что она плоха, но потому, что она во многом дискредитирована. Для того, чтобы перестроить общественное мнение по отношению к этой идее, надо несколько лет. Тем более, что мы находимся в меньшинстве. Пусть даже это меньшинство составляет, как говорят, двадцать процентов. Совершенно очевидно, что и в этих двадцати процентах мы не смогли аккумулировать даже половины на парламентских выборах - СПС и `Яблоко`. Теперь же мы еще больше дробим, зачем это надо? Это просто глупые амбиции.
Полагаю, что в этом делении, которое сейчас происходит, есть элемент амбиций. В частности в структурах, клубах, которые создаются, появляются люди с большими амбициями. Это опять заявка на выбор из двух вещей. Первое - это подобрать все под себя. Второе - это блокировка на очередных выборах с другими правыми политическими силами. А за счет того, что ты не один, а за тобой стоит целая структура, ты имеешь больше шансов попасть в центральную часть списка или получить более заметные места. Это слишком заметно. И никакой другой мотивации для создания таких новых клубов нет. Потому что если люди действительно хотят объединяться и создать единую демократическую организацию в России, то будут искать способ для объединения всех, кто сегодня раздроблен. Тогда и `Союз правых сил`, и `Яблоко`, и `Клуб-2008`, и Новодворская, невзирая на взаимные симпатии или антипатии, объединятся.
- Думаю, что такое объединение будет непростым. Я вот не так давно с Новодворской разговаривала. По ее мнению, Ходорковский - предатель. В то же время я знаю, что многие либерально настроенные люди согласились с его точкой зрения.
- Я бы очень осторожно относилась к таким вещам, предатель - не предатель, и не занималась бы навешиванием ярлыков. Он в любом случае человек демократических взглядов, а мы его уже зачисляем в предатели. Зачем? Мы не так сильны, чтобы так рассуждать. В любом случае, он создает альтернативу в России. А сила России именно в альтернативности во всем: в собственности, в точке зрения, свободе слова, образовании. Я считаю неправильным клеймить людей таким образом. Валерия Ильинична любит давать такие хлесткие ярлыки. Эти ярлыки, конечно, любопытные. И это ее путь, но пусть он будет пролегать в рамках единого демократического движения, где Новодворская, вероятно, займет крайне правую позицию. Ну и что? Все равно она наша. Она человек, который слышит других и сама может смело высказаться. Это же очень большая ценность - умение высказать свою точку зрения, отстоять ее и другого тоже услышать. Это для демократов характерно. Но я не понимаю, зачем сразу надо создавать свою структуру?
- То есть вы полагаете, что все эти новоявленные политические организации наносят лишь вред всему правому флангу?
- На мой взгляд, как дискуссионный клуб - нет. Это хорошо, это привлекает внимание, в том числе и СМИ. Фамилии вращаются, и с этой точки зрения, то, что создаются новые политические клубы, неплохо. Если, конечно, они преследуют только такие цели. Но учитывая, что Михаил Задорнов никаких самостоятельных структур не создавал, я во всяком случае такого не помню, то здесь велика вероятность того, что это некая попытка создать что-то новое и объединить вокруг себя людей. Но я очень глубоко сомневаюсь, что это получится. Мы все друг друга хорошо знаем, опять идти в организацию, где просто будет новый глава, - зачем? Я лично для себя как рассуждаю? Если вы действительно сможете доказать, что вы лучше можете управлять единой демократической партией, предоставите программы, покажите, что вы хороший оратор, что вы не категоричный, демократичный человек, что вы слышите людей, - мы за вас здесь проголосуем и изберем в лидеры. И так рассуждаю не только я, но и многие другие. Давайте объединяться! Действия же вне уже существующих структур изначально демонстрируют слабость.
- Я правильно понимаю, что, на ваш взгляд, демократам сейчас нужно двигаться совершенно в противоположном направлении?
- Именно так. Действия должны быть направлены на объединение. Если говорить буквально, то на самороспуск всех существующих демократических организаций и объединение их в одну. Сам факт такого объединения мог хотя бы как-то спасти ситуацию. Обратить внимание людей на то, что что-то серьезное в России происходит, если демократы объединились и начинают быть солидными людьми. Это было бы хотя бы что-то. Дело в том, что, даже объединившись, нужно будет очень много чего сделать, чтобы гражданское общество действительно за нами пошло.
- Можно в этой связи вспомнить, что на следующих выборах барьер для прохождения партий в Думу будет уже не пять, а семь процентов.
- Семь процентов - это вообще страшно себе представить. А при разрозненности тем более.
- Таким образом, вы считаете, что с тактической точки зрения объединяться демократическим силам надо немедленно, и не согласны с теми, кто говорит, что они будут объединяться в 2007 году? В частности, Ирина Хакамада как-то делала подобного рода заявления...
- Тогда будет уже очень поздно. Дело в том, что в 2007 году - это будет уже не объединение, а блокирование. Лично я сомневаюсь, что тогда из этого что-либо получится. Объединяться надо сейчас.
Национальная информационная служба Страна.Ru
http://nvolgatrade.ru/