18 июня 2006
2501

Элизавета Бам. Я никого не убивала. Театр Наркомфин. Пресса о спектакле

Елизавета-бам-трах-тибедох

Бывают театральные спектакли, а бывают модные театральные проекты. Бывают театральные режиссеры, а бывают на все руки мастера из смежных, так сказать, областей. Считается, что первых можно допускать в театр, а вторых лучше держать от него подальше. Если бы все было так просто.

Вот - модный проект "Элизавета Бам", которую показывают в Театре Моссовета. А это Федор Павлов-Андреевич, поставивший "Элизавету Бам", которую показывают в Театре Моссовета. А это марка Face Fashion, которую возглавляет Федор Павлов-Андреевич, поставивший "Элизавету Бам", которую показывают в Театре Моссовета. А это разные телепередачи, которые вел Федор Павлов-Андреевич, поставивший "Элизавету Бам", которую показывают... А есть еще журнал "Молоток", который учил детей пубертатного возраста, как им прямо на уроках ..., закрытия которого добивается Генпрокуратура, главным редактором которого является Федор Павлов-Андреевич, который поставил "Элизавету Бам"...

Федора Павлова-Андреевича можно упрекнуть в чем угодно, только не в том, что сидит сложа руки. Руки у него все время чего-то делают, голова варит, работа вокруг кипит. И эти бурные действия рождают столь же бурные противодействия. Активность Павлова-Андреевича хочется ввести в какие-то берега, но она заливает все вокруг, как река в половодье. Теперь воды ее дошли до Театра Моссовета. И тут уж театральным критикам впору, засучив рукава, осушать подведомственную территорию. Я вот думаю, а надо ли.

Спектакль получился скучный, хотя местами изобретательный. Его главный принцип - предоставить абсурд Хармса самому себе. Тоже не вводить его в берега. Здесь преследователи Элизаветы Бам, похожие на шустрых сперматозоидов, то в соответствии со своей природой ползают, извиваясь, то вдруг встают на четвереньки и лают, то упражняются в каких-то восточных единоборствах. Сама Элизавета Бам (наделенная ярким комедийным дарованием актриса додинского МДТ Мария Никифорова) - такая же озорница. Судя по всему, она боится своих преследователей не больше, чем дети, играющие в казаков-разбойников, боятся ребят из команды-соперницы. В модный проект приглашен модный и очень талантливый художник Андрей Бартенев, который напридумывал для спектакля воз и маленькую тележку разных костюмов. Мама Элизаветы Бам (она же папа) похожа на оживший плакат Владимира Маяковского для окон РОСТА. У самой корпулентной Элизаветы, наряженной в супрематическое трико, отсутствует одна грудь, зато есть один каблук. Визуальный ряд придает хармсовскому абсурду совершенно особый оттенок. Ведь кто такие обериуты - это авангардисты, оказавшиеся вдруг в тенетах нарождающегося сталинского классицизма. Холодный ужас потерянности во времени и эстетической несовместимости с окружающей средой и сообщает их лукавым играм трагическую интонацию.

Бартенев возвращает "Елизавету Бам", написанную в конце 30-х, в лоно породившей ее эпохи. В его вызывающе-футуристических костюмах хорошо бы представить не Хармса, а "Победу над солнцем" 1913 года рождения. Знаменитое произведение Александра Крученых, которое играли в декорациях Малевича, пронизано желанием ниспровержения всего и вся, верой в светлое пришествие царства будетлян. Главное сломать, построить всегда успеем. В "Елизавете Бам" Хармса иное. Тут не пафос ниспровержения, а скорее страх от того, что мир ломается на части. Оттого-то у Крученых абсурд нестрашный, а у Хармса страшный (он уже заглянул в бездну). Оттого-то спектакль хорош как дефиле, а как спектакль скорее плох. Тут нет ни глубины, ни трагизма, ни экзистенциального ужаса, одни только примочки.

Видно, ох, видно, что Федор Павлов-Андреевич и К не просто спектакль ставили, они явно хотели сразить нас смелым решением. Хотели почувствовать себя футуристами в постмодернистские времена. То есть тоже заблудились во времени. Иногда думаешь, а не правильнее играть весь этот абсурд в гиперреалистических декорациях с кремовыми шторами. Вот где сшибка стилей и времен была бы наглядно представлена.

Есть, однако, в "Элизавете Бам" то, за что все же хочется сказать в адрес ее создателей добрые слова. Я ясно представляю себе главрежа какого-нибудь крупного театра, который, обхватив голову руками, думает: "Господи, опять наступает сезон и опять надо занимать в спектаклях труппу, этих пожилых звезд женского пола, будь они неладны. Чего ж для них такое подыскать-то? Ага, вот пьеса Джона Смита "Мадам, уже падают листья"! Пожалуй, сойдет". Ей-богу, неофитский энтузиазм постановщиков "Элизаветы Бам" милее мне, чем усталая мина этого гипотетического главрежа.

Да и в конце концов... Чем отвлекать детей от уроков, лучше уж искать новые пути в искусстве. Даже если они уже давно найдены другими.


Газета, 28 сентября 2006 года

www.smotr.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован