31 июля 2007
4807

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан: Конфессиональный и этнический факторы в развитии Северо-Кавказского региона и всей России

Сегодня мы ещё во многом живём в плену советских стереотипов.Когда духовная сфера всячески ограничивалась, а государственные мужи утверждали, что не сегодня-завтра никакой религии уже не будет. На смену советским функционерам заступили пропагандисты либерализма. Вроде бы идеология поменялась с точностью до наоборот, однако подход к религиозному фактору сохраняется всё тот же, происходит недооценка и в теоретическом и в практическом плане конфессиональной составляющей жизни нашего общества.

Северный Кавказ - это не только общее географическое, но и историческое пространство, в котором на протяжении многих столетий живут различные по своей культуре и вероисповеданию народы. Происходили ли на Кавказе конфликты в исторической перспективе? Да, но ни одно из известных столкновений не имело религиозного характера.

Могут попытаться сделать из этого вывод о маргинальности религии в жизни общества. Однако общеизвестным и научно подтверждаемым фактом является высокий уровень религиозности этносов, населяющих наш регион, будь то казаки или чеченцы, кабардинцы и переселенцы из центральной России и так далее. Значит, более обоснованно прозвучит утверждение, что именно религиозный фактор обеспечивал достаточно мирное сосуществование разных народов на такой небольшой территории. И эта закономерность свойственна всей истории России, где никогда не было религиозных войн.

Современный подход к развитию этноконфессиональных отношений предполагает унификацию всех и вся. Только раньше всех хотели сделать коммунистами, а сегодня - либералами. В этом смысле нелишним будет напомнить, что главной причиной развала СССР стали именно национальные противоречия, зачастую приводившие к кровавой развязке. А ведь семьдесят лет вся мощь государственно-политической машины была направлена на стирание различий. И вот, оказалось, что различия эти стирались на бумаге, а в жизни продолжали присутствовать.

Большинство людей - и верующих, и неверующих - не согласны отказываться от своей национально-культурной, мировоззренческой и религиозной идентичности, не хотят расставаться со своими убеждениями.

Мы не имеем права и не должны стремиться лишить людей национально-культурной и религиозной идентичности ради того, чтобы они стали внешне терпимыми. Национально-культурные ценности носят созидательный характер, но, с другой стороны, эти же ценности могут обернуться довольно тяжелыми проблемами.

Этнические, конфессиональные, социальные и прочие различия - это данность. То, что есть и будет до Страшного Суда. И опыт, накопленный нашей страной в XX веке, показывает, что беда приходит тогда, когда эти различия пытаются не замечать. Для верующих всех религий и конфессий существует четкая иерархия ценностей. Безусловной ценностью является Бог, спасение души и все, что с этим связано. Для большинства людей к безусловно значимым ценностям относятся также национально-культурная и религиозная самобытность. Корни экстремизма и шовинизма лежат именно в том, что людей искусственно лишают возможности приобщаться к той культуре и тем традиционным ценностям, которые они, их предки разделяли в течение веков. В частности, в России русскому народу не дают возможности изучать православную культуру в общедоступной государственно-общественной школе (на содержание которой эти люди платят налоги) под массой надуманных предлогов.

Поэтому, когда мы говорим о ксенофобии - а именно эта проблема приобрела сегодня особенно острое звучание, - мы должны отдавать себе отчёт в том, что преодолеть ксенофобию, неприязнь к другим людям, представителям другой религии, национальной или социальной группы можно только на пути признания этих различий. Вспомните девиз на гербе Соединенных Штатов: ex pluribus unum - "из множества образуется единство". К слову, это цитата их христианского богослова IV века Блаженного Августина.

Да, в России живут не только русские. При том, что русские составляют подавляющее большинство населения, Россия является полиэтнической страной. И в то же время, она - Отечество для всех этносов, её населяющих. В России подавляющая часть населения - это верующие люди, а 80 процентов верующих - православные. Так же традиционно действуют в России ислам, буддизм, иудаизм. А это значит, что Россия - это Родина и для православного, и для мусульманина, буддиста, иудея.

И если мы тысячу лет находили возможность не просто мирно сосуществовать, но вместе созидать единое государство, то что же такое произошло сегодня, что вражда выплескивается на наши улицы? В Санкт-Петербурге убили девочку, по национальности таджичку. А у нас, на Северном Кавказе, в некоторых субъектах Федерации, где проживали сотни тысяч русских, их осталось несколько сот человек. И более того, политика руководства республик исправить эту ситуацию наталкивается на чье-то сопротивление. Русские начинают возвращаться в свои дома, а эти дома начинают взрывать и поджигать.

Преодолеть ксенофобию, неприязнь к другим людям, представителям другой религии, национальной или социальной группы можно только на пути признания этих различий... "из множества образуется единство".

Хулиганствующие молодчики в Москве избили прекрасного человека, министра культуры Кабардино-Балкарии Заура Тутова, много сделавшего, кстати, для развития собственно русской культуры. А шесть лет назад в Тырныаузе прямо в алтаре храма был зарезан православный священник, и тот, кто совершил это злодеяние, прямо назвал свой мотив: неприязнь к христианам.

