В пятницу завершилась двухдневная работа собрания Ассоциации малых и средних городов России. На теплоходе, следующем вверх по Волге из Москвы в Углич, мэры городов обсуждали вопросы реализации Закона о местном самоуправлении, который был принят в октябре прошлого года. Корреспондент Страны.Ru Сергей Плетнев побеседовал о наиболее злободневных проблемах с президентом Конгресса муниципальных образований России, мэром города Углича Элеонорой Шереметьевой
- В связи с тем, что губернаторы вскоре будут не избираться, а назначаться президентом, не считаете ли вы, что властная вертикаль дотянется и до мэров городов? Некоторые губернаторы считают такое решение вполне логичным.
- Государственная власть действительно должна быть единой. И я также утверждаю, что губернаторов нужно назначать, тем более в такое переходное время. Губернатору нужно расписать все полномочия по управлению, в том числе и федеральными структурами на его территории: это правоохранительные органы, налоговая инспекция, комитет по борьбе с наркотиками и т.д. Ведь федеральная власть в регионе должна быть сосредоточена полностью в лице губернатора, он должен отвечать за все, с него должен быть и спрос.
Что же касается муниципальной власти, то мы представляем собой уже народовластие. Поэтому здесь продлевать эту вертикаль уже нет никакого смысла, потому что единственный путь цивилизованного развития России - это сильное государство в лице государственной власти и развитые демократические институты. И это не антитеза, а взаимодополняющие друг друга процессы.
- Но в таком случае представляется, что конфликты между губернаторами и местным самоуправлением просто неразрешимы, и хорошо проработанным законодательством можно только смягчить их. Ведь налицо разные формы власти.
- Что касается конфликтов. Как известно при решении новых вопросов 75% населения исповедует здоровый консерватизм, поэтому любые новации вызывают, если и не чувство открытого протеста, то по крайней мере неприятие. Закон о местном самоуправлении приняли совсем недавно, и взаимоотношения сложатся не раньше, чем лет через 10.
Я думаю, что некоторый антагонизм объективно заложен во взаимоотношениях между губернаторами и мэрами областных центров. Потому что все областные центры - доноры региона и они стараются как можно больше оставить себе, а меньшим делиться. А губернаторы, наоборот, хотят собрать все в `корзинку` и раздать депрессивным территориям. Кроме этого, там всегда присутствует политический момент, поскольку мэр - это потенциальный претендент на губернаторское место.
- Достаточна ли доходная база, которая необходима муниципалитетам для исполнения их функций?
- Категорически нет. Мы все договаривались, что нужно было принять закон о местном самоуправлении в пакете с налоговым и бюджетным кодексами для того, чтобы мы рассчитали все полномочия и не было нефинансируемых мандатов. Полномочия муниципалитетам урезали, казалось бы, доходов хватит. Но вот мы сделали небольшой мониторинг по нескольким областям Центральной России, и не хватает порядка 50% средств.
- То есть, ни о каком развитии и речи быть не может?
- Вообще, в новом законе развитие как таковое и не прописано. В Минэкономразвития нам сказали, что `развитие` как правовое понятие не существует.
- В законе записано, что муниципалитеты не могут иметь в собственности то имущество, которое не служит для исполнения их функций, а предназначено для извлечения прибыли. Как я понимаю, под это подпадают и объекты ЖКХ. Как вам кажется, не стоит ли попытаться изменить закон, пока еще не поздно?
- ЖКХ, который находится в плачевном состоянии, нам-то, как я думаю, как раз и оставят. Мне кажется, что нельзя так жестко ограничивать муниципалитеты в собственности, они сами должны определиться, что хотят иметь и на чем зарабатывать деньги. А если нам говорят, что это нельзя, это нельзя, то мы становимся просто обслуживающей функцией и никогда не будем иметь средств, чтобы содержать, к примеру, музыкальную или художественную школу. Поэтому вопросы владения собственностью на сегодняшний день остаются наиболее уязвимой и болезненной проблемой.
Мы будем работать и предлагать поправки, тем более что в этот закон через какое-то время они все равно будут вноситься. Если бы у нас были какие-то пилотные проекты, и закон обкатывался на каких-то регионах, то можно было бы уже сделать какие-то выводы. Но пока их у нас нет. Как всегда мы идем методом проб и ошибок.
Национальная информационная служба Страна.Ru
http://nvolgatrade.ru/