В конце концов, давайте вспомним лозунг, весьма популярный в Чечне десять лет назад: русских - в Рязань, татар - в Казань, ингушей - в Назрань. Лозунг этот во многом воплощен в жизнь, но никому это счастья не принесло.

Традиционные конфессии России, Северного Кавказа учат своих последователей только миру, только взаимопониманию, уважению к своим соседям и согражданам. Но за несколько лет, прошедших после легализации религиозных объединений, мы при всём нашем желании были не в состоянии просветить всех. Поэтому по-прежнему достаточно высок уровень невежества в религиозных вопросах, в духовно-нравственной сфере.

Это проблема. И преодолевать её надо всем вместе - и религиозным деятелям, и обществу, и властям. Лечить болезнь - хоть физическую, хоть, социальную, хоть духовную - всегда сложнее, чем предотвращать её. И поэтому нам надо весьма серьёзно подойти к воспитанию нашей молодёжи, к воспитанию детей, в том числе начиная с детских садов. Конечно, семья играет огромную роль в воспитании человека, в формировании культуры и системы ценностей. Но сегодня семейные связи во многом разрушены. Сегодня мы выдаем молодым людям паспорта в четырнадцать лет, с пятнадцати лет начинаем принимать их на работу. То есть искусственно вырываем их из семьи.

Значит, растет значение и место школьного образования, которое обязано не просто давать определенную сумму знаний, но и воспитывать юношей и девушек в рамках традиционной духовной культуры. Первый позитивный опыт у нас на Кавказе в этой сфере уже есть. В десятках школ на Ставрополье преподаются Основы православной культуры. В Карачаево-Черкесской республике введено преподавание истории традиционных религий - ислама и православия. Есть подобные наработки в Кабардино-Балкарской республике.

Школьники, педагоги и родители единодушны в положительной оценке этих занятий. Однако первый опыт обнажил и первые проблемы. Среди них выделю нехватку квалифицированных преподавателей. Здесь может быть два пути решения: либо создание соответствующих факультетов или отделений в светских вузах, либо в духовных учебных заведениях, например, в исламском институте в Черкесске, Ставропольской духовной семинарии.

В любом случае ясно, что государство должно широко поддержать этот проект. Ибо ксенофобия, как уже было сказано, разрушая общество, ведёт и к разрушению государства. Потому что невежеством молодёжи легко манипулируют различные деструктивные силы.

Большинство террористических групп, действующих на Северном Кавказе, используют для оправдания своих преступлений религиозную мотивировку, утверждая, что их деятельность вызвана необходимостью защиты ислама. Такие тезисы распространяют как интернет-сайты террористов, провозглашающие, например, необходимость уничтожения православных священнослужителей, так и ряд федеральных СМИ. Всё это создает информационную и идеологическую поддержка для вербовки в ряды террористических организаций молодых людей, стремящихся к соблюдению норм ислама.

То есть против нашего общества ведётся целенаправленная психологическая и идеологическая война. На этот вызов должен быть дан адекватный ответ как в средствах массовой информации, так на уровне мусульманских общин региона. Сложившаяся ситуация должна также учитываться и в организации учебного процесса медресе и институтов, обучающих будущих имамов.

Религия предполагает наличие четкой иерархии нравственных ценностей, что допустимо и что недопустимо. И надо прямо сказать, что сегодня средства массовой информации, прежде всего телевидение, здесь оказывают дурную услугу нашему обществу.

Как уже отмечалось, ряд субъектов Федерации на Северном Кавказе стал (или становится) моноэтничным. Молодёжь вырастает в условиях, когда о культуре других народов она может узнать только в школе или по телевидению. В школах преподавать Основы православной культуры не дают, а нравственный уровень нашего телевидения всем известен и в комментариях не нуждается.

В итоге у юношей и девушек складывается вполне определённое впечатление о России и русских, подогреваемое пропагандой экстремистов. То есть закладываются основы реальной ксенофобии. Потому что молодёжи говорят: оттуда идёт зло, разврат, там люди не имеют нравственности, они чужие.

Поэтому надо преодолевать и тенденцию исхода русского населения с Северного Кавказа, и шире рассказывать именно о настоящей, классической, традиционной русской культуре, а не том, во что её хотят превратить сегодня.

Нравственный потенциал традиционной культуры, традиционных конфессий России огромен. Этот потенциал может стать локомотивом, вытягивающим наше общество из кризиса переходного периода.

Обществу, государству необходимо и даже выгодно, чтобы их граждане были духовно-нравственными людьми. Человек, живущий по заповедям Божиим, не крадет, не убивает, не лжесвидетельствует. Словом, верующий человек - это образцовый гражданин земного Отечества.

Традиционные конфессии России, Северного Кавказа учат своих последователей только миру, только взаимопониманию, уважению к своим соседям и согражданам.

Конечно, за последние пятнадцать лет нам удалось немало сделать в позитивном плане. Однако надо признать, что в нашем современном обществе наблюдается не только духовно-нравственный прогресс, но и проявления греховной природы человека с её необузданными эмоциями, страстями, страхами, самомнением, жестокостью, эгоизмом... Всё это порождает проблемы в экономике, социальной жизни, демографии. И поэтому поиск решения всего комплекса этих проблем лежит на путях духовного возрождения человека и общества.


http://www.instkavkaz.ru/fed_mag/detail.php?ID=1070
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован